В последний день февраля генеральный директор Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ) Дуглас Клейтон и новый музыкальный руководитель Лидия Янковская объявили подробности нового, сорок шестого сезона. В нем – три оперы. С них и начнем.
Наше внимание, конечно, привлечет первая опера нового сезона – “Иоланта” П.Чайковского. Дирижер – Лидия Янковская. Партию Иоланты исполнит американская певица Кэтрин Вебер, в партии короля Рене – известный своими выступлениями в лучших театрах мира бас Михаил Светлов. В остальных партиях: Роберт – Кристофер Магиера, Водемон – Джон Ирвин, Эбн-Хакиа – Билл Макмюррей, Альмерик – Кайл Кнапп, Марта – Эмма Риттер, Лаура – Энни Розен.
Невероятно, но шедевр великого русского композитора никогда не звучал в Чикаго! К постановке готовится американский режиссер Пол Курран. Он известен постановками русских опер, в его активе “Князь Игорь” в лондонском Альберт-холле, “Царская невеста” в Ковент-Гарден, “Золотой петушок” в Дрезденской опере, “Леди Макбет Мценского уезда” в Канадской оперной компании. В сезоне 2008-09 годов в Лирик-опере он ставил “Лулу” Берга.
На презентации сезона Кэтрин Вебер блестяще исполнила печальное ариозо Иоланты “Отчего это прежде не знала…”. Певица живет в Чикаго. Ее сольная карьера развивается стремительно, и, как предсказывает Лидия Янковская, уже через несколько лет она, возможно, превратится в настоящую звезду мировой оперной сцены. После торжественной части я познакомился с Кэтрин, и она пообещала рассказать мне о том, как она готовится к партии Иоланты и какую роль в ее жизни занимают русские оперы. Так что и вы, уважаемые читатели, скоро узнаете много интересного о первой Иоланте в истории Чикаго.
Символично, что первой оперой нового музыкального руководителя театра станет “Иоланта”. После пресс-конференции Лидия Янковская сказала мне: “Иоланта” – одна из самых великих опер одного из самых великих композиторов России. Это последняя опера Чайковского. Либретто оперы написал его брат и самый близкий ему человек Модест. Это опера, в которую Чайковский вложил всего себя. Это мы видим в персонажах оперы, в музыке, показывающей все краски и эмоции человеческих взаимоотношений. Абсолютно гениальная музыка и современный сюжет! В этой опере каждый зритель может найти что-то свое и увидеть ее с новой стороны”.
После русской классики – опера американского композитора Стефана Вайсмана “The Scarlet Ibis”, рассказывающая о мальчике-инвалиде и его отношениях с братом. Действие оперы происходит в Северной Каролине во время Первой мировой войны. В основе оперы – либретто Дэвида Коута по рассказу Джеймса Херста, написанного им в 1960 году. Дирижер – Дэвид Хенлон. Режиссер – Элизабет Моргулис. В главных партиях: Дадли – Джордан Раттер, Брат – Энни Розен, Мать – Куинн Миддлман, тетя Найси – Шарме Мусаччо, Отец – Билл Макмюррей.
Впервые оперу “The Scarlet Ibis” услышали в 2015 году в Нью-Йорке на фестивале “Прототип”. Мы увидим первую полноценную постановку оперы.
Сезон завершится оперой американского композитора Джека Хегги “Моби Дик”. В основе оперы – либретто Джина Шира по эпическому роману классика американской литературы Германа Мелвилла “Моби Дик, или Белый кит”. Дирижер – Лидия Янковская. Мировая премьера оперы с Беном Хеппнером в главной партии состоялась в Опере Далласа в мае 2011 года. В создании спектакля принимали участие оперные театры Сан-Франциско, Сан-Диего, Лос-Анджелеса, Опера Калгари и Австралийская опера. Во всех этих спектаклях прошла одна и та же постановка. В Чикаго мы увидим новую постановку оперы. В создании спектакля также принимала участие международная группа: Опера Юты, Питтсбургская опера, Опера Сан-Хосе и Gran Teatre del Liceu (Барселона, Испания). Режиссер – Кристин Макинтайр. В партии Ахава – героический тенор Томас Студебекер. В остальных партиях: Гринхорн – Эндрю Бидлек, Квикег – Винс Уоллес, Старбак – Майкл Майерс, Гардинер – Кристофер Магиера, Пип – Саммер Хассан, Флэск – Кайл Кнапп, Стабб – Дэвид Говертсен.
В сезоне 2014-15 годов “Моби Дик” замечательно поставили в чикагском Lookingglass Theatre (автор инсценировки и режиссер-постановщик – член труппы театра Дэвид Катлин). История погони капитана Ахава за белым китом была показана с такой степенью изобретательности, что зритель просто забывал, где он находится: в зале или на китобойном судне “Пекод”. Яркий, динамичный, запоминающийся, спектакль был невероятно сложен физически и эмоционально. Актеры, как заправские матросы, работали с канатами, забирались на корабельные мачты, выходили в открытый океан на маленьких лодках… “Моби Дик” стал самым ярким событием чикагского театрального сезона и совершенно заслуженно получил премию “Джефф” за лучший спектакль года. Но то было три года назад в драматическом театре. А вот оперы “Моби Дик” в Чикаго не было еще ни разу.
Замечу, что 1 августа 2019 года исполнится двести лет со дня рождения Мелвилла. В мире будет много мероприятий по этому поводу. “Моби Дик” в ЧОТ – прекрасная возможность вспомнить замечательного писателя и его лучшее творение.
Дуглас Клейтон и Лидия Янковская объявили о создании новой программы Vanguard Initiative, целью которой является поддержка молодых композиторов и помощь в создании новых опер. Театр гарантирует трехступенчатый подход к разработке новой оперы. Во-первых, композитор вместе с художником и всей творческой командой приобретет определенный набор навыков, необходимых для создания качественной оперы. В течение двух лет композитор будет частью оперной компании. Во-вторых, на разных этапах творческого процесса ЧОТ будет инвестировать средства в развитие сочинения. Наконец, в программе The Living Opera Series предстанет готовое произведение. В театре пройдут встречи зрителей с создателями опер и различные тематические мероприятия. Лидия Янковская сказала: “Я убеждена, что ЧОТ находится в идеальном месте для развития молодых композиторов Чикаго и Среднего Запада, и мы готовы предоставить им все необходимые условия для творчества”.
Как часть программы Vanguard Initiative, в феврале 2019 года совместно с American Lyric Theatre в ЧОТ пройдут оркестровые репетиции (orchestral workshop) оперы Джастин Чен “Жизнь и смерть Алана Тьюринга” (“The Life and Death(s) of Alan Turing”). Либретто Дэвида Симпатико основано на основных вехах в жизни одного из величайших ученых XX века, английского математика и криптографа Алана Тьюринга, оказавшего огромный вклад в развитие информатики.
Начиная с сезона 2018-19 годов ЧОТ вводит новую должность – композитор-резидент (Emerging Opera Composer in Residence). Уже объявлено имя первого счастливца. Им стала чикагский композитор Стейси Гэрроп. Ее произведения исполнялись камерным квартетом Кронос, хоровым ансамблем Бостона и другими коллективами. Несколько лет назад ее музыка звучала на Grant Park Music Festival в парке Милленниум. Гэрроп – лауреат 2016 Meier Foundation Achievement Award и 2018 Barlow Prize. Записывается на студии Cedille Records.
А теперь несколько слов о том, с чего все начиналось. Небольшие оперные труппы работали в Чикаго давно. В далеком 1915 году в городе была создана даже Оперная ассоциация во главе с сопрано Мэри Гарден. В числе ее достижений – премьеры современных опер. Так, именно в Чикаго в 1921 году прошла мировая премьера оперы Сергея Прокофьева “Любовь к трем апельсинам”. За дирижерским пультом стоял сам композитор. В 1922 году оперная труппа во главе с Мэри Гарден назвала себя громким именем “Чикагская опера”. Президентом стал видный предприниматель Сэмюэль Инсалл. В первые годы своего существования Опера показывала более тридцати спектаклей в течение одного сезона, каждый из которых шел в театре не более трех раз. Среди приглашенных звезд блистала Роза Райза – первая исполнительница партии Турандот в одноименной опере Пуччини.
29 ноября 1929 года состоялось торжественное открытие здания городской оперы. Но собственной оперной труппы в театре так и не появилось. В основном, там выступали приезжие артисты, среди которых были звезды МЕТ. Что касается местных трупп, то они часто возникали, но так же быстро и распадались.
Единственная оперная компания, которая пришла в Чикаго всерьез и надолго, многие годы была в полном одиночестве. Я имею в виду, конечно, созданную в 1954 году Лирик-оперу Чикаго. Никто не верил, что в Чикаго может быть создан второй оперный театр. Многие говорили: “Зачем, когда у нас есть Лирик-опера?” Лирик-оперу называли “Ла Скала Запада”. Театр процветал, там выступали ведущие солисты мира и ставились дорогие постановки. Вначале казалось, что оперная студия, созданная в 1973 году музыкантом и педагогом Аланом Стоуном, разделит печальную судьбу небольших местных трупп, скованных отсутствием денег и возможностей. Стоун пригласил молодых певцов и поставил с ними оперу Моцарта “Так поступают все”. Премьера прошла в помещении “Jones Commercial High School” в Чикаго с большим успехом. Спектакль повторили еще пять раз, Моцарта нарекли ангелом-хранителем студии и решили продолжить работу над новыми произведениями. В 1975 году Оперная студия Стоуна выпустила “Свадьбу Фигаро” Моцарта, в 1976 – “Севильский цирюльник” Дж.Россини. Постепенно студенческая оперная студия превращалась в профессиональную оперную труппу. Были годы, когда в театре ставили пять опер за сезон, в течение нескольких лет труппа ограничивалась одной постановкой.
В восьмидесятые годы ЧОТ еле сводил концы с концами, существуя на пожертвования нескольких спонсоров, и лишь с приходом Брайана Дики в ЧОТ произошла настоящая революция. Дики не только изменил театр, но и заставил изменить мнение о нем в городе. Более того, о Чикагском оперном тетре заговорили по всей Америке. Кто же он, этот волшебник?
Брайан Дики приехал в Чикаго из Европы. Свою карьеру оперного менеджера он начал в 1962 году в администрации Глайндбурнского оперного фестиваля, с 1981 по 1988 годы Дики был главным администратором Оперы. В общей сложности Дики проработал в Глайндбурне двадцать семь лет, превратив фестиваль в один из интереснейших и престижнейших в мире! С 1989 по 1993 годы Дики был генеральным директором Канадской оперной труппы в Торонто, с 1994 по 1997 годы – артистическим советником оперы в Ницце. С 1999 до 2012 года Дики жил и работал в Чикаго. Он рассказывает: “Когда я пришел в театр, были определены постановки 2000 года, но сколько они будут стоить, никто не знал. В театре царил полнейший хаос”. Первым спектаклем Дики в должности генерального директора стала опера Монтеверди “Орфей”. “Все думали, что я сумасшедший. Мне говорили: “Это абсурд. Ты не соберешь зал!” Но мы продали на пятьдесят процентов билетов больше, чем на “Севильского цирюльника”.” Уже через год после прихода Брайана Дики в ЧОТ, в 2000 году, газета Chicago Tribune назвала его “Человеком года” в категории “Искусство”. В 2002 году он во второй раз получил этот титул. Вслед за Монтеверди в ЧОТ ставили Бриттена и Генделя, Бартока и Шенберга, Перселла, Берлиоза, Россини, забытого английского комедиографа Исаака Бикерстафа и Джона Адамса. “Поругание Лукреции”, “Поворот винта”, “Смерть в Венеции”, “Агриппина”, “Воскресение”, “Замок герцога Синяя Борода”, “Ожидание”, “Дидона и Эней”, “Беатрис и Бенедикт”, “Путешествие в Реймс”, “Висячий замок”, “Никсон в Китае”… – какие имена, какие оперы!..
В ЧОТ начинали работать режиссеры Роберт Орт, Нэнси Густафсон, Ричард Лич. Мэри Зиммерман, знакомая нам по спектаклям в Steppenwolf Theatre, Goodman Theatre, Lookingglass Theatre, поставила в ЧОТ оперу Филипа Гласса “Эхнатон”. Актер и режиссер Франк Галати неоднократно работал в ЧОТ. Среди его постановок – оперы американского композитора Вирджилии Томсон “Четыре святых” и “Матерь Божия”, “Альберт Херринг” Б.Бриттена, “Бравый солдат Швейк” Роберта Курка, “Лето и дым” Ли Хойби по одноименной пьесе Теннеси Уильямса. Всемирно известная Даниэлла Де Низе, поразившая Чикаго в партии Клеопатры в “Юлии Цезаре” Г.Ф.Генделя в Лирик-опере (сезон 2007-08 годов), зрителям ЧОТ знакома давно. В 2004 году она пела Поппею в “Коронации Поппеи” Монтеверди, а спустя год исполнила партию Титании в опере Б.Бриттена “Сон в летнюю ночь”.
Я помню еще одну интересную инициативу Дики – конкурс “Народная опера”. Зрителям предлагалось выбрать одну из трех опер следующего сезона. Народ голосовал долларом. Один голос стоил один доллар, и количество голосов, как вы понимаете, не ограничивалось. Победитель определялся по количеству голосов. Так были выбраны редко исполняемые оперы Монтеверди, Россини, Генделя, так в 2014 году “приз зрительских симпатий” ушел к оперетте Д.Шостаковича “Москва. Черемушки”. После ухода Дики конкурс перестал проводиться, а жаль – это был очень любопытный опрос общественного мнения любителей оперы в одном, отдельно взятом городе.
ЧОТ – это место, где пробуют, экспериментируют, творят. Театр по-новому читает классические произведения, открывает новые имена и дает путевку в жизнь многим талантливым певцам и режиссерам. С 2012 по 2017 годы генеральным директором ЧОТ был дирижер, режиссер, дизайнер Андреас Митишек. Он тоже был любителем экспериментов. То в популярном ночном клубе оперу поставит, то на стоянке автомашин, то в мебельном магазине… В 2006 году в монооперу Григория Фрида “Дневник Анны Франк” Митишек вставил фрагменты воспоминаний выжившей в Холокосте женщины и поставил спектакль под землей, в переходе-гараже. Для постановки оперы Рики Яна Гордона “Орфей и Эвридика” (не путайте с одноименной оперой Глюка!) Митишек выбрал… бассейн. При Митишеке заметными спектаклями ЧОТ стали “Падение дома Ашеров” Филиппа Гласса, “танго оперита” Астора Пьяццоллы “Мария из Буэнос-Айреса”, “Жанна Д’Арк” Дж.Верди, неоконченная “уличная” опера Дюка Эллингтона “Куини Пай”, “Император Атлантиды” Виктора Ульмана, “Макбет” – ранняя экспрессионистская опера Эрнеста Блоха. Но надо сказать, что при Митишеке популярность театра стала падать, театр терял своего зрителя.
Всего за сорок пять лет жизни в театре показали более ста двадцати пяти опер, включая шестьдесят чикагских премьер и тридцать шесть опер, написанных американскими композиторами.
Долгие годы ЧОТ показывал свои спектакли в театре “Athenaeum”. С 2004 года новым домом театра стал Театр музыки и танца “Харрис” в парке Миллениум. Последние два сезона оперы проходили в уютном зале Studebaker Theater. В новом сезоне ЧОТ использует обе площадки.
Были годы, когда в ЧОТ ставили пять опер за сезон, в течение нескольких лет труппа ограничивалась одной постановкой, долгое время в театре ставили три спектакля за сезон в апреле-июне. Сейчас в театре опять пробуют нечто новое – ставят спектакли в ноябре, феврале и апреле.
В новую жизнь театр вступает с новым руководством. Лидия Янковская – единственная женщина – музыкальный руководитель – среди пятидесяти лучших оперных компаний США. В недавней беседе со мной она сказала: “Я готова предложить зрителю замечательные оперы, которые еще не показывались в Чикаго. Их очень много, особенно из русского репертуара. Я знаю, что недавно в Лирик-опере ставили “Евгения Онегина”, до этого был “Борис Годунов”. Но русский репертуар настолько богатый, так много потрясающих опер. У одного Римского-Корсакова их больше дюжины… Я очень много дирижирую русскими операми. Недавно в Бостоне ставила “Демона” Рубинштейна, которого здесь никогда и никто не показывал. Пять лет назад у меня была первая постановка “Снегурочки” в Америке на русском языке. Когда-то эту оперу Римского-Корсакова ставили в Америке на французском языке, но на русском – до этого никогда. У меня была первая постановка в Бостоне “Алеко” Рахманинова. Это просто примеры потрясающих опер, которых здесь никто не слышал. Мне не терпится показать русские оперы в Чикаго!”
Что ж, судя по будущему сезону, Лидия Янковская выполняет свои обещания. Я уверен, что с “Иоланты” начнется новая страница в истории ЧОТ, и новый музыкальный руководитель достойно продолжит начатое Аланом Стоуном и подхваченное Брайаном Дики детище. Я надеюсь на приятные сюрпризы и открытия. Пожелаем театру удачи и будем его верными зрителями! Встретимся в театре!
Напоминаю, что ближайшие премьеры ЧОТ – две почти никогда не исполнявшиеся одноактные оперы Гаэтано Доницетти “Пигмалион” и “Рита”.
“Пигмалион” – первая опера Доницетти. Он сочинил ее в девятнадцать лет, учась в университете. При жизни композитора никогда не исполнялась. “Рита” – опера, которая была впервые исполнена через двенадцать лет после смерти Доницетти.
Дирижер – Франческо Милиото. Режиссер – Эми Хатчисон. В главных партиях: американские солисты Анджела Мортелларо и Кит Фарес, а также тенор из Пуэрто-Рико Хавьер Абреу. Спектакли пройдут 14, 20 и 22 апреля 2018 года.
Nota bene! Оперы “Иоланта” (10 и 15 ноября 2018 года в 7.30 pm, 18 ноября в 3.00 pm) и “The Scarlet Ibis” (16 и 21 февраля 2019 года в 7.30 pm, 24 февраля в 3.00 pm) пройдут в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago IL 60605. Опера “Моби Дик” (25 и 28 апреля 2019 года в 7.30 pm) пройдет в помещении The Harris Theater по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago IL 60601. Подробности и заказ абонементов – по телефону 312-704-8414 и на сайте https://www.chicagooperatheater.org/. Одиночные билеты поступят в продажу 1 августа.