16, 20 и 22 декабря, 7.30 pm; 17 и 21 декабря, 3.00 pm; 23 декабря, 1.30 pm. Традиционная новогодняя программа “Merry, Merry Chicago!” Седьмой год подряд в Симфоническом центре проходят концерты с таким названием, и каждый год в программе что-то меняется. В этом году среди прочих произведений прозвучат фрагмент “For Unto Us a Child Is Born” из оратории “Мессия” Г.Ф.Генделя в оркестровке В.А.Моцарта, полонез из оперы “Ночь перед Рождеством” Н.Римского-Корсакова, увертюра из оперетты “Цыганский барон” И.Штрауса-младшего, гопак из оперы “Мазепа” П.Чайковского, вальс из оперы “Гензель и Гретель” Э.Хумпердинка (полностью эту оперу мы услышим в январе-феврале в Лирик-опере). В концертах примут участие музыканты Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) и Чикагского симфонического хора (хормейстер — Шерил Фрейзес Хилл). Дирижер — Аластар Уиллис. Концерты рекомендованы для детей от пяти лет и старше.
18 декабря, 7.30 pm. Традиционный новогодний концерт CSO Brass. В программе: аранжировки симфонических произведений для медных духовых инструментов. Среди композиторов — имена Б.Бриттена и Э.Элгара. В финале программы прозвучит мировая премьера написанного по заказу ЧСО сочинения “Концертная музыка для литавр и медных духовых инструментов” Джона Хиггинса. Композитор посвятил свое произведение памяти многолетнего концертмейстера группы валторн ЧСО Дейла Клевенджера (1940-2022).
Сегодня оркестры все больше и больше унифицируются, и отличить один хороший оркестр от другого гораздо сложнее, чем это было полвека назад. На протяжении десятилетий главной отличительной особенностью ЧСО были медные духовые инструменты, именно они составляли славу чикагского оркестра. Чикагская “медь” ценилась величием звука, абсолютной, даже какой-то демонической силой. “Архитекторами” чикагского звука были концертмейстер группы туб с 1944 до 1988 года Арнольд Джейкобс и концертмейстер группы труб с 1948 до 2001 года Адольф (“Бад”) Херсет. Оба музыканта преодолели физические особенности, чтобы стать лучшими. Объем легких у Джейкобса резко сократился из-за различных заболеваний, и он разработал специальные дыхательные техники, которые потом передавал новым поколениям музыкантов. “Мы хотим, чтобы в теле было как можно меньше напряжения, поэтому торс становится резонирующей камерой”, — говорит концертмейстер группы тромбонов Джей Фридман, объясняя технику Джейкобса. Виртуоз-трубач Адольф Херсет, фактически руководивший группой духовых инструментов в течение более чем полувека, в 1952 году попал в автомобильную аварию, сломал зубы и повредил губу. Это могло стать катастрофой для музыканта. Херсет не знал, будет ли он когда-нибудь снова играть, но сумел восстановиться.
От концертов Рафаэля Кубелика и Фрица Райнера, через модернизацию оркестра эпохи Георга Шолти до более тонких подходов, предпринятых Даниэлем Баренбоймом и Риккардо Мути, “медь” долгое время была центральной в звучании ансамбля. Шутники говорили, что когда в ЧСО в полную силу играют медные духовые, на Мичиган-авеню дрожат мосты. “Поначалу Георг Шолти не мог заставить медную секцию играть достаточно громко для него, — вспоминает Фридман. — Даже симфонии Шуберта.” Альтист оркестра Макс Рейми шутил, что некоторые записи Шолти “сводят струнную секцию к шипению ленты”. После волны критики Шолти перестал требовать громкий звук, сосредоточившись на том, что Фридман назвал “великим diminuendo”. Однажды на исполнении хоров Верди запись была остановлена, и инженер звукозаписи пожаловался, что не слышит духовые инструменты.
Музыкальный руководитель ЧСО с 1991 до 2006 года Даниэль Баренбойм говорит: “Чикагская “медь” всегда была частью оркестра и его уникального способа игры”. Нынешний музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути вспоминает: “Чикагская “медь” была отличительной особенностью ЧСО еще в те годы, когда я был студентом Миланской консерватории”. На одной из первых репетиций в должности руководителя маэстро Мути сказал музыкантам: “То, что вы умеете играть громче всех, знает весь мир. Теперь давайте покажем, что вы умеете играть тоньше всех”. Спустя десять лет руководства ЧСО Риккардо Мути говорил уже по-другому: “На мой взгляд, медные духовые по-прежнему являются номером один в мире, но сейчас они лучше способны объединяться с другими группами оркестра. Не доминировать, а звучать в ансамбле, добиваясь идеального баланса”.
Старый звук все еще жив в оркестре — и не только в символическом смысле. По-прежнему в блестящей форме концертмейстер группы туб с 1989 года Джин Покорны и Джей Фридман — первый тромбон оркестра с 1965 года. Концертмейстер группы труб Эстебан Баталлан играет на трубе Херсета, Покорны — на тубе Джейкобса, музыканты группы валторн — на инструментах чикагского мастера Льюиса, созданных специально для Симфонического центра, звук которого сам Льюис называет “мертвым”.
Херсета и Джейкобса я не застал, а вот концертмейстера группы валторн с 1966 до 2013 года замечательного Дейла Клевенджера слышал часто. После него обязанности концертмейстера группы валторн занимал Даниэль Гингрич. В 2019 году решением Риккардо Мути Гингричу присвоено почетное звание Пожизненного концертмейстера секции валторн. Имена Клевенджера и Гингрича я бы тоже включил в список тех, без кого невозможно представить себе звук чикагской “меди”.
19 декабря, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra называется “Spiritual Awakenings”. В программе: “Сказки: фольклорная симфония” живущего в Атланте композитора Карлоса Саймона и Первая симфония С.Рахманинова. Дирижер — Россен Миланов. Он родился в Софии (Болгария), окончил Институт Кертиса и Джульярдскую школу. На протяжении пятнадцати лет возглавлял Симфонический оркестр в Нью-Джерси и на протяжении семнадцати — Новый симфонический оркестр в Софии. В настоящее время возглавляет четыре оркестра: Columbus Symphony Orchestra, Chautauqua Symphony Orchestra, Princeton Symphony Orchestra, Словенский симфонический оркестр радио и телевидения (Любляна).
30 декабря, 6.00 pm. Музыкальный год в Чикаго традиционно закрывается вечером “Салют Вене” (Salute to Vienna New Year’s Concert). В программе: вальсы и польки композиторов семьи Штраус, а также любимые мелодии из классических оперетт. Исполнители: сопрано из Вены Моника Ребхольц, тенор из Нью-Йорка Брайан Чейни, артисты European Ballet Dancers и оркестр Strauss Symphony of America под управлением венгерского дирижера Грегори Вайды. Подробности концерта — на сайте salutetovienna.com.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.