В Чикаго продолжаются отмены всех музыкальных мероприятий. Теперь – до Дня труда 7 сентября. Не будет традиционных Джазового и Блюзового фестивалей, не будет грандиозного фестиваля еды “Taste of Chicago”, не будет многого другого в парке “Милленниум” и вокруг него. Ранее были отменены Grant Park Music Festival и Ravinia Festival, все июньские концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Между тем Европа и весь мир медленно, но верно выходит из карантина. Снова открываются двери театров и концертных залов. Заглянем в некоторые из них.
Самым смелым театром в Европе стал Театр Висбадена. Представления там проходят с 18 мая. В первом после карантина концерте участвовали немецкие басы Рене Папе, Гюнтер Гройсбек и меццо-сопрано из Италии Аннализа Строппа. В театре даже смогли показать кое-что из программы майского Международного фестиваля искусств, в том числе – фрагменты опер “Тристан и Изольда”, “Кармен”, “Кавалер розы”. Все – под сопровождение фортепиано. В театре два зала – Большой вместительностью в 1041 мест и Малый на 328 мест. Пока на каждый концерт продают по 189 билетов и просят зрителей соблюдать безопасное расстояние.
24 мая в концертный холл в Тайбэе вернулся Тайваньский филармонический оркестр. В зале сидели четыреста пятьдесят человек.
С 29 мая работает Опера Франкфурта (Alte Oper Frankfurt). Первым концертом стал вечер шведской певицы Марии Бенгтссон. В театре два зала – Большой на 2500 мест и Малый на 700 мест. Аудитория театра пока не превышает ста человек. Зрители обязаны носить маски и предоставлять администрации театра свои контакты.
В начале июня состоялись первые после карантина концерты Венского филармонического оркестра в зале Музикферайн (Musikverein). Первыми смельчаками-дирижерами стали “наши”: Даниэль Баренбойм и Риккардо Мути. Бывший музыкальный руководитель ЧСО Баренбойм дирижировал программой из музыки Моцарта и Бетховена, нынешний руководитель маэстро Мути – программой из музыки композиторов семьи Штраус. В Большом (“Золотом”) зале на 1744 мест сидели сто человек, все в обязательном порядке в масках. Концерты продолжались не больше семидесяти минут без антракта. В июле концерты смогут посетить уже до двухсот пятидесяти человек.
Берлинский филармонический октет, в котором играют музыканты прославленного Берлинского филармонического оркестра, выступил 6 июня в своем домашнем зале. Концерт, проходивший без зрителей, транслировался онлайн.
8 июня сольным концертом Гюнтера Гройсбека открыла свои двери Венская опера. На очереди – камерные концерты Томаша Конечны, Камиллы Нилунд, Хуана Диего Флореса, Красимиры Стояновой и других звезд мировой оперы. Каждый из пятнадцати июньских концертов смогут посетить сто человек. Все концерты идут без перерыва.
В Швеции карантин не объявляли, поэтому Симфонический оркестр шведского радио не прекращал свою работу. Правда, без своего музыкального руководителя Даниэля Хардинга. 5 июня, когда открылись полеты в Стокгольм, маэстро, наконец, встретился с коллективом. Первый концерт прошел без зрителей. Его можно было смотреть онлайн на платформе Berwaldhallen Play.
Бергенский филармонический оркестр (Берген, Норвегия) в июне тоже играет без публики. Пять концертов в зале Grieghallen транслируются онлайн на платформе Bergenphillive. 15 июня – день рождения Эдварда Грига. Концерт в этот день был посвящен великому норвежскому композитору и полностью состоял из его музыки. В Фортепианном концерте Грига солировал Лейф Ове Андснес.
Тридцать первый оперный фестиваль в итальянском городе Равенна (Ravenna Festival) возобновляет свою работу 21 июня. Первый концерт пройдет на открытом воздухе, в крепости XV века Рокка Бранкалеоне (Rocca Brancaleone). Молодежным оркестром Луиджи Керубини численностью более чем шестьдесят человек дирижирует маэстро Мути. Программа концерта будет объявлена дополнительно, а вот имя солистки уже известно – итальянская певица Роза Феола. Она знакома нам по партии Джильды (“Риголетто”, сезон 2017-18 годов) в Лирик-опере (см.ниже). В январе будущего года она споет в Чикаго Адину в “Любовном напитке” Г.Доницетти.
Цюрихская опера откроет свои двери в июле. Пока – только для сольных концертов, только для трехсот зрителей и только на десять дней: со 2 по 12 июля. Среди солистов – Диана Дамрау, Камилла Нилунд, Петр Бечала, Томас Хэмпсон, Хавьер Камарена и другие звезды мировой оперы. Сезон 2020-21 годов в Цюрихской опере откроется новой постановкой “Бориса Годунова” М.Мусоргского.
Первые шесть недель фестиваля Би-Би-Си Промс пройдут в режиме онлайн. В лондонском Royal Albert Hall концерты возобновятся с 28 августа. Это будут последние две недели фестиваля.
В Испании первым оркестром, который выйдет на сцену, станет базирующийся в Сан-Себастьяне Национальный оркестр страны Басков. В серии из восьми июньских часовых концертов примут участие около пятидесяти музыкантов (с учетом социальной дистанции в два метра). Маски обязательны до тех пор, пока музыканты не выйдут на сцену. Секции духовых и ударных инструментов будут окружены защитными экранами. В зале зрителей пока не будет. Концерты обещают показать по субботам в эфире одного из каналов испанского телевидения (ETB2).
5 июля серией летних концертов откроется концертный зал Brucknerhaus в Линце (Австрия). В зале, рассчитанном на 1420 мест, ожидаются четыреста человек.
Летние концерты классический музыки с участием Чешского филармонического оркестра проходят в пражском Rudolfinum. Зрители должны носить маски.
В лондонском районе Clerken-well 6 июля открывается новое кафе – Fidelio Orchestra Café, где, кроме ужина, можно будет послушать камерные концерты классической музыки. Аудитория ограничена двадцатью пятью местами. Солисты согласились играть до пяти концертов, пока крупные концертные площадки остаются закрытыми. Среди первых музыкантов – виолончелист Стивен Иссерлис с Виолончельными сюитами И.С.Баха. Ожидаются выступления пианиста из России Павла Колесникова, швейцарского пианиста Луиса Швицгебеля, пианиста из Казахстана Самсона Цоя и других.
Оперный фестиваль Россини в Пезаро (Италия) пройдет, как и планировалось, с 8 до 20 августа. Зрители будут сидеть в ложах. На входе каждому измерят температуру.
Парижская опера пока закрыта. Новый сезон начнется 1 сентября. При этом никаких ограничений по количеству зрителей нет.
Постепенно, медленно, но верно мир открывается. В Америке, между тем, все пока выглядит гораздо пессимистичнее. Первый оперный театр страны Метрополитен-опера объявил об отмене всех осенних спектаклей. В лучшем случае театр откроет свои двери 31 декабря. Зато продолжаются ежедневные онлайн-трансляции. Среди ближайших показов на этой неделе – “Орфей и Эвридика” К.Глюка (17 июня, дирижер – Патрик Саммерс; в главных партиях – Сьюзен Грэм, Пласидо Доминго, Пол Гровс, запись 26 февраля 2011 года), “Сила судьбы” Дж.Верди (18 июня, дирижер – Джеймс Ливайн, в главных партиях – Леонтин Прайс, Джузеппе Джакомини, Лео Нуччи, запись 24 марта 1984 года), “Эхнатон” Ф.Гласса (19 июня, дирижер – Карен Каменсек, в главных партиях – Дизелла Ларусдоттир, Дженай Бриджес, Энтони Рот Костанцо, Аарон Блейк, запись 23 ноября 2019 года), “Сатьяграха” Ф.Гласса (20 июня, дирижер – Данте Анзолини, в главных партиях – Рейчел Дуркин, Ричард Крофт, Ким Джозефсон, Альфред Уолкер, запись 19 ноября 2011 года), “Травиата” Дж.Верди (21 июня, дирижер – Никола Луизотти, в главных партиях – Соня Йончева, Майкл Фабиано, Томас Хэмпсон, запись 11 марта 2017 года).
В ожидании нового сезона Лирик-опера Чикаго транслирует свои оперы на радио, на волне классической музыки WFMT 98.7FM. С 6 июня по 25 июля по субботам в полдень мы услышим все спектакли сезона 2017-18 годов. Серия началась оперой “Так поступают все женщины” В.А.Моцарта. 13 июня мы услышали “Турандот” Дж.Пуччини, 20 июня ждем “Риголетто” Дж.Верди (постановка принадлежит Опере Сан-Франциско) с Розой Феолой (той самой, что поет с маэстро Мути на оперном фестивале в Равенне) и Мэтью Поленцани. Впереди – “Искатели жемчуга” Ж.Бизе (27 июня, постановка принадлежит Опере Сан-Диего) с Мариной Ребекой, Мэтью Поленцани и Мариушем Квеченем, “Валькирия” Р.Вагнера (4 июля, новая постановка) с Эриком Оуэнсом и Брендоном Йовановичем, “Фауст” Ш.Гуно (11 июля, новая постановка, совместно с Оперой Портленда) с Бенджамином Бернхаймом и Айлин Перес, “Орфей и Эвридика” К.Глюка (18 июля, новая постановка, совместно с Оперой Лос-Анджелеса и Joffrey Ballet) с Дмитрием Корчаком и Андрианой Чукман, “Пуритане” В.Беллини (25 июля, постановка Метрополитен-оперы) с Альбиной Шагимуратовой. Об этих спектаклях я расскажу подробно в следующем выпуске Музыкального обозрения. Все подробности радиотрансляций – на сайте wfmt.com.