От Генделя до Джека Перлы, от “Богемы” до “Американской мечты”

Герои нового, 64-го сезона Лирик-оперы Чикаго

Анна Нетребко. Фото – Владимир Широков
Анна Нетребко. Фото – Владимир Широков

6 февраля генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд и музыкальный руководитель сэр Эндрю Дэвис объявили программу нового, 64-го сезона 2018-19 годов. Подробный рассказ об операх и солистах – впереди. А пока – главные новости.

В новом сезоне Лирик-оперы мы увидим десять постановок. В основной программе – девять опер: (перечисляю по порядку) “Богема” Дж.Пуччини (новая постановка, совместно с Ковент-Гарден и Мадридским театром “Реал”), “Идоменей” В.А.Моцарта (новая для Чикаго постановка принадлежит Метрополитен-опере), “Зигфрид” Р.Вагнера (новая постановка Лирик-оперы), “Трубадур” Дж.Верди (возобновление совместной постановки Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско), “Золушка” Ж.Массне (премьера Лирик-оперы, совместная постановка Ковент-Гарден, Барселонского театра Лисео, Оперного театра Брюсселя и Оперы Лилля), “Электра” Р.Штрауса (возобновление постановки Лирик-оперы), “Травиата” Дж.Верди (совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и Канадской оперной компании), “Ариодант” Г.Ф.Генделя (премьера Лирик-оперы, постановка фестиваля Экс-ан-Прованс совместно с Амстердамской оперой, Канадской оперной компанией и Лирик-оперой), камерная опера “Американская мечта” Джека Перлы (премьера Лирик-оперы, мировая премьера состоялась в Опере Сиэттла).

Сцена из спектакля “Идоменей” Метрополитен-опера. Фото – Марти Шол
Сцена из спектакля “Идоменей” Метрополитен-опера. Фото – Марти Шол

После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Вестсайдская история” Л.Бернстайна (премьера Лирик-оперы, совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и фестиваля “Глиммергласс”).

2 декабря с сольным концертом на сцене Лирик-оперы впервые выступит Анна Нетребко. 23 марта 2019 года в театре пройдет концерт, посвященный двадцатипятилетию со дня дебюта в Лирик-опере Рене Флеминг.

Итак, семь новых или новых для Чикаго постановок, включая четыре премьеры. Три бессмертных итальянских хита – “Богема”, “Трубадур”, “Травиата” – и три редко ставящиеся оперы: “Идоменей”, “Золушка”, “Ариодант”. К последней – особое внимание. Направление bel canto, представленное в прошлом сезоне именами Доницетти и Беллини, в этом – Беллини, в новом сезоне отсутствует. Зато после многих лет в репертуар чикагского театра возвращается барочная опера Генделя – при прошлом музыкальном руководителе У.Мэйсоне барочные оперы были почти в каждом сезоне. После “Золота Рейна” и “Валькирий” нас ждет третья часть “Кольца нибелунга” – “Зигфрид”.

Сцена из спектакля “Золушка”. Ковент-Гарден. Фото – Билл Купер
Сцена из спектакля “Золушка”. Ковент-Гарден. Фото – Билл Купер

Русских опер, к сожалению, опять нет. За семнадцать лет в театре дважды ставился “Евгений Онегин” и один раз “Борис Годунов“ – непростительно мало для одного из крупнейших оперных театров мира. На мой традиционный вопрос о русских операх сэр Эндрю Дэвис снова загадочно улыбнулся и сказал: “Запаситесь терпением”. Похоже, ничего другого не остается…

Главная сенсация нового сезона – сольный концерт примадонны мировой оперной сцены Анны Нетребко. Единственный раз она пела в Лирик-опере в сезоне 2013-14 годов в прошлой постановке “Богемы”. Недавно она отменила несколько выступлений, в том числе – летние концерты на Зальцбургском фестивале и “Лоэнгрин” в Баварской опере. Уверен, ее предстоящий концерт вызовет в Чикаго настоящий ажиотаж.

Сцена из спектакля “Электра”. Фото – Роберт Касел
Сцена из спектакля “Электра”. Фото – Роберт Касел

О солистах. Я с нетерпением жду новых встреч с замечательными Альбиной Шагимуратовой в партии Виолетты (“Травиата“) и Марией Агрестой в партии Мими (“Богема”). Для Альбины это будет четвертая (после Джильды, Лючии ди Ламмермур и Эльвиры в “Пуританах”, которую она поет в эти дни) главная партия в театре, для Марии – вторая, после Лю в “Турандот”. Нас ждут новые встречи с великолепными Мэтью Поленцани и Желько Лучичем. После недавних “Искателей жемчуга“ и “Риголетто“ Мэтью исполнит партию Идоменея, а Желько после Набукко и Риголетто возьмется за Жермона в “Травиате”. Джейми Бартон (Джованна Сеймур в “Анне Болейн” сезона 2014-15 годов) предстанет в образе Азучены (“Трубадур”).

Английская оперная певица Элис Кут участвует в двух премьерах Лирик-оперы – “Золушка” (партия принца Шармана) и “Ариодант” (главная партия).

Кристина Герке и Эрик Оуэнс – снова в партиях Брунгильды и Вотана.

Впечатляют имена новых для Чикаго исполнителей. Особый интерес представляет дебют Нины Штемме. Знаменитая шведская певица выступит в своей коронной партии Электры в опере Штрауса. В партии Золушки на американской оперной сцене дебютирует молодая австралийская певица Шобан Стэгг. Многого ждут от чикагского дебюта американской певицы Тамары Уилсон (Леонора в “Трубадуре”). Солист Национальной оперы Украины, бас Андрий Гонюков дебютирует в Чикаго с партией Фафнера в “Зигфриде”. В культовых партиях тенорового репертуара – тоже новые голоса: американский тенор Майкл Фабиано – Рудольф в “Богеме”, итальянский тенор Джорджо Берруджи – Альфред в “Травиате”.

Рене Флеминг. Фото –Тимоти Уайт/DECCA
Рене Флеминг. Фото –Тимоти Уайт/DECCA

Как и в прошлых сезонах, сэр Эндрю Дэвис будет дирижировать тремя операми (“Идоменей”, “Зигфрид”, “Золушка”). Дирижеров-дебютантов в новом сезоне три (в этом был только один) – выходец из Венесуэлы, тридцатисемилетний красавец, муж Сони Йончевой (это непременно повторяют все, кто о нем пишут) Доминго Хиндоян (“Богема”), музыкальный руководитель Немецкой оперы Берлина, шотландский маэстро Дональд Ранниклс (“Электра”), американский маэстро Майкл Кристи (“Травиата”). Имена двух остальных дирижеров нам известны по прошлым сезонам: Марко Армилиато (“Трубадур”) и Гарри Бикет (“Ариодант”).

Режиссерские имена все, как на подбор, очень громкие – Ричард Джонс (“Богема” и “Ариодант”), Дэвид Паунтни (“Зигфрид”), Лоран Пелли (“Золушка”), сэр Дэвид Маквикар (“Трубадур” и “Электра”) и покойный Жан-Пьер Поннель (возобновление его постановки “Идоменей”).

Сезон начнется 6 октября 2018 года и продлится до мая 2019 года. Важное изменение: с нового сезона все спектакли с понедельника по пятницу начинаются в 7 часов вечера, а не в 7.30, как это было раньше.

Как обычно, за час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Первые спектакли всех опер в прямом эфире транслируются на радиостанции 98.7 WFMT Chicago. Все оперы хранятся в архиве на сайте радиостанции www.wfmt.com.

Nota bene! Абонементы на спектакли сезона 2018-19 годов и билеты на спектакли сезона 2017-18 годов можно заказать на сайте Лирик-оперы http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.