Самый яркий, провокационный и непредсказуемый театр Чикаго Trap Door Theatre приглашает на премьеру спектакля “Мученичество Петра Охея” (“The Martyrdom of Peter Ohey”) по ранней (1959 год) пьесе Славомира Мрожека (1930-2013). Автор инсценировки и режиссер-постановщик – Николь Виснер. Ассистент режиссера – Мигуэл Лонг. В ролях: Венис Эврихарт, Деннис Бисто, Натара Истер, Мэтти Робинсон, Кит Сарни, Боб Уилсон, Карл Висневски.
В одно прекрасное утро законопослушный Петр Охей обнаружил в ванной… тигра. Семья в панике – что делать? Петр докладывает обстановку начальству, и у него в доме появляются разные люди: ученый – надо же изучить повадки новой породы: “тигра туалетного”; директор цирка – если есть тигр, то его надо показывать в цирке, а если он живет у Петра, то можно устроить представление в квартире Петра; учитель с детской экскурсией – смотрите, детки, чудесный тигр. К Петру приходит сборщик налогов – за тигра налог заплатить извольте – и даже представитель Министерства иностранных дел, который организовывает гостю из экзотической страны экзотическую охоту на тигра в качестве развлечения. Где охотиться – спросите вы? Да все там же, в квартире Петра. Все эти люди, приходя к Петру, приносят свои декорации и начинают ИГРАТЬ свои собственные сценки. Такой театр в театре нужен Мрожеку и его героям для того, чтобы спрятаться от безумия окружающей действительности. Тигр в ванной – не плод больного воображения героя. Он реален, но он блекнет по сравнению с тем абсурдом, что происходит за порогом квартиры. Петр понимает всю нелепость происходящего, но противостоять не может, да и не хочет. Выхода нет – только зайти в ванну к тигру… Как всегда у классика театра абсурда Славомира Мрожека, в тексте много аллюзий и едкой иронии. Драматург высмеивает и капитализм, и социализм, и государство как таковое. Пьесы Мрожека с годами не теряют своей актуальности. Напротив, глядя на абсурд сегодняшней действительности, они смотрятся свежо и современно. Варшавский журналист Кристина Курчаб-Редлих вспоминает: “Вся Польша конца семидесятых годов, когда Мрожек был уже во Франции, дышала Мрожеком. У нас говорят: “О, ты говоришь Мрожеком” – то есть насмехаешься. Или если видишь несуразный идиотизм, что уже в голове не укладывается, – вот, это сам Мрожек! Мрожек впитался в наше подсознание. Мы вспоминали его поговорки. Была такая: “Толпы ищут пророка, но чаще всего находят фюрера”. Когда смотришь сегодня, понимаешь с ужасом, что это правда. Или: “Глупостей полным-полно всегда, а мудрости – никогда, и в блеске славы глупость часто неузнаваема, а ее принимают как мудрость”. Мрожек умел всегда сказать ясно, просто и точно, где фальшь, а где правда. Власти его никогда не любили, и были времена, когда его ставить у нас тоже было сложно. Но все-таки он остался в нас и, надеюсь, еще долго будет. Мрожека у нас уже не ставят, времена другие, и то, что было для нас важно, что нас воспитывало, уже нет”.
Trap Door Theatre не впервые обращается к драматургии Мрожека. Я помню спектакль “Вацлав” сезона 2013-14 годов (режиссер – художественный руководитель театра Беата Пилч) – сатирическую комедию о заводе на острове Провокация, где предприниматели все – вампиры-кровососы, а слепой страж закона по имени Эдип живет по принципу: “В темноте добро неотличимо от зла”. В сезоне 2019-20 годов (как раз перед пандемией) в театре играли “Танго” (режиссер – Эмили Лотспич) – сатирический памфлет об опасностях, присущих современному обществу. Так что если в Польше Мрожека “уже не ставят”, то в Чикаго есть место, где можно посмотреть спектакли по его пьесам.
Nota bene! Спектакль “Мученичество Петра Охея” идет с 3 февраля по 12 марта в Trap Door Theatre по адресу: 1655 West Cortland Street, Chicago, IL 60622. Билеты – на сайте trapdoor.ticketleap.com/the-martyrdom-of-peter-ohey/.