В разгаре — пятьдесят третий сезон чикагского оркестра “Music of the Baroque”. Центральное событие ближайших концертов (Программа N5) — участие в них замечательной скрипачки Виктории Мулловой.
“Муллова играет Баха”. 28 января, 3.00 pm, North Shore Center; 29 января, 7.30 pm, Harris Theater. В программе: сюита из балета “Мещанин во дворянстве” Ж.-Б.Люлли (1632-1687), фрагменты из цикла “Искусство фуги”, Первый ля минор и Второй ми мажор скрипичные концерты И.С.Баха, отрывки из оперы-балета “Галантные Индии”, “Наис”, “Ипполит и Арисия”, “Дарданус” Ж.-Ф.Рамо (1683-1764). Солистка — Виктория Муллова. Дирижер — музыкальный руководитель Бостонского общества Генделя и Гайдна Джонатан Коэн.
В этой программе впервые с оркестром “Music of the Baroque” выступит Виктория Муллова. Последний раз в большом Чикаго она выступала летом 2014 года. Это был ее дебют на Музыкальном фестивале Равиния. Муллова солировала в Скрипичном концерте Бетховена с камерным оркестром “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen”. “Бременскими музыкантами” дирижировал музыкальный руководитель маэстро Пааво Ярви. Я прекрасно помню тот концерт. Что-то было в игре Мулловой таинственное, завораживающее, захватывающее зал, что-то было такое, чего нет у других исполнителей. Не техника, нет — она, понятно, была безукоризненна, а, наверно, само ее поведение на сцене, ее внешняя отстраненность, даже холодность в сочетании с невероятной теплотой ее скрипки, с неожиданно прорывающейся страстью, с которой она исполняла стремительные пассажи, — вот что поразило меня больше всего. Один из английских музыкальных критиков окрестил ее “ледяной принцессой”. Действительно, высокая, красивая, гордая Виктория Муллова лишена внешних эмоций, которые часто оказываются показными. Она не заигрывает с публикой, она естественна и свободна в своем общении со скрипкой и музыкой. И эта естественность таланта притягивает!
Виктория Муллова — это имя было у всех на слуху в начале восьмидесятых. Талантливая выпускница ЦМШ и Московской консерватории, ученица великого Леонида Когана, она победила подряд на двух престижнейших скрипичных конкурсах — Сибелиуса в 1980 году в Хельсинки и Чайковского в 1982 году в Москве. А потом были гастроли в Финляндии и громкий скандал, связанный с ее невозвращением на родину. Два дня они с дирижером Вахтангом Жордания просидели в гостинице, ожидая, пока закончатся выходные в американском посольстве. Просидели, не спускаясь даже на первый этаж. Как оказалось, их страх был неслучаен: фотографии Мулловой были на первых полосах всех газет. В понедельник утром за ними прислали бронированную машину с охраной и даже привезли парики… Через два дня Виктория уже гуляла по Вашингтону с американской визой в кармане, а на родине через неделю уволили с работы ее отца, из ЦМШ выгнали сестру. Родители и сестра Виктории даже не предполагали, что когда-нибудь они снова смогут увидеться — в те годы уезжали в никуда и прощались навсегда. На вопрос, почему она решилась на такой смелый шаг, Муллова отвечает: “Главное было вырваться. Хотелось одного — свободы. Я пошла на это совершенно сознательно”. Уезжая, она даже не рассчитывала на продолжение карьеры профессионального музыканта. Но сложилось все по-другому. Она выступала на крупнейших сценах мира, играла с лучшими оркестрами, записала огромное количество дисков и давно превратилась в звезду международного уровня. Как и сорок лет назад, ее имя на афише является знаком качества и лучшей рекламой концерта! Сегодня Муллова увлекается аутентизмом, играет джаз и рок-музыку, дирижирует. После Стокгольма, двух лет, проведенных в Нью-Йорке, и пяти лет в Вене она обосновалась в Лондоне. У нее трое детей — мальчик и две девочки. В какой-то момент скрипачка перестает выступать, уделяя внимание семье, потом снова возвращается на сцену.
Муллова всегда была Свободным человеком: свободным от предрассудков, от чужого мнения, от чужих взглядов; она всегда имела возможность делать то, что интересно ей, и не делать ничего казенного, ничего “для галочки”. Например, она играет Баха характерным барочным смычком на жильных струнах в старинном низком строе, практически не пользуясь вибрато, что является вопиющим нарушением всех и всяческих канонов. Посмей она играть так, как она играет Баха, тогда, на вступительных экзаменах, ей бы наверняка влепили “двойку” и Леонид Коган не встретил бы одну из лучших своих учениц. Она выступает в безукоризненных костюмах haute couture, тщательно подбирая наряд для каждого композитора, но может вдруг появиться на сцене в шлепанцах. После концерта в Равинии музыкальный критик газеты Chicago Tribune назвал Муллову самой элегантной скрипачкой в мире. Виктория Муллова играет на скрипке “Джулиус Фальк” работы Страдивари 1723 года.
Программа N6: “Страсти по Иоанну”. 10 марта, 3.00 pm, North Shore Center; 11 марта, 7.30 pm, Harris Theater. В программе: “Страсти по Иоанну” И.С.Баха. Солисты: Миа Перссон, сопрано; Клара Осовски, меццо-сопрано; Томас Кули, тенор; Нил Дэйвис, баритон. Дирижер — Джейн Гловер. После недавних “Страстей по Матфею” мы услышим еще один шедевр Баха — “Страсти по Иоанну”. В 2024 году исполняется триста лет со дня сочинения великой музыки, перед которой все слова бессильны. Как писал поэт: “В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог”.
Программа N7: “Птицы, лягушки, сверчки и собаки”. 14 апреля, 3.00 pm, North Shore Center; 15 апреля, 7.30 pm, Harris Theater. В программе: Концерт ми мажор (“Весна”) из цикла “Времена года” и Третий концерт для флейты с оркестром ре мажор (“Щегол”) А.Вивальди, “Симфония сверчков” и Концерт для скрипки и струнных ля мажор (“Лягушки”) Г.Ф.Телемана, Восемьдесят третья (“Курица”) симфония Й.Гайдна. Солисты: Мэри Столпер, флейта; Джина Дибелло, скрипка. Дирижер — Николас Кремер. Героями этой программы станут щегол, сверчки, лягушки, курица — в общем, “братья и сестры” наши меньшие, насекомые и птицы, “божьи твари” или творения Господа, как учат нас священные книги.
Как всегда, программы оркестра исполняются дважды: в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601) и в Концертном зале ближайшего пригорода Чикаго Скоки (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076).
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты оркестра “Music of the Baroque” — по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org.