Только один день — 18 ноября — в концертном зале McAninch Arts Center (пригород Чикаго Glen Ellyn) мы увидим спектакль “Paris! The Show”. В нем рассказывается история молодой американской девушки Эмили, мечтающей стать знаменитой художницей и приезжающей в Париж. Если вы сейчас вспомнили сериал “Эмили в Париже” (“Emily in Paris”, 2020-2023), то спешу вам сообщить, что спектакль не имеет с ним ничего общего, кроме имени главной героини. Итак, Эмили приезжает в Париж и на Монмартре встречается с… Эдит Пиаф. Она становится ее подругой. А еще она влюбляется в молодого певца по имени Шарль, живущего на площади Пигаль. Это место в Париже с давних времен славилось вольными нравами его завсегдатаев. Площадь Пигаль стала приобретать свою сомнительную репутацию в конце XVIII века, когда французские аристократы начали селить здесь своих куртизанок. В семидесятых годах века двадцатого здесь появились первые порнокинотеатры, за ними последовали сексшопы… Говорят, русское слово “пигалица” появилось именно отсюда. Казаки, вошедшие в Париж в 1814 году, так прозвали местных жриц любви. Площадь прославил своим вальсом знаменитый французский шансонье Жорж Ульмер. Он сочинил вальс в сороковых годах XX века, и вот уже более восьмидесяти лет эта мелодия служит одной из музыкальных визитных карточек Парижа.
“Капает дождь. Станция метро. Кафе. Пьяный, ищущий компанию. Бродячий художник. Проститутки и их сутенер. Это Пигаль в Париже…”
Недавно парижские власти решили основательно взяться за Пигаль. Парламент принял новый закон о проституции, и большинство “ночных бабочек” исчезли из района. Не всем парижанам это нравится. “Возмутительно”, — сказала в интервью газете Le Parisien восьмидесятидвухлетняя местная жительница, которая живет в окрестностях Бульвара де Клиши уже шестьдесят лет. — Площадь Пигаль — это часть истории. Она всегда была мне хорошим соседом; благодаря девушкам там всегда собиралось много народу.”
Вальс “Пигаль” мы услышим в спектакле “Paris! The Show”. Но это так, к слову (о музыке — ниже). Эмили и Шарль вместе гуляют по Парижу и наслаждаются великим городом. Красивые декорации переносят зрителей с Елисейских полей на Монпарнас, с Монпарнаса на берег Сены, от берега Сены на Монмартр, оттуда — на сцены знаменитых парижских кабаре. Прибавьте к этому живую музыку (никакой фонограммы!), выразительные костюмы, французский язык и французский шарм, чтобы поверить в правдивость аннотации: “У зрителей будет полное ощущение физического присутствия в Париже”.
В спектакле звучат песни Жоржа Ульмера, Эдит Пиаф, Жозефин Бейкер, Мориса Шевалье, Жака Бреля и других великих французских шансонье. Они все жили в Париже, любили Париж, сочиняли в Париже…
Как самостоятельный стиль, шансон сформировался во Франции. В этой стране существует давняя традиция песни — поэтической, сатирической, драматической. Трубадуры Прованса, Франсуа Вийон, Пьер-Жан Беранже, Артур Рембо… Термин “шансон” появился в XV-XVI веках и обозначал народную песню. Позже так стали называть песни, исполняемые шансонье — французским эстрадным певцом. Пелись живые жанровые композиции, причем часто исполнитель одновременно являлся автором слов и музыки. Уже в девятнадцатом веке во Франции cуществовали кафе-шантаны, потом появились кафе-конcы — дедушки и бабушки того, что впоследствии стали называть мюзик-холлом. Они как магнитом притягивали к себе артистов, поэтов, художников и, конечно, музыкантов. На сцене — музыка, танцевальные номера, скетчи. Успех — абсолютный, публика валит валом. Шансон любили все: рабочие, буржуа, коммерсанты, свободные художники. Музыка во Франции рождалась и исполнялась всюду: в кафе, в театрах, на ярмарках, на турнирах, на стадионах, на политических акциях. Где-то там родилась и “Марсельеза” — песня Руже де Лиля, сочиненная для марша отряда марсельцев на Париж, ставшая гимном Франции.
Вспомним некоторых великих французских шансонье.
Жозефин Бейкер (1906-1975). Именно ей суждено было произвести фурор своим номером в парижском варьете в двадцатых годах прошлого столетия. Подобие ритуального африканского танца она исполняла одетой лишь в юбочку из бананов. Ее “банановый танец” получил распространение во всей Европе, именно благодаря Жозефин банан стал неотъемлемой частью художественных салонов и эротическим символом. С бананом в руке на вернисажи являлись Сальвадор Дали и молодой Пабло Пикассо. Бананы включал в свои натюрморты Анри Руссо. В модных магазинах продавались сумочки в виде банана и шляпки, украшенные бананами из папье-маше. “Банановый танец” Жозефин Бейкер назывался “шимми”. Так же, как и рецепт банановых пирожных а-ля Жозефин. Из теста, как для эклеров, испечь небольшие воздушные булочки. Три спелых банана смешать со стаканом апельсинового сока и двумя ложками ликера “Гранд Марнье”. (Не перепутайте — “Гранд Марнье”!) Продольно надрезать каждую из булочек и наполнить их фруктовой массой. Подавать утром в постель на банановом листе…
Жозефин Бейкер родилась в 1906 году в Сент-Луисе в штате Миссури. В 1925 году переехала в Шербург (Франция). Добилась ошеломляющего успеха в Европе. Одно время считалась наиболее часто фотографируемой женщиной мира наряду с голливудскими звездами Мэри Пикфорд и Глорией Свенсон. В годы Второй мировой войны Бейкер часто выступала в воинских частях, участвовала во французском Сопротивлении, выполняя задания по передаче секретных сведений, которые писались между строчками нот. Была награждена медалью Сопротивления и Орденом Почетного легиона. В пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века несколько раз посещала Америку, но, столкнувшись с расизмом, уезжала обратно во Францию. Ее карьера во французском варьете продолжалась почти пятьдесят лет, а у себя на родине из-за цвета кожи она не нашла признания. Только в 1973 году ее пригласили выступить в Карнеги-холл, где ее ждал грандиозный успех. В апреле 1975 года Жозефин Бейкер выступила в парижском театре “Бобино” с концертом, составленным из ее старых танцевальных и вокальных номеров. Через несколько дней она скончалась от кровоизлияния в мозг. В похоронах Бейкер приняли участие двадцать тысяч человек. По распоряжению французского правительства в ее честь был дан салют из двадцати одного орудия. Бейкер стала первой американкой, похороненной во Франции с воинскими почестями.
Морис Шевалье (1888-1972). У него была долгая и счастливая жизнь в искусстве. Его первое выступление состоялось в 1900 году, а прощальный концерт — в 1968! Шевалье был певцом парижских бульваров. Он начал свою карьеру как танцовщик в артистическом ревю Мистингет в Фоле-Берже. Он был первым французским артистом, которого хорошо знали в Америке. С 1928 по 1935 годы жил в Голливуде. Он пришел в кино с эстрады. В своей знаменитой соломенной шляпе и с тросточкой создал образ типичного среднего француза — балагура и юбочника. Таков он уже в фильме Макса Линдера “По привычке”, снятом в 1911 году. В дальнейшем Шевалье совмещал карьеру певца и киноактера во французском и американском кино. Рене Клер снял его в Великобритании в комедии “Ошеломляйте новостями”, а после войны он же снял Шевалье в роли стареющего ловеласа, который вынужден признать свое поражение и уступить место молодому сопернику. Фильм назывался “Молчание — золото”. Несмотря на обилие ролей в кино, найдется лишь несколько, которые делают честь подлинному таланту Шевалье. В 1958 году он был удостоен премии “Оскар” за вклад в киноискусство. Шевалье до конца жизни оставался легендой французского шансона. Он умер 1 января 1972 года.
Какое шоу о Париже без песен великой Эдит Пиаф (1915-1963). “Жизнь ее была так печальна, что рассказ о ней почти неправдоподобен — настолько он красив”, — сказал французский писатель Саша Гитри. Эдит Пиаф была гостьей из другого мира. В ее голосе не было ни малейшей фальши, ни малейшей искусственности. Этот голос воплощал в себе достоинство и благородство отверженных. Голос Пиаф был воплощением красоты, и ее облик, такой маленькой и хрупкой, усиливал волшебное могущество ее пения. В спектакле прозвучат несколько песен из репертуара Пиаф.
Песня “Жизнь в розовом свете” (“La Vie en Rose”) — первая из сочиненных Пиаф. Она написана в 1945 году под впечатлением мимолетной встречи в ночном поезде. Песня стала визитной карточкой певицы. Тираж пластинки достиг трех миллионов экземпляров. Песню исполняли многие великолепные артисты, в том числе Бинг Кросби и Луи Армстронг, но никто не делал это лучше, чем Эдит Пиаф.
“Когда он обнимает меня нежно…
Радость моя, как море, безбрежна,
Вся жизнь моя — в розовом свете.
Он о любви своей шепчет жарко,
И нет для меня чудесней подарка,
Чем милые речи эти.”
“Жизнь в розовом свете” — гимн любви, песня влюбленной женщины…
Год 1950. Пиаф на гастролях в Америке. В Париже остался любимый Марсель Сердан. Она позвонила ему с просьбой приехать. Больше всего на свете она боялась молчания, ночной тишины, одиночества. Сердан заказал место на теплоходе, но Пиаф не хотела ждать. Встревоженный Сердан уступил, хотя лететь самолетом ему совсем не хотелось. Этот рейс стал последним в его жизни…
Вначале родилось название — “Гимн любви”. Песня звучала без слов, мелодия звучала в ушах. Пиаф не спала ночами, сочиняла. И вдруг…
“Если когда-нибудь жизнь оторвет тебя от меня,
Если ты умрешь, если ты будешь далеко,
Мне не важно, будешь ли ты меня любить,
Потому что я тоже умру. Перед нами откроется вечность.
В синеве бесконечности, В небе больше не будет проблем.
Бог соединяет любящие сердца.”
Эту песню она посвятила Марселю Сердану и пела для него на концертах в Америке.
В пятидесятых у Пиаф обнаружили рак. Ее оперировали в Нью-Йорке. Рак был неизлечим. Ее жизнь состояла из передышек между пребываниями в больницах. По выходе из одной из них она должна была записать “Милорда” (“Milord”). Ее все умоляли отказаться, но она все же сделала эту запись. В одиннадцать часов утра она выписалась из больницы, а в два уже репетировала. Она простояла перед микрофоном восемь часов, говоря звукооператорам: “Не останавливайтесь! Если я прервусь, снова начать не смогу”.
“…А ну сюда, Милорд! Садитесь за мой стол!
На улице так холодно, а здесь уютно.
Дайте мне поухаживать за вами, Милорд…”
Кто-то не выдержал: “Эдит, хватит! На сегодня все!“ “Не мешайте мне петь. У меня больше ничего не осталось в жизни!“ — закричала Пиаф. И запись продолжалась…
Пиаф не говорила по-английски, и ее первые шаги в Америке были непростыми. После первых неудачных выступлений она стала учить английский язык и спела несколько песен, в том числе “La Vie En Rose“ и “Autumn Leaves“. Она серьезно относилась к своим американским выступлениям, хотела понравиться, мечтала о триумфе. 13 января 1957 года она покорила Нью-Йорк. Это был последний концерт Эдит Пиаф в Карнеги-холл. Он состоял из ее любимых песен. Среди них — “Она, дрожа, бродила по рю Пигаль…“ (“Elle Frequentait La Rue Pigalle“), “Мой легионер“ (“Mon Legionnaire“), “Аккордеонист“ (“L’accordeoniste“), “Падам… падам“ (“Padam… Padam“), “Джонни…“ (“Johnny tu n’es pas un ange“) и одна из последних песен Пиаф, сразу ставшая знаменитой. Ее сочинил для нее Шарль Дюмон вместе с поэтом Мишелем Векером. Дюмон пришел к ней домой. Пиаф едва держалась на ногах. Услышав мелодию, Пиаф попросила сыграть еще раз, а потом сказала: “Потрясающе!” Песня называлась “Я ни о чем не жалею” (“Non je ne regrette rien“).
“…Нет, я не жалею ни о чем! Никогда ни о чем не жалею!
Ни о капле добра, что была мне дана, Ни о горе, что мною испито до дна!
Все оплачено, выметено, забыто. Мне плевать на прошлое!
Из моих воспоминаний я разожгла костер… Мои горести, мои удовольствия
Мне больше не нужны! Потому что моя жизнь, потому что мои радости
Сегодня начинаются с тобой! И могу я поклясться всей жизнью моею:
Никогда ни о чем я и не пожалею! Нет! Ни о чем!”
7 октября 2023 года исполнилось шестьдесят лет со дня смерти Эдит Пиаф. Спектакль с ее песнями — дать памяти великой французской певице. (В декабре в моей программе “Свободный стиль” на волне Реклама-радио слушайте специальный цикл “Эдит Пиаф. Воробышек”, посвященный шестидесятилетию со дня смерти Пиаф.)
В главной роли в спектакле “Paris! The Show” — вокалистка Стефани Импокко, в роли Шарля — Жюль Грисон, в роли Эдит Пиаф — певица Натали Лермитт. Она выступала в Чикаго в спектакле “Piaf! The Show” (2017) — предыдущем проекте создателя, режиссера и продюсера шоу Гилла Марсаллы. Он родился в Ницце. Занимается музыкой с четырнадцати лет. За плечами у него — успешная карьера музыканта и дирижера. На протяжении последних двадцати пяти лет Марсалла является продюсером театральных шоу. В 2001 году основал компанию Directo Productions, целью которой является поддержка молодых французских артистов. С 2007 года гастролирует со своими постановками по всему миру. Среди его последних продюсерских работ — шоу “Paris! Le Spectacle“ (2014), посвященное французским песням-балладам, и спектакль “Aznavour! The Show“ (2016), посвященный Шарлю Азнавуру.
В спектакле “Paris! The Show” участвуют танцоры Карин Сушер и Жан-Франсуа Дюбок, перкуссионист Бенуа Пьеррон, аккордеонист Фредерик Виале, пианист Филипп Вилла (он же является музыкальным руководителем и аранжировщиком песен), контрабасист Гильяр Лопес.
Nota bene! Спектакль ”Paris! The Show” состоится 18 ноября в 7.30 pm в помещении концертного зала McAninch Arts Center at College of DuPage по адресу: 425 Fawell Blvd., Glen Ellyn, IL 60137. Информация и билеты — на сайте AtTheMAC.org или по телефону 630-942-4000.