Оперно-балетный путеводитель на зиму-весну 2019 года

Театры становятся ближе с каждым днем

Сцена из спектакля “Золушка” Лирик-оперы Чикаго. Фото – Тодд Розенберг
Сцена из спектакля “Золушка” Лирик-оперы Чикаго. Фото – Тодд Розенберг

Оперные спектакли надо слушать вживую, чтобы слышать живой звук. Балетные спектакли надо смотреть вживую, чтобы видеть всю сцену. Это аксиомы, с которыми я спорить не собираюсь. Все правильно. Самое лучшее впечатление всегда получаешь от живого исполнения, и между походом в театр и возможностью просмотра спектакля в кино или на экране компьютера я всегда выбираю первое. Но зачем же выбирать, когда можно сделать и то, и другое.

Итак, договорились: сначала мы продолжаем наслаждаться спектаклями в Лирик-опере Чикаго. Сезон возобновится 10 января шедевром Джакомо Пуччини, оперой “Богема”. Впервые за тридцать лет Лирик-опера совместно с лондонским Ковент-Гарден и мадридским Реалом представляет новую “Богему” в постановке английского режиссера Ричарда Джонса. Спектакль получился очень красивый и необычный. Состав артистов впечатляет: в партии Мими – прекрасная итальянская певица Мария Агреста, в партии Рудольфа в Чикаго дебютировал американский тенор Майкл Фабиано, в партии Мюзетты – запоминающаяся Даниэль Де Низ, поразившая всех в партии Клеопатры в “Юлии Цезаре” Г.Ф.Генделя (сезон 2007-08 годов). Дирижер – выходец из Венесуэлы, тридцатисемилетний Доминго Хиндоян.

Сцена из спектакля “Богема” Лирик-оперы Чикаго. Фото – Тодд Розенберг
Сцена из спектакля “Богема” Лирик-оперы Чикаго. Фото – Тодд Розенберг

Также в январе в Лирик-опере идет замечательная “Золушка” Жюля Массне в постановке французского режиссера Лорана Пелли – яркий, динамичный спектакль, полный остроумных находок и свежих идей. Он одинаково интересен как меломанам со стажем, так и молодым зрителям. В главной партии на американской оперной сцене дебютировала тридцатиоднолетняя австралийская певица Сиобхан Стагг.

В дальнейших планах Лирик-оперы: “Электра” Р.Штрауса (возобновление постановки Лирик-оперы, 2-22 февраля), “Травиата” Дж.Верди (совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и Канадской оперной компании, 16 февраля – 22 марта), “Ариодант” Г.Ф.Генделя (премьера Лирик-оперы, постановка фестиваля Экс-ан-Прованс совместно с Амстердамской оперой, Канадской оперной компанией и Лирик-оперой, 2-17 марта), камерная опера “Американская мечта” Джека Перлы (премьера Лирик-оперы, мировая премьера состоялась в Опере Сиэттла, 15-17 марта).

После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Вестсайдская история” Л.Бернстайна (премьера Лирик-оперы, совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и фестиваля “Глиммергласс”, 3 мая – 2 июня). 23 марта 2019 года в театре пройдет концерт, посвященный двадцатипятилетию со дня дебюта в Лирик-опере Рене Флеминг.

Все подробности – на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp.

Пока в Лирик-опере каникулы, заглянем в другие театры. Заглянем виртуально. Перед вами – путеводитель не просто по оперным театрам, а по конкретным спектаклям, которые можно посмотреть, не выходя из дома.

Свое обозрение я начну с одного из интереснейших оперных театров мира – Баварской государственной оперы (Bayerische Staatsoper, Мюнхен). Седьмой год подряд в рамках серии STAATSOPER.TV театр совершенно БЕСПЛАТНО показывает отдельные оперные и балетные спектакли на своем сайте www.staatsoper.de/tv. Сезон 2018-19 годов открылся новой постановкой “Отелло” Дж.Верди с участием Йонаса Кауфмана и Ани Хартерос. Дирижировал генеральный музыкальный руководитель театра Кирилл Петренко. Впереди нас ждет еще много интересного.

Музыкальный руководитель Баварской оперы Кирилл Петренко. Фото – Вилфрид Хосл
Музыкальный руководитель Баварской оперы Кирилл Петренко. Фото –
Вилфрид Хосл

6 января 2019 года, 11.00 am (время здесь и далее чикагское). “Проданная невеста” Б.Сметаны. Дирижер – Томас Ханус. Режиссер – Дэвид Беш. В главных партиях: Мари – Селен Занетти, Ханс – Павол Бреслик, Кезал – Гюнтер Гройсбек.

23 февраля 2019 года, 12.00 pm. “Карл V” Эрнста Кшенека (1900-1991) – австрийского композитора, чьи произведения сегодня исполняются крайне редко. Дирижер – Эрик Нилсен. Режиссер – Карлус Падрисса. В главных партиях: Карл V – Бо Сковхус, Изабелла – Анна Шваневилмс, Франц I – Вольфганг Аблингер-Шперрхаке.

30 марта 2019 года, 11.00 am. “Девушка с Запада” Дж.Пуччини. Дирижер – Джеймс Гаффиган. Режиссер – Андреас Дрезен. В главных партиях: Минни – Аня Кампе, Дик – Брэндон Йованович, Джек – Джон Лундгрен.

11 апреля 2019 года, 11.30 am. “Драгоценности” Джорджа Баланчина на музыку Г.Форе, И.Стравинского, П.Чайковского. Исполняет труппа Баварского балета. Запись спектакля будет доступна на сайте с полудня 12 апреля до полуночи 13 апреля.

1 июня 2019 года, 11.00 am. “Альцеста” К.В.Глюка. Дирижер – Антонелло Манакорда. Режиссер – Сиди Ларби Шеркауи. В главных партиях: Альцеста – Доротея Решман, Адмет – Чарльз Кастроново, Геракл – Майкл Наги.

6 июля 2019 года, 12.00 pm. “Саломея” Р.Штрауса. Дирижер – Кирилл Петренко. Режиссер – Кшиштоф Варликовский. В главных партиях: Саломея – Марлис Петерсен, Иоканаан – Вольфганг Кох, Ирод – Вольфганг Аблингер-Шперхаке, Иродиада – Михаэла Шустер. Запись спектакля будет доступна на сайте с полудня 7 июля до полуночи 8 июля.

Специальная регистрация не требуется: включайте и смотрите! В зависимости от вашего желания оперные спектакли можно смотреть с немецкими или английскими субтитрами, а также без субтитров. Качество записи тоже можно регулировать. Варианта три: Low, High, HD. Если хотите быть в курсе предстоящих трансляций, там же, на сайте, подпишитесь на бесплатную рассылку новостей.

Венская государственная опера (Wiener Staatsoper) проводит регулярные онлайн трансляции своих спектаклей

Это удовольствие не бесплатное, но достаточно дешевое: примерно 14 евро за один спектакль. Вот что мы увидим в ближайшее время.

27 декабря 2018 года, 10.00 am. “Щелкунчик” П.Чайковского. Дирижер – Кевин Родес. Хореография Рудольфа Нуреева.

31 декабря 2018 года, 10.00 am. “Летучая мышь” Р.Штрауса. Дирижер – Саша Гетцель. Режиссер – Отто Шенк. В главных партиях: Генрих фон Айзенштайн – Адриан Эред, Розалинда – Аннетте Даш, Адель – Даниэла Фалли, Альфред – Рамон Варгас, князь Орловский – Елена Максимова.

8 января 2019 года, 10.00 am. “Золото Рейна” Р.Вагнера. Дирижер – Алекс Кобер. Режиссер – Свен-Эрик Бехтольф. В главных партиях: Вотан – Томаш Конечны, Фрика – Софи Кох, Альберих – Йохен Шмекенбехер, Логе – Норберт Эрнст, Эрда – Моника Бохинек.

Гораздо выгоднее подписаться на просмотр спектаклей (SUBSCRIBE). Месячная подписка стоит 16.90 евро (примерно 19 долларов). На сайте театра существует огромный видеоархив. Просмотр одного спектакля из архива (VIDEOTHEQUE) стоит 5 евро. Для обладателей подписки архив бесплатный. А за 88 евро (примерно 100 долларов) можно купить абонемент (SMART) на просмотр на выбор восьми спектаклей.

Все подробности – на сайте https://www.staatsoperlive.com/en/.

Возвращаемся в Германию

Берлинская государственная опера (Staatsoper Berlin) также предлагает на своем сайте трансляции опер. Ближайшая трансляция – в первый день нового года.

1 января 2019 года, 11.00 am. “Фальстаф” Дж.Верди. Дирижер – Даниэль Баренбойм. Режиссер – Марио Мартоне. В главных партиях: сэр Фальстаф – Михаэль Волле, Алиса Форд – Барбара Фриттоли, Нанетта – Надин Сиерра, миссис Квикли – Даниэла Барчеллона. Все подробности – на сайте https://www.staatsoper-berlin.de/en/.

Барбара Фриттоли (Алиса Форд) и Катарина Каммерлохер (миссис Мэг Пэдж) в спектакле “Фальстаф” Берлинской государственной оперы. Фото – Маттиас Баус
Барбара Фриттоли (Алиса Форд) и Катарина Каммерлохер (миссис Мэг Пэдж) в спектакле “Фальстаф” Берлинской государственной оперы. Фото – Маттиас Баус

Комическая опера Берлина (Komische Oper Berlin) начала бесплатные трансляции спектаклей в 2015 году. За три года их посмотрели более двухсот пятидесяти тысяч зрителей в более чем ста странах мира. Сейчас на сайте можно посмотреть оперу “Мертвый город” (“Die Tote Stadt”) немецкого композитора Эрика Корнгольда (сочинение 1920 года). Дирижер – Айнарс Рубикис. Режиссер – Роберт Карсен. В главных партиях: Пауль – Алес Брисайн, Мариэтта – Сара Якубяк. В свободном доступе спектакль будет находиться до 25 марта 2019 года. Ближайшая новая трансляция – совсем скоро.

Сцена из спектакля “Мертвый город” Комической оперы Берлина. Фото – Ико Фризе/drama-berlin.de
Сцена из спектакля “Мертвый город” Комической оперы Берлина. Фото – Ико Фризе/drama-berlin.de

27 января 2019 года, 10.00 am. “Богема” Дж.Пуччини. Дирижер – Джордан де Суза. Режиссер – Барри Коски. В главных партиях: Мими – Надя Мчантаф, Рудольф – Джерард Шнайдер, Марсель – Гюнтер Папенделл, Шонар – Даниэль Фоки, Мюзетта – Вера-Лотте Бекер.

Расскажу еще об одной трансляции.

5 мая 2019 года, 10.00 am. “Город ищет убийцу” (“M – Eine Stadt sucht einen Murder”) Моритца Эггерта. Дирижер – Айнарс Рубикис. Режиссер – Барри Коски. В партии Убийцы – Скотт Хендрикс. В спектакле участвует Детский хор Комической оперы.

Берлин в панике – в городе орудует маньяк-убийца. С циничной холодностью он охотится на маленьких девочек, похищает и убивает их. Уже несколько месяцев полиция ищет маньяка, но поиски оказываются безрезультатными до тех пор, пока к делу не подключается мафия. Опасаясь, что полиция зайдет в своих поисках слишком далеко, главари преступного мира решают сами найти виновного…

Опера Моритца Эгерта создана по мотивам фильма культового немецкого режиссера Фрица Ланга “М” 1931 года. Картина стала первым звуковым фильмом Ланга и предпоследним, снятым им на Родине, в Германии. В стране наступали мрачные времена. Исполнитель главной роли Питер Лорр был евреем и, опасаясь нацистского преследования, покинул Германию в 1932 году. Фриц Ланг уехал двумя годами позже.

Согласно легенде, посмотрев один из ранних фильмов Ланга “Метрополис” (“Metropolis”, 1927), Гитлер сказал о режиссере: “Этот человек сможет подарить нам настоящий национал-социалистический фильм”. В 1934 году Ланг был вызван на прием к министру пропаганды Геббельсу, где получил предложение возглавить германскую кинопромышленность. Режиссер попросил сутки на размышление. Что было делать? Он придерживался левых взглядов, и сотрудничество с фашистским режимом было для него неприемлемо. Кроме того, в Германии к тому времени уже начались преследования евреев, а мать Ланга была еврейкой. Но отказать Геббельсу было равносильно самоубийству. Фриц Ланг заехал домой, взял золотой портсигар, драгоценности, наличные деньги и в ту же ночь уехал в Париж, а оттуда – в Америку. Спустя несколько месяцев после бегства режиссера фильм “М” был запрещен к показу нацистской цензурой. В 1951 году американский режиссер Джозеф Лоузи снял одноименный ремейк, перенеся действие в Лос-Анджелес, однако картина не имела успеха и прошла незамеченной.

Комическая опера Берлина заказала оперу лауреату международных конкурсов, немецкому композитору и пианисту Моритцу Эггерту. В опере использованы фрагменты поэм немецкого поэта еврейского происхождения Уолтера Меринга.

Все подробности – на сайте https://www.komische-oper-berlin.de/en/discover/livestream-premiere/.

В этом сезоне Лондонская Королевская опера (Ковент-Гарден) отмечает десятилетие со дня начала серии Live Cinema.

Кинопоказы опер и балетов проходят по всему миру, в том числе в некоторых кинотеатрах Чикаго и пригородов. Один из них – Renaissance Place 5 в Хайленд-парке (1850 2nd Street, Highland Park, IL 60035). Вот расписание показов на начало 2019 года (время будет объявлено дополнительно):

19 февраля 2019 года. “Баядерка” Л.Минкуса. (Запись от 13 ноября 2018 года.) Дирижер – Борис Грузин. Хореограф – Наталья Макарова. В главных партиях: Никия – Марианелла Нуньес, Солор – Вадим Мунтагиров, Гамзатти – Наталья Осипова.

12 марта 2019 года. “Пиковая дама” П.Чайковского. (Запись от 22 января 2019 года.) Дирижер – Антонио Паппано. Режиссер – Стефан Херхайм. В главных партиях: Герман – Александр Антоненко, Лиза – Эва-Мария Вестбрек, Полина – Анна Горячева, принц Елецкий – Владимир Стоянов.

19 марта 2019 года. “Травиата” Дж.Верди. (Запись от 30 января 2019 года.) Дирижер – Антонелло Манакорда. Режиссер – Ричард Эйр. В главных партиях: Виолетта – Эрмонела Яхо, Альфред – Чарльз Кастроново, Жермон – Пласидо Доминго.

2 апреля 2019 года. “Дон Кихот” Л.Минкуса. (Запись от 19 февраля 2019 года.) Дирижер – Мартин Йетс. Хореограф – Карлос Акоста по оригинальной версии Мариуса Петипа. В партии Китри – Акане Такада. 

Все подробности – на сайте https://www.roh.org.uk/cinemas.

Канал ARTE Европейского Союза представляет оперы из двадцати двух театров Европы.

Среди них – Государственная опера Гамбурга, Опера Лозанны, Комическая опера Парижа, Финская национальная опера. На канале можно посмотреть спектакли, проходящие в рамках Армельского оперного фестиваля (Будапешт).

Все подробности – на сайте https://www.arte.tv/de/videos/arte-concert/oper/.

Телевизионный музыкальный канал Medici

– огромная дверь в мир мировой музыки. В архиве сайта – сто семьдесят шесть опер и восемьдесят два балета. Кое-что есть в свободном доступе, но в целом сайт платный. Первый месяц – $9.95, за первый год – $94.50.

Все подробности – на сайте https://www.medici.tv/en/.

Еще один интереснейший европейский культурный проект – сайт Operavision

На нем также в свободном доступе можно смотреть оперы из европейских театров. Не даю списка опер, поскольку он безграничен: от классики до современных опер. Меня привлекли театры, постановки которых невозможно увидеть в Америке. Вот только несколько примеров: “Медея” Л.Керубини с Хиблой Герзмава в Московском музыкальном театре имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, “Летучий голландец” Р.Вагнера в Латвийском национальном театре оперы и балета, “Макбет” Дж.Верди в театре Ла Фениче (Венеция) с Лукой Салси и Витторией Йе, “Тоска” Дж.Пуччини в Римской опере с Оксаной Дыка и Стефано Ла Колла, “Приключения Лисички-плутовки” Л.Яначека в Национальном театре Брно (Чехия), комическая опера “Эро с того света” Якова Готоваца (1895-1982) в Хорватском национальном театре в Загребе. Ближайшая премьера на сайте состоится в первый день нового года.

1 января 2019 года, 10.00 am. “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта. Постановка Лондонского Королевского колледжа музыки. Дирижер – Майкл Роузвелл. Режиссер – сэр Томас Аллен. В главных партиях: граф Альмавива – Гарри Тетчер, Фигаро – Адам Мекси, графиня Альмавива – Жозефин Годар, Сюзанна – Джульет Лозано, Бартоло – Тимоти Эдлин.

Субтитры доступны на трех языках: английском, французском, немецком.

Все подробности – на сайте https://operavision.eu/en.

Нью-Йоркская Метрополитен-опера

– первопроходец кинопоказов опер. В разгаре – двенадцатый сезон серии “The Met: Live in HD”. Вот что мы увидим в ближайшее время.

12 января 2019 года, 11.55 am. “Адриана Лекуврер” Ф.Чилеа. Новая постановка. Дирижер – Джанандреа Носеда. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Адриана Лекуврер – Анна Нетребко, Мориц – Петр Бечала, принцесса Буйонская – Анита Рачвелишвили, Мишонне – Амброджио Маэстри.

Анна Нетребко и Петр Бечала в спектакле “Адриана Лекуврер”. Фото - Винсент Питерс/Met Opera
Анна Нетребко и Петр Бечала в спектакле “Адриана Лекуврер”. Фото — Винсент Питерс/Met Opera

2 февраля 2019 года, 11.55 am. “Кармен” Ж.Бизе. Дирижер – Луи Лангре. Режиссер – Ричард Эйр. В главных партиях: Кармен – Клементин Маргейн, Дон Хозе – Роберто Аланья, Эскамильо – Александр Виноградов, Микаэла – Александра Курзак.

2 марта 2019 года, 11.55 am. “Дочь полка” Г.Доницетти. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – Лоран Пелли. В главных партиях: Мария – Претти Йенде, Тонио – Хавьер Камарена, маркиза Беркенфильд – Стефани Блит, Сюльпис – Алессандро Корбелли.

Сцена из спектакля “Дочь полка”. Фото - Марти Сол/Met Opera
Сцена из спектакля “Дочь полка”. Фото — Марти Сол/Met Opera

30 марта 2019 года, 11.55 am. “Валькирия” Р.Вагнера. Дирижер – Филипп Жордан. Режиссер – Робер Лепаж. В главных партиях: Вотан – Грир Гримсли, Зиглинда – Эва-Мария Вестбрек, Зигмунд – Стюарт Скелтон, Фрикка – Джейми Бартон, Брунгильда – Кристина Герке.

11 мая 2019 года, 11.55 am. “Диалоги кармелиток” Ф.Пуленка. Дирижер – Янник Незе-Сеген. Режиссер – Джон Декстер. В главных партиях: Бланш – Изабель Леонард, мадам Лидуан – Адриана Печонка, сестра Констанс – Эрин Морли, мадам де Круасси – Карита Маттила.

Все подробности – на сайте http://www.metopera.org/season/in-cinemas/.