Песах – это не просто кулинарный семейный праздник с мацой и фаршированной рыбой. Он считается главным национальным праздником и известен как своего рода День Рождения еврейского народа. Но сегодня, когда мы отмечаем его посреди эпидемии коронавируса, со всей трагической ситуацией уходящих от нас друзей и близких, возникает закономерный вопрос – как мы можем вообще его праздновать, тем более не находясь вместе из-за карантина?
Помочь с ответом на этот вопрос может понимание того, что мы отмечаем. Как и любой наш праздник, Песах сам по себе связан с трагическими событиями. Наш исход из Египта оставил эту страну в руинах, с разрушенной экономикой, шоком от уничтожения первенцев и после остальных девяти казней. И, главное, наша традиция говорит, что только меньше четверти еврейского народа вышла с Моше в дорогу в Эрец-Исраэль. И тем не менее, это праздник исключительной важности – потому что с него мы отсчитываем нашу национальную связь со Всевышним, получение заповедей и начало нашей истории уже в этом качестве.
Песах символизирует принятие нами – помните, там, возле горы Синай – в первую очередь человеческой морали и кодов поведения не только по отношению к Нему, но и не менее того – в отношениях с другими людьми. Оттуда идет святость человеческой жизни и законы уважения другого человека. Именно это мы привнесли тогда, три тысячи лет назад, в варварский мир древнего Ближнего Востока и затем всему миру. Именно за это нас так ненавидят все антисемиты – потому что понимают превосходство нашей морали. Но понимаем ли мы это сами?
Это уже вопрос к нашей истории. Первый урок нами был получен, когда 10 из двенадцати колен исчезли в наказание за идолопоклонство. Восстановленное с таким трудом царство Второго Храма пало от наших распрей, внутренних раздоров, предательства и самоненависти. В канун Песаха мы отмечаем одно из самых драматических событий нашей истории – падение Массады, самоубийство ее защитников и трагедию окончательного поражения Великого Восстания против Рима, положившего начало нашему двухтысячелетнему изгнанию.
Что характерно, окончание галута тоже связано с подобной трагедией – Холокостом. И одна из наиболее страшных страниц уничтожения европейского еврейства тоже выпадает на канун Песаха. В день, когда все садятся за пасхальный седер, в 1943 г. началась ликвидация Варшавского гетто. Кульминация трагедии польского еврейства. А спустя всего 49 лет другой трагедией – страшным терактом в гостинице “Парк” в Нетании – завершилась эпоха иллюзий “мира Осло”, и израильское общество начало путь к возвращению к ценностям сионизма, контроля над Эрец-Исраэль и бескомпромиссной защиты нашего национального достоинства.
Сегодняшняя ситуация с эпидемией тоже напоминает нам о необходимости держаться вместе, сохранять свою жизнь и свою мораль как нации уже в этих условиях. Это еще одно испытание, из которого мы должны выйти еще более сильными и уверенными в своей правоте. Помогая друг другу и всем, кто в этом нуждается. Еврейские общины Нью-Йорка и Бней-Брака, Москвы и Парижа, Лондона и Ашкелона борются с одним врагом – и мы не можем не победить.
Пожелаем здоровья друг другу и радостей и безопасности всем нашим близким, несмотря ни на что – доброго праздника, и, как мы всегда говорим в Песах – “В следующем году – в Иерусалиме!”
Хаг Песах КашервеСамеах!
Михаил Лобовиков
Израиль