4-6 апреля, 7.30 pm. В эти дни на сцене Симфонического центра встретятся звезды современной классической музыки — китайская пианистка Юджа Ван и дирижирующий Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) маэстро из Финляндии Клаус Мякеля. В программе — американская премьера пьесы “Batteria” С.Зиновьева, Второй фортепианный концерт Б.Бартока, Десятая симфония Д.Шостаковича.
Композитор Саули Зиновьев родился в русско-финской семье в финском городе Лахти. В юности играл на гитаре в рок-группе и готовился к карьере рок-музыканта. Все изменилось, когда однажды Саули увидел клип венгерского пианиста Дьердя Цифра, играющего музыку Листа. Зиновьев увлекся сочинительством. Изучал композицию в Академии Сибелиуса и Высшей школе Карлсруэ (Германия). Живет в Хельсинки. С Мякеля сотрудничает давно. Композитор рассказывает: “Мы познакомились с Клаусом еще на заре наших с ним карьер, когда он дирижировал одним из моих сочинений. Мы моментально почувствовали, что находимся на одной волне. Клаус много раз оказывал мне неоценимую поддержку, включая мою музыку в свои программы и заказывая новые произведения. Работать с ним — сплошное удовольствие! Клаус думает не просто о том, как сыграть ноты, а о том, насколько содержательно может прозвучать музыка”.
В апреле 2019 года Мякеля с камерным оркестром Ostrobothnian исполнили пьесу Зиновьева “Перезаряженный” (“Recharged”), в 2020 году Мякеля с Филармоническим оркестром Осло стали первыми исполнителями пьесы Зиновьева “Колыбельная” (“Wiegenlied”), в 2022 году Мякеля с Симфоническим оркестром финского радио впервые исполнили Фортепианный концерт Зиновьева (солист — Викингур Олафссон).
“Batteria” — сочинение 2016 года. Написано по заказу Симфонического оркестра финского радио. Премьера состоялась в феврале 2017 года в Хельсинки.
Второй фортепианный концерт Б.Бартока — одно из сложнейших произведений фортепианного искусства. Пианист Андраш Шифф говорит о нем так: “Концерт ломает пальцы. Это, вероятно, самая трудная пьеса, которую я когда-либо играл, и обычно моя клавиатура покрыта кровью”. Концерт написан в 1931 году. Премьера состоялась 23 января 1933 года во Франкфурте-на-Майне. Симфоническим оркестром дирижировал Ханс Росбауд, солировал Барток. Это было последнее выступление композитора в Германии, незадолго до прихода к власти нацистов.
Десятая симфония Шостаковича — первое произведение композитора, исполненное после его травли в 1948 году. Шостакович несколько лет молчал, сочиняя лишь музыку к кинофильмам. Премьера Симфонии состоялась 17 декабря 1953 года в Ленинграде. Ленинградским филармоническим оркестром дирижировал Евгений Мравинский.
…Ее имя и фамилию пишут по-разному. Википедия предпочитает называть ее по-китайски — Юйцзя Ван, я буду придерживаться англоязычного варианта — Юджа Ван. Она родилась 10 февраля 1987 года в музыкальной семье в Пекине. Заниматься музыкой начала в шесть лет, в семь поступила в Пекинскую консерваторию. В одиннадцать лет стажировалась в летней школе в Королевском колледже Маунт (Калгари, Канада), училась в консерватории Калгари и институте Кертиса в Филадельфии. Блистательная музыкальная карьера Ван началась в 2007 году с дебютного концерта с Бостонским симфоническим оркестром. Перед ней открылись лучшие залы и лучшие оркестры мира. На сегодняшний день Юджа Ван является одной из самых востребованных пианисток мира. Лауреат премий “Грэмми”, ECHO, Gilmore Young Artist Award, обладатель гранта Avery Fisher Career. С 2009 года — эксклюзивный артист студии Deutsche Grammophon.
Обычно во время ее выступления зрители не столько слушают музыку, сколько смотрят на нее. Не меньше, чем техническим мастерством, Ван известна своими экстравагантными костюмами и… высокими каблуками. Она говорит: “В двадцать два года я была гораздо злее, чем сейчас. Я ненавидела, когда мне говорили, что делать. Я не видела ни одной причины, почему я не могу быть собой, в том числе — на сцене. Мне хотелось быть честной. Для меня одним из способов проявить честность стало платье, которое подчеркивает то, что я хочу сказать”. У пианистки с собой всегда платья на выбор — под разное настроение. Она возит с собой около пятидесяти разных платьев и столько же пар туфель с одинаковой высотой каблука: ”Я хочу оставить впечатление целиком, в том числе и визуальное”. На высоких каблуках она чувствует себя прекрасно: ”Я очень маленького роста, так что мне удобно. Как-то в Вене я играла с камерным оркестром, где все семнадцать музыкантов — мужчины. Когда я надела шпильки, это придало мне уверенности в себе. То же происходит и с платьем”.
В Симфоническом центре Юджа Ван третий раз. В ноябре 2021 года она выступала с камерной программой со скрипачом Леонидасом Кавакосом, в апреле 2022 года поразила всех в сольном фортепианном концерте. Прозвучали произведения Л.ван Бетховена, Н.Капустина, Д.Лигети. А наше знакомство с Ван состоялось на Музыкальном фестивале Равиния. Она дебютировала летом 2017 года с Первым фортепианным концертом И.Брамса. За дирижерским пультом ЧСО был главный дирижер оркестра “Тонхалле” (Цюрих) французский маэстро Лионель Брингье. Летом 2018 года Ван вернулась на фестиваль с Первым фортепианным концертом Л.ван Бетховена. ЧСО дирижировал Густаво Дудамель.
Один из самых талантливых и востребованных дирижеров двадцативосьмилетний Клаус Мякеля в Чикаго третий раз. С ЧСО он впервые выступил в апреле 2022 года. Его концерты произвели огромное впечатление на музыкантов и критиков. Рецензии были абсолютно восторженными. Музыкальный критик Лоуренс Джонсон из Chicago Classical Review назвал концерт 14 апреля 2022 года “захватывающим представлением с калейдоскопическим блеском и бешеной энергией”, а альтист ЧСО Макс Рейми сказал: “Я никогда не видел двадцатишестилетнего парня с подобным воображением и степенью мастерства”. Всезнающий британский музыкальный критик Норман Лебрехт пошел еще дальше. Он увидел в Мякеле “лидера в гонке за место Риккардо Мути”. Статья Лебрехта на сайте slippedisc.com называлась: “Чикаго находит дирижера-мечту”. В феврале 2023 года Мякеля вернулся в Чикаго, чтобы с ЧСО исполнить симфоническую поэму “Туонельский лебедь” Я.Сибелиуса, пьесу “Айно” Дж.Лопеса Беллидо и Пятую симфонию Г.Малера.
Клаус Мякеля родился в Хельсинки в музыкальной семье: мать — пианистка, отец — виолончелист. Учился на факультетах виолончели и дирижирования в Академии Сибелиуса. В качестве виолончелиста солировал с оркестрами Финляндии, но потом сконцентрировался на дирижировании. Выступает с лучшими оркестрами мира. Постоянные контракты имеет с 2018 года, когда в возрасте двадцати двух лет стал художественным руководителем Музыкального фестиваля в Турку (Финляндия, контракт завершен в 2022 году) и главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио. С августа 2020 года Мякеля является главным дирижером Филармонического оркестра Осло, с сентября 2022 года — музыкальным руководителем Парижского симфонического оркестра и артистическим партнером Оркестра Концертгебау (Амстердам). В сезоне 2027-28 годов он станет главным дирижером Концертгебау. Пока — на пять лет. Мякеля — эксклюзивный артист студии Decca. Его первыми записями стали симфонии Сибелиуса с Филармоническим оркестром Осло.
За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Даниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.
Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.