22 октября в помещении Drury Lane Theatre были подведены итоги театрального сезона 2017-18 годов. В этот вечер в театре состоялась юбилейная, 50-я церемония вручения главной театральной премии Чикаго “Джефф” (Jeff Award) среди театров, входящих в Американский профсоюз театральных деятелей (Jeff Awards Equity Wing Recipients).
Триумфаторами премии оказались в этом году American Blues Theatre (пять премий) и Goodman Theatre (четыре премии). Все награды American Blues Theatre получил за спектакль “История Бадди Холли” (“BUDDY – The Buddy Holly Story”) – музыкальный рассказ о короткой яркой жизни американского певца и композитора Чарльза Хардина Холли, вошедшего в историю музыки под именем Бадди Холли. Перечислю награды театра: лучшая режиссура – Лили-Энн Браун, лучшая роль в мюзикле – Закари Стивенсон, лучшее музыкальное оформление – Майкл Малер, лучший ансамбль в мюзикле и самая главная премия – за лучший мюзикл для театров малой формы,. Четыре премии Goodman Theatre распределились среди трех спектаклей. Лучшим драматическим спектаклем для театров большой формы стал “Вид с моста” (“A View from the Bridge”) по пьесе Миллера 1955 года. Постановка художественного руководителя амстердамского театра “Toneelgroep”, бельгийского режиссера Иво ван Хове о трагической истории любви, случившейся в итальянском квартале Бруклина в середине прошлого века, стала самым громким театральным событием последних лет. Премьера прошла в 2014 году в театре Young Vic (Лондон). После многих наград в Европе Иво ван Хове получил еще одну – премию “Джефф” за лучшую режиссуру.
Премия за лучший ансамбль в драматической постановке ушла к актрисам спектакля “The Wolves”, а Эллен Фейри (спектакль “Support Group for Men”) получила приз за лучшее новое произведение. В номинации “Лучший режиссер мюзикла” победу в очередной раз одержал Ник Боулинг. На этот раз – за спектакль “Рэгтайм” в Marriott Theatre.
В этом году исчезло деление на женскую и мужскую роли. Лучшими исполнителями главной роли в драматическом спектакле признаны Тара Маллен (“The Cake” в Rivendell Theatre Ensemble) и Кэролайн Нефф (“Lettie” в Victory Garden Theater), лучшим актером в мюзикле стал Джейсон Гримм (“Murder for Two” в Marriott Theatre). Лучшей ролью в моноспектакле стала работа Кейт Фрай в образе Эмили Дикинсон в спектакле “The Belle of Amherst” в Court Theatre, лучшим актером в категории “Revue” стал Лоренцо Раш-младший в спектакле “Five Guys Named Moe” в Court Theatre.
Премию за лучшую второстепенную роль в мюзикле разделили Мэтт Краули (“South Pacific” в Drury Lane) и Гевин Рорер (“Million Dollar Quartet” в Paramount Theatre). Два победителя и в категории “Лучшая второстепенная роль в драматическом спектакле”: Мэтт Де Каро (Большой Па в “Кошке на раскаленной крыше” в Drury Lane) и Кит Купферер (“Cal in Camo” в Rivendell Theatre Ensemble).
Из шести номинаций спектакль “Southern Gothic” в Windy City Playhouse получил три премии: кроме Мэтта Краули это Дэвид Белл (“Лучшая работа в драматическом спектакле, малая форма”) и Скотт Дэвис (“Сценический дизайн, малая форма”)
Столько же премий у спектакля “Traitor” в Red Orchid Theatre: за лучший драматический спектакль малой формы, лучшую режиссуру драматического спектакля малой формы (Майкл Шеннон) и лучшую новую адаптацию (Бретт Нево).
Специальные награды получили четыре театра: Goodman Theatre (1925 год, в скобках – дата образования), Drury Lane Productions (1949 год), Court Theatre (1955 год), Second City (1959 год). За полвека существования премии вместе они получили более чем тысячу четыреста номинаций и свыше трехсот пятидесяти наград.
Немного статистики
В отборе участвовал 141 спектакль, созданный 51 театром в период с 1 августа 2017 года до 31 июля 2018 года. 111 спектаклей получили гордое звание “Jeff Recommended” и возможность номинироваться на премию. В результате в 31 категорию попали 178 номинантов. Среди них – 24 мировые и чикагские премьеры драматических пьес и мюзиклов.
Немного истории
Премия Jeff Award носит имя известного американского актера XIX века Джозефа Джефферсона Третьего. Две его тетушки были актрисами. В 1837 году в составе первой профессиональной театральной компании они приехали на гастроли в Чикаго. Джозефу исполнилось в тот год девять лет. Уже через год он начал свою актерскую карьеру. Джефферсон выступал в Нью-Йорке, гастролировал в Англии, Франции и в других европейских странах. На протяжении двадцати трех лет он каждый год приезжал на гастроли в Чикаго. Интересно, что его адвокатом был не кто иной, как Авраам Линкольн. Джозеф Джефферсон Третий умер 23 апреля 1905 года.
Премия Jeff Award была учреждена в Чикаго в 1968 году. Первая церемония вручения наград состоялась 6 октября 1969 года. На ней присутствовали сто семьдесят пять человек. Шесть премий разделили между собой постановки семи театров.
В первые пять лет своего существования Jeff Award рассматривала только постановки коллективов, входящих в состав Американского профсоюза театральных деятелей. С 1973 года члены жюри премии (а их каждый год собирается более пятидесяти человек) стали поддерживать молодые независимые театральные труппы, не входящие в состав театрального профсоюза. С тех пор премию присуждают дважды в год: среди театров – членов профсоюза и среди театров, не входящих в профсоюз.
В 1973 году церемонию впервые показали по телевидению на канале CBS.
Впечатления очевидца
Юбилейная церемония была окрашена в ностальгические тона и прошла с легким налетом сентиментальности, но при этом живо, ярко, празднично. Она началась с песни Дон Кихота из мюзикла “Человек из Ламанчи”. Вышедшие на сцену актеры разных поколений запели: “Я иду, даже если не вижу пути. Я не знаю, куда я приду. Я иду, ибо кто-нибудь должен идти За всех – и себе на беду!”
В течение всего вечера на экране мы видели видеофрагменты первых вручений премии, речи знаменитых чикагских актеров перемежались приветственными обращениями сегодняшних театральных звезд.
Конечно, замечательных актеров, режиссеров, спектаклей было гораздо больше, чем заветных статуэток. Я, например, очень жалею, что яркий “Макбет” в Чикагском шекспировском театре был удостоен лишь двух премий (лучшие световой и звуковой дизайны – Том Вивер и Андре Плусс), что без наград остался тонкий психологический спектакль Чарльза Ньюэлла “Все мои сыновья” в Court Theatre, что среди победителей не оказалось актеров Ларри Яндо (номинация “Лучшая роль в категории “Драматический спектакль”, спектакль “Похороненное дитя” в Writers Theatre), Стейси Кича (номинация “Лучший моноспектакль”, роль Э.Хемингуэя в моноспектакле “Памплона” в Goodman Theatre), Дианны Данаган (номинация “Лучший исполнитель второстепенной роли в категории “Драматический спектакль”, роль Нэнси Рейган в спектакле “Свидание вслепую” в Goodman Theatre)… И так далее, перечислять можно еще очень долго. Что делать, так было всегда и так будет всегда: кто-то получает награду, кто-то остается в зале, чтобы выйти за призом в следующий раз. Как сказала, обращаясь с экрана, Дианна Данаган: “Я ждала двадцать три года, пока получила свою премию. Всем, кто ее сегодня не получит, советую: будьте терпеливы, и удача придет к вам!” Поднявшийся вскоре на сцену получать свою статуэтку Мэтт Де Каро продолжил тему. Его первыми словами были: “Дианна, ты говорила про двадцать три года. Мне понадобились сорок лет, чтобы дождаться своего часа”.
Ведущими вечера были основатель и бессменный художественный руководитель Чикагского шекспировского театра Барбара Гейнс и основатель и председатель Совета директоров Black Ensemble Theater Джеки Тейлор. Режиссер церемонии – художественный руководитель Porchlight Music Theatre Майкл Вебер.
Церемония вручения премии была, как обычно, шумной и веселой. Политических заявлений было не так много, как ожидалось. Получая специальную награду, исполнительный продюсер Second City Эндрю Александер под бурные овации зрительного зала назвал президента Трампа фашистом, а режиссер Ник Боулинг сказал, что мюзикл “Рэгтайм” говорит о переменах и сейчас пришло время таких перемен. Присутствующие в зале активно прореагировали на эти слова.
Атмосфера в зале была праздничная. Лауреаты, поднимаясь на сцену, шутили, благодарили родных, близких, членов жюри премии и саму атмосферу города, позволяющую заниматься творчеством. Фамилии номинантов сопровождались возгласами и приветствиями коллег. За своих болели громко и “со вкусом“, а когда объявляли имя лауреата, громко аплодировали все, даже недавние соперники.
Менее, чем за три часа, премии были вручены, и счастливые победители вместе с неунывающими проигравшими и нами, заинтересованными “болельщиками”, переместились в фойе, где всех ждали фотосессия и угощения. Потом начались танцы. В общем, было весело, приятно и вкусно. Проигравших не было, праздник удался! “И я там был, мед-пиво пил…“ А поскольку 2019 год – год Театра в Чикаго, прошедший вечер стал прекрасной преамбулой. То ли еще будет!..
Я благодарю организаторов и членов жюри премии за прекрасную работу, желаю “Джеффу” жить и процветать на радость нам всем! Перефразируя Дон Кихота, закончу словами из его песни: “Слава “Джеффа”, как звезда, Будет высока всегда!”
Nota bene! Полный список лауреатов Jeff Awards-2018 опубликован на официальном сайте премии www.jeffawards.org. Там же вы найдете полную информацию об истории и сегодняшнем дне премии.
фотографии – Bill Richert Photography