Театр музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance) продолжает радовать замечательными концертами! После вечеров современной хореографии “The Rite of Spring/common ground[s]” нас ждет концерт для трех голосов и десяти инструментов “Выпадение из времени” (“Falling Out of Time: A Tone Poem in Voices”) Освальдо Голихова. Творческая биография этого талантливого современного композитора настолько необычна и интересна, что, мне кажется, есть смысл рассказать о ней подробней.
Выходец из еврейской семьи эмигрантов в католической Аргентине, учившийся в Израиле и Америке Освальдо Голихов (Osvaldo Golijov) с полным правом может быть назван Гражданином мира. Он родился 5 декабря 1960 года в городе Ла-Плата в семье учительницы музыки и врача. Вот что говорит композитор о своих родителях: “Россия у меня — со стороны отца: все были убежденными коммунистами. Уже потом они узнали правду о Сталине. Моя мама родом из Румынии. Ее семья придерживалась ортодоксальных взглядов. Они были скромны и очень набожны”. Маленький Освальдо проводил часы под стулом, на котором сидела, играя на рояле, его мать. Прошло время, и он перебрался на стул, а мама стала его первым учителем. С детства будущий композитор был окружен, с одной стороны, еврейской музыкой, с другой — современными ритмами, в особенности — ритмами танго. После занятий фортепиано и композицией у Джерардо Гандини в местной консерватории в 1983 году Голихов переезжает в Израиль и поступает в Иерусалимскую академию музыки и танца имени С.Рубина в класс профессора Марка Копитмана. С 1986 года живет в Америке. Сначала — в Бостоне, с 2016 года — в Бруклине (Массачусетс). Он закончил Пенсильванский университет, стажировался у маститых композиторов Джорджа Крамба и Оливье Кнуссена. Голихов сотрудничает с лучшими представителями самых разных музыкальных жанров. Среди них и румынская группа “Тараф Де Хайдук” (или “группа хулиганов” по-русски) из крохотного городка Клеяни, исполняющая традиционную цыганскую музыку, и мексиканская рок-группа “Кафе “Такуба”, и Закир Хуссейн, играющий на индийском барабане табла, и аргентинский композитор и гитарист Густаво Сантаолалла. В 2002 году номинацию на “Грэмми” получило камерное произведение Голихова “Книга на идиш”, записанное с Лоуренс-квартетом. Многолетняя дружба связывает композитора с Кронос-квартетом, который исполнил многие его сочинения. Несколько произведений Голихов сочинил для прекрасной певицы Дон Апшоу. Среди них — Три песни для сопрано и оркестра (2002), цикл песен с непереводимым названием “Ayre” (2004) и одноактная опера “Ainadamar” (“Фонтан слез”, 2003) — первая опера в творчестве композитора, рассказывающая о жизни и трагической гибели Федерико Гарсии Лорки. В 2000 году в честь 250-летия со дня смерти И.С.Баха Освальдо Голихов сочинил кантату “Страсти по Марку” — произведение для солистов, хора и оркестра. Компакт-диск с записью этой музыки был удостоен в 2001 году премии “Грэмми”. Авторитетное издание “Musical America” назвало Голихова “композитором 2006 года”, а в нью-йоркском Линкольн-центре прошел фестиваль его музыки.
В 1991 году Голихов работает на кафедре College of the Holy Cross в Вустере (штат Массачусетс), с 2007 года он — профессор музыки этого университета.
Среди фильмов, музыку к которым написал Голихов, — “Человек, который плакал” (“The Man Who Cried”, 2000) С.Поттер, “Юность без юности” (“Youth Without Youth”, 2007) и “Тетро” (“Tetro”, 2009) Ф.Ф.Копполы.
Буквально за несколько лет Освальдо Голихов превратился в одного из самых востребованных композиторов современности. Сам он отнесся к обрушившейся на него популярности достаточно спокойно: “Я прекрасно понимаю, что не буду популярен вечно. Я просто люблю сочинять музыку, и мне чертовски повезло в жизни: мне платят за мои мечты, которые я претворяю в жизнь. Это то, чем я намерен заниматься в дальнейшем”.
Знакомство чикагских любителей музыки с творчеством Голихова началось в 2001 году, когда на Музыкальном фестивале Равиния была исполнена его песня “Lua Descolorido” из Трех песен для сопрано и оркестра. В следующем, 2002 году, в Равинии прозвучала его “Книга на идиш” и “Страсти по Марку”. 14 июня 2006 года в исполнении симфонического оркестра и хора Атланты под управлением Роберта Спано впервые в Чикаго была исполнена опера “Ainadamar”.
В августе 2006 года в Равинии прозвучала пьеса для виолончели и оркестра “Azul” (в переводе с испанского “голубой”), посвященная 125-летию Бостонского симфонического оркестра. Мировая премьера сочинения состоялась 5 августа 2006 года на Музыкальном фестивале в Танглвуде. На следующий день “Azul” услышали в Равинии. Исполнители — Чикагский симфонический оркестр под управлением Мигуэля Харта-Бедойи. Солист — Йо Йо Ма. Я был на этом концерте и был поражен насыщенной палитрой звуков нашего времени: взрывной, нервной, экспрессивной. Композитор экспериментирует со звуком, добавляя к привычным классическим инструментам новые (в “Azul”е таковыми были аккордеон и народные восточные инструменты), смешивая разные направления и создавая при этом свой особый стиль. В этой связи интересно было наблюдать, как располагались музыканты на сцене. Солист-виолончелист сидел не на авансцене, как это обычно принято, а слева от дирижера, рядом с остальными музыкантами. Справа от дирижера располагался аккордеонист (Майкл Уорд-Бергеман), в центре — музыкант, играющий на ударных инструментах (Джеми Хаддад). Сзади аркообразно находились струнные: четыре альта, шесть вторых скрипок, шесть первых скрипок (именно так: за вторыми скрипками следовали первые), четыре виолончели и шесть контрабасов. Также необычно располагалась группа духовых инструментов. Слева — гобои (первый гобоист — Майкл Хенок) и кларнеты (первый кларнет — Джон Брюс), справа — французский рожок (Дэниел Гингрич). При такой рассадке, по мысли композитора, “различные группы инструментов, подобно антенне, ретранслируют звуки виолончели Йо Йо Ма”. Композитор назвал “Azul” сочинением о дружбе и глубокой связи солиста и оркестра. При его написании на Голихова большое влияние оказала дружба с Йо Йо Ма. Им легко было найти общий язык, поскольку оба они интересуются самыми разными жанрами и направлениями современной музыки. Композитор говорит: “Я не писал “Azul” для того, чтобы показать, как много нот может быть сыграно за одну секунду. Я писал эту музыку, чтобы сказать о гораздо более важных вещах, волнующих меня”. Действительно, говоря о музыке, Голихов часто оперирует “более важными вещами”. Это такие понятия, как “правда”, “искренность”, “эмоциональность”. Прислушаемся к словам композитора: “В “Azul”е все правдиво. Это, возможно, плохое сочинение, но оно правдивое. Иначе оно не заслуживало бы внимания. Я чувствую это нутром, я чувствую это моим “измерителем правды”, который сидит у меня внутри”.
Любитель парадоксальных определений, Голихов говорит о голубом цвете как о “цвете ночи, цвете океана”, восхищаясь его “простой волшебной красотой”. В отличие от остальных сочинений Голихова, “Azul” не привязан к определенному географическому пространству. Слушая это сочинение, у меня возникло огромное количество ассоциаций: Бах и электронная музыка будущего, арабские и еврейские мотивы, шум воды и дыхание ветра, ритмы танго и латиноамериканские мелодии… В какой-то момент показалось, что кричит ребенок. Так у Бродского кричит ястреб: “Из согнутого, как крюк, Клюва, похожий на визг эриний, Вырывается и летит вовне Механический, нестерпимый звук, Звук стали, впившейся в алюминий…” В музыке Голихова я отчетливо услышал гуманистический миролюбивый посыл композитора.
В 2007-10 годах Голихов был композитором-резидентом Чикагского симфонического оркестра, в сезоне 2012-13 годов — композитором-резидентом Карнеги-холл.
Концерт для трех голосов и десяти инструментов “Выпадение из времени” — новая работа Голихова, его первое большое произведение за последние десять лет. Основанный на одноименном романе Дэвида Гроссмана (перевод с иврита Джессики Коэн), восьмидесятиминутный песенный цикл повествует о полном горя и утешения путешествии “вне времени”, когда родители оплакивают смерть ребенка и пытаются осознать потерю. После премьеры критик газеты New York Times написал: “Мучительный и галлюциногенный цикл песен о тяжелой утрате и изоляции вызвал огромный резонанс в год, который стал для многих годом травм и утрат”. В творческой команде создателей — тринадцать исполнителей и музыкантов из ансамбля “Шелковый путь” и пять работников сцены из Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и Южной Америки. Песни исполняются на иврите и английском языках.
В планах Театра музыки и танца “Харрис” на сезон 2022-23 годов — вечер Патрисии Расетт с песнями Эдит Пиаф, камерный концерт певицы Изабель Леонард и испанского гитариста Пабло Сайнс Вильегаса, гастроли Гамбургского балета со спектаклем “Стеклянный зверинец” Джона Ноймайера с Алиной Кожокару в главной партии и Alonzo King LINES Ballet с новым балетом Алонзо Кинга.
Двенадцатый сезон резидентом театра ”Харрис” является Камерное музыкальное общество Линкольн-центра (Chamber Music Society of Lincoln Center). Художественные руководители Общества — семейная пара Дэвид Финкель (виолончель) и Ву Хан (фортепиано). Мы услышим Шесть Бранденбургских концертов И.С.Баха.
В популярной серии “MIX at SIX” интерес представляет вечер певицы и композитора из Сан-Франциско Меклит с музыкой в стиле джаза, фолка и народных мелодий ее родной Эфиопии. Известная своим новаторским подходом к эфо-джазу и зажигательными, эмоциональными живыми выступлениями, Меклит проехала по всему миру: от Аддис-Абебы, где ее имя стало нарицательным, до лучших концертных площадок Америки. В 2019 году она была артисткой-резидентом Гарвардского университета. Ее лекция “Неожиданная красота повседневных звуков” (серия TED Talk) набрала более одного миллиона двухсот тысяч просмотров.
Об этих и других концертах и спектаклях сезона я расскажу в будущих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Вечер “Выпадение из времени” состоится 3 ноября в 7.30 pm в помещении Театра музыки и танца “Харрис” по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Абонементы и одиночные билеты на все концерты и спектакли театра — по телефону 312-334-7777, электронной почте info@harristheaterchicago.org или на сайте www.harristheaterchicago.org.