“Метрополитен-опера в кино”. Сезон 18

The Met: Live in HD

Сцена из спектакля “Тоска”. Фото - Кен Ховард/Met Opera
Сцена из спектакля “Тоска”. Фото - Кен Ховард/Met Opera

В разгаре — восемнадцатый сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). До конца года мы увидим еще два спектакля.

23 ноября 2024 года, 12.00 pm; 4 декабря 2024 года, 1.00 и 6.30 pm. “Тоска” Дж.Пуччини. Возобновление постановки Метрополитен-оперы. Дирижер — музыкальный руководитель МЕТ Янник Незет-Сегин. Режиссер — Дэвид Маквикар. Художник — Джон Макфарлейн. В главных партиях: Тоска — Лиз Давидсен, Каварадосси — Фредди Де Томмазо, Скарпиа — Куинн Келси.

Показ “Тоски” приурочен к столетию со дня смерти Джакомо Пуччини.

Пуччини (22 декабря 1858 года — 29 ноября 1924 года) — классик итальянской оперы конца XIX — первой четверти XX веков, прямой наследник великого Джузеппе Верди. Композитор является ярким представителем веризма — возникшего в восьмидесятые годы XIX века направления в итальянской литературе и искусстве. Слово “веризм” происходит от итальянского “verisimo”. “Vero” означает истинный, правдивый. Главное в веризме — показать “жизнь как она есть”. Веристскими считаются основные оперы Пуччини. Герои его произведений — простые люди, любящие, ревнующие, страдающие… “Манон Леско”, “Богема”, “Мадам Баттерфляй”, Джанни Скикки”, “Турандот” — именно эти оперы Пуччини и сегодня остаются самыми популярными в мировом музыкальном театре, именно в них блистали и блистают лучшие певцы и дирижеры, именно их неизменно включают в свой репертуар лучшие оперные театры мира. Но даже среди этих опер особняком стоит “Тоска” — может быть, самое гениальное творение Пуччини, одна из величайших опер, когда-либо созданных человеческим гением.

Премьера “Тоски” состоялась 14 января 1900 года в Риме и прошла довольно успешно, хотя реакция публики не была однозначной. Лишь после нескольких спектаклей успех начал нарастать. Вскоре последовали постановки оперы в крупнейших европейских театрах, премьеры на американской сцене. “Тоска” навсегда вошла в сокровищницу мирового музыкального театра.

Лиз Давидсен. Фото - Джеймс Хоул
Лиз Давидсен. Фото — Джеймс Хоул

Самое интересное в спектакле МЕТ — дебют Лиз Давидсен в новой для нее партии Флории Тоски. Норвежская певица впервые выступила в серии “Метрополитен-опера в кино” в марте 2022 года в одной из своих фирменных партий — Примадонны/Ариадны (“Ариадна на Наксосе” Р.Штрауса, дирижер — Марек Яновский). В марте 2024 года на сцене МЕТ состоялся дебют певицы в партии Леоноры в “Силе судьбы” Дж.Верди (дирижер — Я.Незет-Сегин). В серии “Метрополитен-опера в кино” спектакль прошел 9 и 13 марта. В Лирик-опере Давидсен мы слышали пока только один раз — в партии Енуфы в одноименной опере Л.Яначека (дирижер — Якуб Груша, сезон 2023-24 годов).

Лиз Давидсен родилась 8 февраля 1987 года в маленьком городке Стокки (Норвегия). Музыкой занимается с тринадцати лет. Параллельно с вокальными уроками играет на гитаре. Международную известность приобрела в 2015 году после победы на конкурсе Operalia. Ее карьера развивалась стремительно. За несколько лет — дебюты в крупнейших оперных театрах мира, участие во всех фестивалях, записи на CD и DVD. Такое впечатление, что мир только и ждал появления этой высокой брюнетки с мощным и красивым голосом. В Метрополитен-опере она дебютировала в партии Лизы в “Пиковой даме” П.Чайковского. Главные партии Лиз находятся в диапазоне от Бетховена и Вагнера до Штрауса и Яначека. В этом сезоне певица вернется в МЕТ и на экраны всего мира с партией Леоноры в опере “Фиделио” Л.ван Бетховена.

В партии Каварадосси дебютирует британский тенор итальянского происхождения Фредди де Томмазо. Мировая слава пришла к нему в декабре 2021 года после исполнения партии Каварадосси в Королевской опере, став в возрасте двадцати восьми лет самым молодым тенором, когда-либо исполнявшим эту партию на легендарной сцене, и первым с 1963 года британцем, исполнившим Каварадосси.

7 декабря 2024 года, 1.00 pm. “Волшебная флейта” В.А.Моцарта. Постановка МЕТ. Дирижер — Джеймс Ливайн. Режиссер — лауреат премии “Тони” Джули Теймор. Художник — Георгий Цыпин. В главных партиях: Памина — Ин Хуан, Тамино — Мэтью Поленцани, Папагено — Натан Ганн, Зарастро — Рене Папе, Царица ночи — Эрика Миклоша. В пустынной гористой местности огромная змея преследует принца Тамино. В последний раз взывая о помощи, он падает без чувств. В этот миг из-за скалы выступают три дамы в черных одеяниях и рассекают змею на три части. Красота принца поражает их… Так начинается едва ли не самая увлекательная и загадочная опера Моцарта “Волшебная флейта” — символ магии музыки и театра.

“Волшебная флейта” — “зингшпиль”, в переводе с немецкого языка — “народное веселое представление с пением”. Моцарт сочинил это “представление с пением” специально для народного театра “Ауф-дер-Винден” в пригороде Вены. Обстановка в театре была более чем демократичная — там даже пиво подавали прямо в зал. У высокопоставленной публики были ложи, а партер заполнялся простым людом. Для них, в основном, и создавалась “Волшебная флейта”.

Сцена из спектакля “Волшебная флейта”. Фото - Кен Ховард/Met Opera
Сцена из спектакля “Волшебная флейта”. Фото — Кен Ховард/Met Opera

Либретто оперы предложил Моцарту его давний приятель, директор “Ауф-дер-Винден” Эммануэль Шиканедер. Он же был первым исполнителем партии Папагено. В опере много фокусов и таинственных превращений, разных персонажей: мудрец Зарастро, появляющийся в колеснице, запряженной львами, феи, волшебные мальчики, дикари… Шиканедер почерпнул сюжет из сборника фантастических поэм и обработал в духе популярных в то время народных феерий, а фантастические персонажи обрели характеры реальных людей.

В наивный и сказочный сюжет оперы Моцарт вложил серьезные философские идеи. Опера наполнена мистической символикой, идеями и ритуалами общества масонов, ордена “вольных каменщиков”, членами которого были как Моцарт, так и Шиканедер. Историки говорят, что Моцарт хотел подшутить над масонством, представители которого увлекались тайными ритуалами. Вполне возможно — ведь композитор, похоже, разочаровался в этих играх взрослых людей. Кстати, через три года после смерти Моцарта австрийский император Леопольд II запретил деятельность масонских лож.

Сегодня бы сказали, что Шиканедер задумал коммерчески выгодный блокбастер. Конечно, Моцарт не разбогател, это была не его судьба, а вот Шиканедер на деньги, заработанные на “Волшебной флейте”, построил новый театр со скульптурой Папагено на фасаде. Премьера оперы состоялась в театре “Ауф-дер-Винден” 30 сентября 1791 года, за два с небольшим месяца до смерти Моцарта. В следующем месяце состоялось двадцать четыре представления. За год их было сто, а к 1795 году — двести! Опера быстро завоевала огромную популярность, и сегодня она исполняется едва ли не во всех оперных театрах мира.

С “Волшебной флейты” 30 декабря 2006 года началась серия The Met: Live in HD и история показов оперных спектаклей в кино. Нас ждет специальная презентация сокращенной до двух часов англоязычной версии оперы.

В восемнадцатом сезоне мы увидим еще пять опер: “Аида” Дж.Верди (25, 29 января и 1 февраля 2025 года), “Фиделио” Л.ван Бетховена (15 и 19 марта 2025 года), “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта (26 и 30 апреля 2025 года), “Саломея” Р.Штрауса (17 и 21 мая 2025 года), “Севильский цирюльник” Дж.Россини (31 мая и 4 июня 2025 года). Все подробности — в будущих выпусках Оперного обозрения.

Nota bene! Подробная информация о показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas/.