Юбилейный, тридцатый сезон Writers Theatre (Гленко, пригород Чикаго) заканчивается мировой премьерой спектакля “Pearl’s Rollin’ With The Blues”. Создатели — Фелисия Филдс и Рон О Джей Парсон. Режиссер — Рон О Джей Парсон. В главной роли — номинантка на премию “Тони” Фелисия Филдс. В спектакле участвует музыкальная группа в составе: Чик Стрит Мен (музыкальный руководитель/гитара), Рикардо Хименес (валторна/арфа), Франк Мензис (клавишные), Харольд Моррисон (ударные), Джули Понс (контрабас). Как написано в аннотации к спектаклю: “Песни от души, ритм от сердца”. Петь блюз — это то, для чего Перл рождена. Ей не терпится снова оказаться на сцене со своей группой… Нас ждет музыкальное представление (“musical event”), созданное по мотивам спектакля “Черный зад мамаши Рейни” (“Ma Rainey’s Black Bottom”) по пьесе Огаста Уилсона (Writers Theatre, сезон 2018-19 годов). Тогда Фелисия Филдс исполнила несколько блюзовых композиций, которые стали украшением спектакля. На этот раз все построено на музыке, так что мы услышим еще больше песен и музыкальных номеров. С гитаристом Чиком Стрит Меном Филдс гастролировала по США со спектаклем “It Ain’t Nothin’ But the Blues”. В большом Чикаго спектакль прошел на сцене Northlight Theatre.
Для режиссера Рона О Джей Парсона нынешний сезон получился на редкость урожайным. Его недавние работы стали заметными событиями в культурной жизни Чикаго: “Безжалостно” (“Relentless”) в TimeLine Theatre Company (позднее постановка была перенесена в Goodman Theatre) и “Два поезда” (“Two Trains Running”) в Court Theatre.
Временный художественный руководитель Writers Theatre Бобби Кеннеди (театр по-прежнему в поиске лидера) говорит: “Услышать, как Фелисия Филдс поет блюз, — чувства, которые вы никогда не забудете. Для этого шоу Фелисия лично выбрала список классических блюзовых композиций. Как писал Огаст Уилсон: “Пение — это способ понять жизнь”. Я не могу дождаться, когда Фелисия Филдс выйдет на сцену, чтобы услышать, как она поет, и лучше понять жизнь”.
Спектакль “Pearl’s Rollin’ With The Blues” чествует великих блюзовых исполнителей прошлого и дает нам прекрасную возможность поговорить о блюзе вообще и чикагском блюзе в частности.
Примерное время рождения блюза — рубеж XIX-XX веков. Место рождения — штат Алабама, дельта реки Миссисипи (от Мемфиса до Мексиканского залива). Отсюда стиль — “дельта блюз”. Название “дельта” носит здесь скорее не географический, а историко-культурный смысл. Дельта — это место, где после расчистки от лесов и осушения болот выращивали хлопок. На этих бескрайних полях работали сотни тысяч людей. Жизнь их была тяжела, и музыка, песни были для них единственной отдушиной. Так они уходили от быта. Так что рождение блюза далеко от романтизма… Из Алабамы через Джорджию и Флориду блюз быстро распространился по всей Америке. Важнейшими центрами блюза стали Техас, Калифорния, а потом Чикаго.
Если Дельта — это колыбель блюза, то без Чикаго, вероятно, блюз так и остался бы в этой колыбели сугубо фольклорным феноменом. Но Чикаго превратил блюз в предмет шоу-бизнеса, предмет купли и продажи. В пятидесятые годы — период классического чикагского блюза — популярность блюза не распространялась дальше некоторых районов Чикаго, а точнее его South side — Южной стороны. Есть даже специальный термин — West Side Sound, Звук западной стороны. Чуть ли не в каждом втором доме были точки, где играли блюз. Там играли молодые Отис Раш, Мэджик Сэм, Бадди Гай. Впоследствии там же открылись звукозаписывающие компании. Одним из самых знаменитых и культовых мест был клуб “Theresa’s Lounge”. Он появился на карте Чикаго в 1948 году. Хозяйку клуба Терезу Маклорин Нидхэм называли “крестной матерью” блюза. В ее клубе выступало множество тогдашних звезд, но больше всего клуб известен тем, что это место облюбовали для своих выступлений Бадди Гай и Джуниор Уэллс. В дискографии Уэллса есть даже несколько альбомов, записанных именно в этом заведении. Клуб был занесен во множество справочников и путеводителей по Чикаго, был городской достопримечательностью. К сожалению, в 1986 году клуб был закрыт. Тереза умерла в 1992 году. В 2001 году ее имя появилось на Аллее славы блюза.
Еще один легендарный блюз-клуб Чикаго живет и процветает. Он называется “Buddy Guy’s Legends” и расположен по адресу 700 South Wabash Avenue. Клуб образовался в июне 1989 года и сразу превратился в Мекку современного блюза. За тридцать три года своего существования в нем побывали такие прославленные музыканты, как Дэвид Боуи, The Rolling Stones, Эрик Клэптон. Хозяин клуба Бадди Гай дает концерты раз в год в январе. В клубе выступают и другие исполнители — всегда высокого уровня. Недавно я там слушал замечательного блюзмена Эдди Кэмпбелла. Он тоже уроженец Миссисипи и тоже прошел свою школу в Чикаго. Выступал с Коко Тейлор и вместе с проектом “Все звезды Чикаго” объехал всю Европу. “Buddy Guy’s Legends” остается единственным местом в Чикаго, где каждый вечер — без исключения! — можно услышать замечательный блюз!
В начале двухтысячных Блюз западной стороны постепенно трансформировался в то, что сейчас называют современным электрическим блюзом, то есть музыкой на основе блюза, фанка, рока, ритм-н-блюза, соула. Возможно, блюз уже никогда не будет звучать как прежде — он полон импровизаций, сложных аранжировок, он мимикрировал под окружающую его музыкальную среду. Но, и это, на мой взгляд, самое важное, — блюз не утратил ритма и драйва, а значит блюз продолжается!
Спектакль “Pearl’s Rollin’ With The Blues” идет в Большом зале Writers Theatre (Alexandra C. and John D. Nichols Theatre) до 24 июля 2022 года.
О новом сезоне Writers Theatre читайте в ближайших выпусках Театрального обозрения.
Nota bene! Билеты на спектакль “Pearl’s Rollin’ With The Blues” и абонементы на спектакли сезона 2022-23 годов — на сайте www.writerstheatre.org или по телефону 847-242-6000. Writers Theatre находится по адресу: 325 Tudor Court, Glencoe, IL 60022.