Время между Днем благодарения и Новым годом в Америке традиционно считается сезоном праздников. Театры и концертные залы Чикаго и пригородов встречают его во всеоружии. Драматические спектакли, балеты, оперы, концерты… — глаза разбегаются от всего интересного. Как и в прошлые годы, League of Chicago Theatres и ваш покорный слуга подготовили для вас путеводитель по театральному Чикаго. Это не все, а лишь некоторые из наиболее интересных спектаклей, на которые можно и нужно сходить всей семьей в праздничные дни.
“Рождественских сказок” (“A Christmas Carol”) Чарльза Диккенса в этом году целых четыре. Конечно, главный спектакль — в Goodman Theatre (до 31 декабря). Он идет в театре с разными актерами сорок шестой сезон (!) подряд. Адаптация текста для сцены принадлежит чикагскому драматургу Тому Кримеру. Театральный рассказ о счастливом перерождении “старого греховодника и скволыги“ Эбенезера Скруджа, умевшего “выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать”, в “хорошего и пушистого” джентльмена получился по-настоящему традиционным в лучшем смысле этого слова. Спектакль приобрел огромную популярность в Чикаго, его посетили более полутора миллионов человек. Среди зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. За эти годы спектакль ставили восемь режиссеров, роль Скруджа в молодости исполняли тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа — восемь актеров. Пятнадцатый год в роли Скруджа мы видим замечательного чикагского актера Ларри Яндо.
Тридцатый год “Рождественская сказка” идет в Drury Lane Theatre (до 30 декабря). Постановка была специально сделана как детский новогодний спектакль и идет в рамках проекта Theatre for Young Audiences.
“Рождественскую сказку”, наполненную теплотой, юмором, музыкой и праздничным настроением, показывает Metropolis Performing Arts Centre (пригород Чикаго Арлингтон-Хайтс, до 24 декабря). Режиссер — художественный руководитель Центра Брендан Рэган.
Еще одну интерпретацию знаменитой рождественской истории Диккенса представляет чикагская труппа Manual Cinema (в помещении Writers Theatre, до 24 декабря). Спектакль называется “Manual Cinema’s Christmas Carol”. В веселом представлении для детей и взрослых участвуют куклы. В спектакле много песен, музыки и танцев.
Какой праздник без “Щелкунчиков” (“The Nutcracker”)! В этом году их поменьше, чем “Рождественских сказок” — “всего” три. Классический в хореографии лауреата премии “Тони“, английского балетмейстера Кристофера Уилдона представляет Балет Джоффри. Действие спектакля разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. Как известно, она была посвящена четырехсотлетию открытия Америки и в честь Христофора Колумба получила название Chicago Columbian Exposition. Мать Мэри — скульптор, она работает над одним из важнейших экспонатов, статуей Колумба. После неожиданного визита создателя выставки, таинственного Великого Импресарио, Мэри с Принцем отправляются в увлекательное путешествие по выставочным залам… Оркестром Chicago Philharmonic дирижирует музыкальный руководитель Балета Джоффри Скотт Спек. Спектакль идет до 27 декабря.
Компания Broadway in Chicago представляет шоу “Hip Hop Nutcracker”, объединяющее хип-хоп с бессмертной музыкой Чайковского (Cadillac Palace Theatre, 12-17 декабря).
Наконец, джазовую версию классической сказки “Sugar Hill: The Ellington/Strayhorn Nutcracker”, действие которой происходит в Гарлеме тридцатых годов XX века, показывает Auditorium Theatre (до 30 декабря).
Мировая премьера от компании Broadway in Chicago — мюзикл-“экстраваганза” “Буп! Бетти Буп” (“Boop! The Betty Boop Musical”) многократного лауреата премии “Грэмми” Дэвида Фостера. Режиссер — лауреат премии “Тони” Джерри Митчелл. В тридцатые годы красотка Бетти Буп — персонаж рисованных анимационных фильмов режиссера и художника Макса Флейшера — покоряла сердца поклонников внешностью, голосом, стилем. С 1932 по 1939 год студия Paramount Pictures выпустила девяносто девять аниме-короткометражек с “черно-белой” Бетти. В новом мюзикле она выходит на сцену в ярком наряде под звуки энергичной музыки Фостера. Бетти Буп говорит Нью-Йорку и миру: “Вы способны на удивительные вещи”. Спектакль идет в помещении CIBC Theatre до 24 декабря.
“Как Гринч украл Рождество” (“Dr. Seuss’ How the Grinch Stole Christmas! The Musical”) — еще один культовый американский мюзикл, без которого невозможно представить себе Рождество. Он создан по рассказу детского писателя и аниматора Теодор Гайзель, известного всем под псевдонимом Доктор Сьюз. В мюзикле рассказывается, как вредное и противное существо по имени Гринч пытается украсть любимый праздник у жителей городка Ктоград (Whoville). В спектакле звучат популярные песни “You’re A Mean One Mr. Grinch” и “Welcome Christmas” (Cadillac Palace Theatre, до 31 декабря).
“Золушек” в эти дни две. В Black Ensemble Theater — рождественское представление основательницы театра Джеки Тейлор “The Other Cinderella”. В этом году исполняется сорок семь лет со дня премьеры спектакля (до 31 декабря).
Drury Lane Theatre показывает мюзикл “Золушка Роджерса и Хаммерстайна” (“Rodgers and Hammerstein’s Cinderella”, до 7 января). Об этом спектакле я подробно рассказывал в одном из недавних выпусков Театрального обозрения.
American Blues Theater представляет спектакль “Эта чудесная жизнь: прямой эфир из Чикаго” (“It’s A Wonderful Life: Live in Chicago!”), созданный по мотивам знаменитого голливудского фильма Фрэнка Капры “Эта чудесная жизнь” (“It’s a Wonderful Life”, 1946) с музыкой Ирвинга Берлина и одноименного радиоспектакля. “Маленький человек” из маленького американского городка Джордж Бейли (в фильме в этой роли Джеймс Стюарт) творит добро и помогает людям. После того, как он попадает в беду, Джордж решает свести счеты с жизнью. Но, к счастью, ангел вовремя подоспел. Он спустился с небес, чтобы, как вы уже догадались, помешать Джорджу совершить грех самоубийства. Вот такая чудесная жизнь… в Голливуде… Спектакль держится в репертуаре American Blues Theater двадцать два года! Режиссер — художественный руководитель театра Гвендолин Уайтсайд. Музыкальный руководитель постановки — Майкл Малер. Американский театр блюза был создан в 1985 году. По состоянию на 2023 год театр получил двести двадцать шесть (!) премий “Джефф” и номинаций на эту самую престижную театральную премию Чикаго. При этом все эти годы у театра не было своего помещения. И, вот, наконец, театр приглашает нас в свой новый дом по адресу: 5627 N. Lincoln Ave, Chicago 60659. В новом здании — два зала (большая сцена на 137 мест и студия на 40 мест), репетиционные и административные помещения, просторное лобби с баром, комнаты для хранения костюмов и декораций. Спектакль идет до 31 декабря.
Больше двадцати лет подряд труппа PlayMakers Laboratory показывает новогоднее представление “That’s Weird, Grandma”. Спектакль составлен из скетчей, диалогов, шуток, реприз, подслушанных и записанных в чикагских начальных школах. Каждую неделю текст дополняется новыми историями, так что ходить на спектакль можно несколько раз. Режиссер — художественный руководитель труппы Брэндон Клойд. 8-17 декабря в помещении Neo-Futurist Theater.
Шестой год Strawdog Theatre повторяет полюбившуюся зрителям адаптацию известной детской сказки Эрика Киммеля “Гершель и ханукальные гоблины” (“Hershel and The Hanukkah Goblins”). Как-то накануне Хануки в синагоге еврейского местечка Острополь появились гоблины и стали творить разные мелкие гадости. Например, не давали доброму человеку по имени Гершель зажечь ханукальные свечи.
Семь раз Гершелю удавалось обмануть гоблинов, но в последний, восьмой вечер, к нему пришел Король гоблинов. Король сказал, что его не проведешь. Король пригрозил, что не будет последней свечи и чудес ханукальных тоже не будет. И ничего не будет. Но, конечно, Гершель не испугался и победил гоблина, и ханукальное чудо свершилось… Сказочник Эрик Киммель написал множество детских книг. Самая известная из них — “Приключения Гершеля из Острополя” (“The Adventures of Hershel of Ostropol”), в которую входит сказка о Гершеле. Инсценировка сделана актером театра Майклом Дейли. Композитор — Джейкоб Комбс. Спектакль идет до 23 декабря.
Одна из самых молодых театральных компаний Чикаго Proboscis Theatre Company к праздникам подготовила совсем не праздничный спектакль — новую интерпретацию пьесы “Буря” (“The Tempest”) У.Шекспира. Используя текст Шекспира, восемь женщин-актрис делятся историями из своей жизни. Режиссер — художественный руководитель театра Эшли Вудли. Спектакль идет до 17 декабря в помещении City Lit Theater.
Театральную инсценировку знаменитой телевизионной передачи Джима Хенсона (создателя “Маппет-шоу”) “Emmet Otter’s Jug-Band Christmas” с музыкой Пола Уильямса предлагает The Studebaker Theater at The Fine Arts Building (до 30 декабря).
The Second City показывает комедийное шоу “The Good, The Bad, and The Ugly Sweater”, в котором будут праздничные посиделки, корпоративные вечеринки, пародии на классические праздничные фильмы и в виде скетчей все вместе, как написано в аннотации, “поджарятся, как каштаны, на открытом огне”. Нас ждет набор зарисовок на заданные темы. Темы эти безграничны: любовь, ревность, политика, взаимоотношения женщин и мужчин… Актеры поют, танцуют, смеются и плачут, а главное — разговаривают друг с другом и с нами, зрителями. Почти каждая сцена — и в этом отличие театра от других — проходит в интерактивной форме и требует от актеров готовности к мгновенной импровизации. Когда журналисты спрашивают актеров, как им удается так быстро импровизировать, они отвечают, что долго репетируют. Как будто искусству импровизации тоже можно научиться! Актеры говорят, что на репетициях они долго импровизируют друг с другом, задавая всевозможные темы для обсуждения, а потом приходят к зрителям подготовленными. Конечно, они лукавят. Подготовиться ко всему и сразу невозможно, так что импровизировать все равно приходится. Это — неотъемлемая часть шоу. В то время, когда были в моде шутки о свекрови, The Second City выступал против конформистской культуры с помощью скетчей, обращенных к молодому поколению. Сатира на события и явления, с годами изменилась, стала более широкой, начала затрагивать не только город, но страну и мир. При этом стиль театра почти не изменился. На сцене по-прежнему нет декораций, а только пять-шесть актеров, приоритет по-прежнему отдается тексту и остроумным находкам. Спектакли, как и шестьдесят два года назад, играются каждый день, а импровизации варьируются в диапазоне от десяти секунд до десяти минут. До 31 декабря.
Oil Lamp Theater — маленький театр в пригороде Чикаго Гленвью — показывает спектакль “Дары волхвов” (“The Gift of the Magi”) по одноименной рождественской новелле О.Генри. “Масляная лампа” — хорошее название для театра. Сразу настраивает на домашние уют и тепло. На протяжении пятнадцати лет труппа с таким названием показывала необычные, иммерсивные представления в разных залах Чикаго. За это время в театре побывали более сорока тысяч зрителей. В марте 2012 года у театра появилась постоянная площадка — приятный зал на шестьдесят мест в центре Гленвью. В труппе театра — только профессиональные актеры. Спектакль идет до 30 декабря.
Чикагский детский театр (Chicago Children’s Theatre) показывает праздничное кукольное шоу “The Beatrix Potter Holiday Tea Party”, основанное на четырех популярных сказках английской детской писательницы и художницы Беатрис Поттер. Режиссер — Уилл Бишоп. Спектакль идет до 31 декабря.
The Factory Theater приглашает на комедию “Мудрые парни: Первая рождественская история” (“Wise Guys: The First Christmas Story”). Создатели спектакля говорят, что репетиции продолжались… две тысячи двадцать три года. Режиссер — Бекка Холлоуэй. Спектакль идет до 16 декабря.
Chopin Theatre встречает праздники с комедией “Рождество с Элвисом”. Режиссер — Декстер Баллард. Недавно разведенная женщина узнает в канун Рождества, что ее бывший муж женится на человеке, с которым она познакомилась на лечении. Прежде чем она успевает заглушить свои страдания, в ее квартире появляется призрак Элвиса Пресли. Одинокому и сбитому с толку королю рок-н-ролла этот визит нравится не больше, чем ей… Спектакль идет до 7 января 2024 года.
Мюзикл для всей семьи “Рождественская шхуна” (“The Christmas Schooner”) идет до 23 декабря в помещении Beverly Arts Center’s Baffes Theater.
Это не все спектакли, а только те, о которых я успел рассказать. Продолжение праздничного театрального обзора — в следующем выпуске Театрального обозрения.
Nota bene! Все подробности, включая информацию о праздничных скидках на билеты, — на сайтах chicagoplays.com/chicago-theatre-guide и ChicagoPlays.com.