В прошлом сезоне маэстро Риккардо Мути формально перестал быть музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). Теперь он носит титул дирижера-лауреата. Тем не менее его приезды в Чикаго — всегда событие в музыкальной жизни города, а концерты ЧСО под его управлением — всегда праздник для огромного количества любителей музыки. Чикагский оркестр любит маэстро, и маэстро отвечает взаимностью. На первой после январского европейского турне встрече с музыкантами Риккардо Мути сказал: “Пусть я больше не ваш музыкальный руководитель, но в моем сердце вы всегда остаетесь моим оркестром”.
ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнил две программы. В первой (31 октября — 3 ноября) мы услышали бессмертную музыку Л.ван Бетховена: Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт (солировала прекрасная Митсуко Учида) и Третью (“Героическую”) симфонию. Во второй программе (7-9 ноября, концерт 7 ноября прошел в Иллинойском университете в Урбане-Шампейне) прозвучали увертюра к опере “Дон Паскуале” Г.Доницетти (первое исполнение ЧСО), балетные фрагменты “Четыре сезона” из оперы “Сицилийская вечерня” Дж.Верди, рапсодия “Испания” Э.Шабрие, Вторая сюита из балета “Треуголка” М.де Фальи. Центральным произведением программы стала мировая премьера написанного по заказу ЧСО сочинения Освальдо Голихова — Сюиты из фильма “Мегалополис” (“Megalopolis”, 2024) Фрэнсиса Форда Копполы, дальнего родственника Риккардо Мути, о чем неожиданно для многих сообщил сам маэстро.
Идея фильма созревала у Копполы почти сорок лет, работа над Сюитой продолжалась у Голихова почти двадцать лет. Композитор вспоминает встречу с Копполой в начале 2023 года. Режиссер сказал: “Освальдо, нам нужна красивая любовная тема, которая захватила бы зрителей”. Освальдо уточнил: “Какого рода любовная тема?” — “Тема, похожая на “Ромео и Джульетту” Чайковского, но решенная геометрически.” Я рассмеялся над прекрасным примером, который использовал Коппола, чтобы передать свое видение”. Любовная тема и правда получилась необычной и запоминающейся, как и вся Сюита. Музыка Голихова — это насыщенная палитра звуков нашего времени: взрывная, нервная, экспрессивная. При этом есть отсылка к золотому веку кино, музыке пятидесятых-шестидесятых. Композитор экспериментирует со звуком, добавляя к привычным классическим инструментам новые. В Сюите таковым стал тенор-саксофон (солировал Тимоти Макаллистер). Композитор смешивает стили и направления и создает при этом свой, особый, ни на кого не похожий стиль.
На репетиции Риккардо Мути сказал, что намеренно избегал просмотра “Мегалополиса”, потому что не хотел, чтобы это повлияло на его интерпретацию Сюиты. Такое решение Голихов называет “чудесным безумием”.
Голихов пишет музыку для четвертого фильма Копполы. До “Мегалополиса” были “Молодость без молодости” (“Youth Without Youth”, 2007), “Тетро” (“Tetro”, 2009), “Между” (“Twixt”, 2011).
Освальдо Голихов по праву может быть назван Гражданином мира. Он родился 5 декабря 1960 года в аргентинском городе Ла Плата в еврейской семье эмигрантов из Европы. Мама — учительница музыки, папа — врач. Композитор рассказывает: “Со стороны отца мои корни из Украины: все были убежденными коммунистами. Уже потом они узнали правду о Сталине. Моя мама родом из Румынии. Ее семья придерживалась ортодоксальных взглядов. Они были скромны и очень набожны”. Маленький Освальдо проводил часы под стулом, на котором сидела, играя на рояле, его мать. Прошло время, и он перебрался на стул, а мама стала его первым учителем. С детства будущий композитор был окружен, с одной стороны, еврейской музыкой, с другой — современными ритмами, в особенности — ритмами танго. После занятий фортепиано и композицией у Джерардо Гандини в местной консерватории в 1983 году Голихов переезжает в Израиль и поступает в Иерусалимскую академию музыки и танца имени Рубина в класс профессора Марка Копитмана. С 1986 года живет в Америке. Закончил Пенсильванский университет, стажировался у маститых композиторов Джорджа Крамба и Оливье Кнуссена, сотрудничает с лучшими представителями самых разных музыкальных жанров. Среди них и румынская группа “Тараф Де Хайдук” (или “группа хулиганов” по-русски) из крохотного городка Клеяни, исполняющая традиционную цыганскую музыку, и мексиканская рок-группа “Кафе “Такуба”, и Закир Хуссейн, играющий на индийском барабане табла, и аргентинский композитор и гитарист Густаво Сантаолалла. В 2002 году номинацию на “Грэмми” получило камерное произведение Голихова “Книга на идиш”, записанное с Лоуренс-квартетом. Многолетняя дружба связывает композитора с Кронос-квартетом, который исполнил многие его сочинения. Несколько произведений Голихов сочинил для певицы Дон Апшоу. Среди них — Три песни для сопрано и оркестра (2002), цикл песен с непереводимым названием “Ayre” (2004) и одноактная опера “Ainadamar” (“Фонтан слез”, 2003) — первая опера в творчестве композитора, рассказывающая о жизни и трагической гибели Федерико Гарсии Лорки. За эту оперу Голихов получил премию “Грэмми”. В 2008 году опера в концертном исполнении прозвучала в Чикагском симфоническом центре, а совсем недавно — в октябре 2024 года — была впервые поставлена в Метрополитен-опере.
В 2000 году в честь 250-летия со дня смерти И.С.Баха Голихов сочинил кантату “Страсти по Марку” — произведение для солистов, хора и оркестра. В 2001 году запись получила премию “Грэмми”.
Композитор живет в Бостоне, преподает в колледже в городе Ворчестер (штат Массачусетс) и в Бостонской консерватории.
Знакомство чикагских любителей музыки с творчеством Голихова началось с Музыкального фестиваля Равиния. В 2001 году была исполнена его песня “Lua Descolorido” из Трех песен для сопрано и оркестра, в 2002 году прозвучали “Книга на идиш” и “Страсти по Марку”, в 2006 году в исполнении Симфонического оркестра Атланты под управлением Роберта Спано впервые в Чикаго была исполнена опера “Ainadamar” и в исполнении ЧСО под управлением Мигуэля Харт-Бедойи — пьеса “Azul” для виолончели и оркестра (солировал Йо Йо Ма).
С 2006 по 2010 год Голихов был композитором-резидентом ЧСО, и его музыка часто звучала в Симфоническом центре. Премьера нового сочинения Голихова была обставлена торжественно. Освальдо присутствовал на всех репетициях и концертах ЧСО, провел встречу со зрителями. Я видел, как маэстро Мути работал с оркестром, как уточнял детали у композитора, видел, как доволен был Освальдо исполнением. По приглашению ЧСО и Риккардо Мути на премьеру приехал Фрэнсис Форд Коппола. Зрители с восторгом приняли Сюиту. Это был безусловный успех композитора, дирижера и оркестра!
29-30 ноября, 7.30 pm; 1 декабря, 3.00 pm. В серии “CSO at the Movies” мы обычно смотрим кино и слушаем музыку. В первом в этом сезоне концерте серии — фильм “Волшебник из страны Оз” (“The Wizard of Oz”, США, 1939) Виктора Флеминга с Джуди Гарленд в главной роли. Музыку Герберта Стотхарта исполняет ЧСО под управлением Ричарда Кауфмана.
Согласно семейной легенде Баумов, название волшебной страны родилось случайно. Майским вечером 1898 года Баум рассказывал своим и соседским детям очередную сказку, сочиняя ее на ходу. Кто-то спросил, где все это происходит. Баум обвел взглядом комнату, посмотрел на домашнюю картотеку с ящиками A-N и O-Z и сказал: “В Стране Оз”… Первая книга американского писателя Лаймена Фрэнка Баума о приключениях девочки Дороти была издана в Чикаго в апреле 1900 года. Прошло уже почти сто двадцать пять лет, но и сегодня сочинения Придворного Историка Страны Оз, как любил именовать себя Баум, издаются и переиздаются, по ним ставятся спектакли, мюзиклы, фильмы. Дороти, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев — эти и многие другие персонажи Баума по своей популярности могут соперничать с такими любимцами детей и взрослых, как Незнайка и Алиса, Винни-Пух и Чебурашка. Цивилизация не стоит на месте, новейшие технологии меняют нашу жизнь до неузнаваемости, но затейливые компьютерные игры и суперсериалы не в состоянии заменить сказок Баума, ибо в них речь идет о самом главном и необходимом — о крепкой дружбе, вере в себя, умении одерживать победы в самых сложных обстоятельствах. В книгах Баума полным-полно удивительных персонажей и невероятных приключений, они пронизаны теплотой, добротой, оптимизмом. Доброта и оптимизм пронизывают и фильм Виктора Флеминга с неподражаемой шестнадцатилетней Джуди Гарленд в роли Дороти. Вместе с ней мы отправимся в долгое путешествие через заколдованные леса, царства злых ведьм и добрых фей в далекую страну Оз, в мир, где мечты становятся реальностью… Но — довольно о фильме. Поскольку мы с вами находимся не в Кино-, а в Музыкальном обозрении, скажем несколько слов о композиторе.
Герберт Стотхарт родился в Милуоки (штат Висконсин) в 1885 году. Прославился как композитор мюзиклов, аранжировщик, автор песен. Сочинял музыку для бродвейских шоу и кинофильмов. Его перу принадлежит песня “I Wanna Be Loved By You” для мюзикла “Good Boy” (1928 год). Мэрилин Монро поет ее в фильме “В джазе только девушки” (“Some Like It Hot”, 1959). Последние двадцать лет жизни Стотхарт работал на MGM Studios Луиса Майера. Он девять раз номинировался на премию “Оскар” за лучшую музыку. Победителем стал лишь однажды — в 1940 году за музыку к фильму “Волшебник из страны Оз”. Еще один “Оскар” фильм получил за лучшую песню — “Over the Rainbow” Гарольда Арлена и Эдгара Й.Харбурга. Стотхарт умер в 1949 году в возрасте шестидесяти трех лет.
29 ноября в 6.15 pm на втором этаже Симфонического центра состоится беседа дирижера Ричарда Кауфмана о творчестве Стотхарта.
30 ноября, 1.30 pm. Один из старейших хоров мира, символ Австрии, Венский хор мальчиков снова в Чикаго с традиционной ежегодной программой “Рождество в Вене”. Мы услышим классические и современные произведения, рождественские и австрийские народные песни.
В 1498 году по приказу императора Максимилиана Первого в составе Венской придворной капеллы появились шесть юношей. Этот год принято считать годом образования хора. До начала XX века разделения на взрослый и детский хоры не было. С Венской придворной капеллой работали Глюк и Моцарт, Сальери и Брукнер, в капелле пели Шуберт и дирижер Ганс Рихтер. В своем нынешнем виде хор функционирует с 1921 года, когда по инициативе дирижера Йозефа Шнитта из общего состава хора Венской оперы была выделена капелла мальчиков. С 1926 года хор начинает гастролировать по всему миру. Уже в 1927 году состоялись первые гастроли коллектива в Берлине (дирижер — Эрик Кляйбер), Праге и Цюрихе, в следующем году хор отправился в Грецию и Латвию. Затем последовали первые гастроли в США (1932 год), Австралии (1934 год) и Южной Африке (1936). Годы фашизма — позорная страница в истории хора. За свои антинацистские высказывания был уволен Шнитт, а новый руководитель коллектива, дирижер Фердинанд Гроссман заставил участников выступать с нацистской свастикой. В 1944 году хор был распущен, а после окончания войны в возрожденный хор вернулся Йозеф Шнитт. Сегодня в составе хора — около ста мальчиков в возрасте от десяти до четырнадцати лет, разделенные на четыре группы. В течение года хор дает около трехсот концертов по всему миру. Аудитория хора составляет до полумиллиона человек ежегодно. Участники хора выступают в разных оперных театрах мира, чаще всего — в Венской опере. Руководитель хора — доктор Юджин Джессер. Художественный руководитель — Джеральд Вирт.
3 декабря, 6.30 pm. Камерный концерт Зимнего квартета. В программе: Фортепианный квартет ля минор Г.Малера, Облачное трио К.Саариахо, Первый фортепианный квартет Г.Форе. В составе квартета — музыканты ЧСО: Ни Мей, скрипка; Данни Лей, альт; Катинка Клейн, виолончель; Спенсер Майер, фортепиано.
Фортепианный квартет — единственное сохранившееся камерное произведение Малера. Он написал его еще подростком, а партитуру нашла Альма Малер в шестидесятых годах XX века.
5 и 7 декабря, 7.30 pm; 6 декабря, 1.30 pm. Судя по названиям произведений, нас ждет одна из самых романтичных программ сезона: Первая сюита из драмы Ибсена “Пер Гюнт” Э.Грига, Виолончельный концерт В.Лютославского (солист — Йоханнес Мозер), Первая симфония С.Рахманинова. ЧСО дирижирует Дима Слободенюк.
Произведения одного из столпов классической музыки XX века, польского композитора Витольда Лютославского (1913-1994) редко услышишь в Чикаго. Между тем его Третья симфония была написана по заказу ЧСО. Мировая премьера сочинения состоялась в Чикаго в 1983 году. Оркестром дирижировал тогдашний музыкальный руководитель сэр Георг Шолти. Симфонические вариации Лютославского звучали в Симфоническом центре в 2020 году на гастролях Вроцлавского филармонического оркестра под управлением тогдашнего музыкального руководителя Джанкарло Герреро. Вспомню еще Малую сюиту Лютославского, которую мы услышали на Grant Park Music Festival в июле 2016 года. Последний раз сочинения Лютославского звучали в Чикаго в марте. Его Концерт для оркестра исполнил ЧСО под управлением Якуба Груши.
В свои произведения Лютославский неизменно включал национальный фольклор, в частности, мелодии и песни Жешувского района Польши. Лютославский ездил в этот район, посещал деревни и отдаленные хутора, встречался с местными музыкантами и возвращался окрыленным и полным желания использовать в своем творчестве огромный пласт неизвестных народных мелодий. Много цитат и реминисценций из таких мелодий есть и в Виолончельном концерте.
Виолончель Мозера мы слышали последний раз в августе на Grant Park Music Festival. Вместе с Вадимом Глузманом он солировал в Двойном концерте для скрипки и виолончели с оркестром И.Брамса. Оркестром Грант-парка дирижировал бывший музыкальный руководитель фестиваля Карлос Кальмар.
Дима Слободенюк — живущий в Финляндии дирижер российского происхождения. Он родился в Москве в музыкальной семье. В шестнадцать лет с семьей переехал в Финляндию. Учился в Академии Сибелиуса. Художественный руководитель фестиваля имени Сибелиуса (Финляндия).
5 и 7 декабря в 6.15 pm; 6 декабря в 12.15 pm на втором этаже Симфонического центра состоятся беседы музыковеда Йоханна Биса об исполняемых произведениях.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Оставьте первый комментарий