Сегодня в рубрике “Оперное обозрение” поговорим об операх в кино. Семнадцатый (2023-24 годов) сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD) открылся 21 октября спектаклем “Мертвец идет” американского композитора Джейка Хегги в постановке Ива ван Хове. На этом современные оперы не заканчиваются. До конца года мы увидим еще две очень интересные постановки. Обо всем по порядку.
18 ноября, 12.55 pm; 29 ноября, 1.00 и 6.00 pm. “Жизнь и время Малкольма Икса” (“X: The Life and Times of Malcolm X”) Энтони Дэвиса. Совместная постановка Метрополитен-оперы, Лирик-оперы Чикаго, оперных театров Детройта, Омахи и Сиэтла. Премьера МЕТ. Дирижер — Казем Абдулла. Режиссер — Роберт О’Хара. В главных партиях: Малкольм — Уилл Ливерман, Элла — Реанн Брюс-Дэвис, Реджинальд — Майкл Самуэл, Элия Мухаммад — Виктор Райан Роберстсон.
Американский композитор Энтони Дэвис любит экспериментировать с жанрами и стилями. Он играет на фортепиано, сочиняет джазовые композиции, преподает на музыкальном отделении Калифорнийского университета в Сан-Диего. Профессор. Лауреат Пулитцеровской премии за оперу “The Central Park Five” (2019). Опера о жизни афроамериканского общественного деятеля Малкольма Икса (1925-1965) “Жизнь и время Малкольма Икса” — первая опера Дэвиса. Первая постановка состоялась в Нью-Йоркской городской опере в 1986 году, а потом про оперу надолго забыли. Премьера в МЕТ состоялась 3 ноября. Дебютирующий в МЕТ режиссер Роберт О’Хара в 2020 году номинировался на премию “Тони” за спектакль “Slave Play”.
Дирижера и исполнителя главной партии мы знаем по Лирик-опере. Выпускник Центра Райана при Лирик-опере, номинант на премию “Грэмми” Уилл Ливерман получил известность после премьеры прошлого сезона — оперы “Горящий огонь, заключенный в костях моих” (“Fire Shut Up In My Bones”, русское название — Соломон Волков) Теренса Бланшара. Ливерман исполнил партию Чарльза в Метрополитен-опере и Лирик-опере. Кроме этого, в прошлом сезоне в Лирик-опере состоялась мировая премьера “Фактотума” (“The Factotum”) — дебюта (совместно с Кингом Рико) Ливермана в качестве оперного композитора. Он исполнил в опере главную партию.
Ливерман живет в Чикаго, исполняет ведущие партии в известных оперных театрах мира. Лауреат множества премий, среди которых — Metropolitan Opera’s Beverly Sills Artist Award, the Kennedy Center’s Marian Anderson Vocal Award.
Маэстро Казема Абдуллу мы знаем по его примечательному дебюту в Лирик-опере — спектаклю прошлого сезона “Близость” (“Proximity”). Он родился в Индиане. С десяти лет играет на кларнете и фортепиано. Учился в средней школе в Цинциннати и даже успел поиграть на кларнете в местном Молодежном симфоническом оркестре. Выпускник Interlochen Arts Academy, консерватории Цинциннати, университета Южной Калифорнии. С 2012 по 2017 год был художественным руководителем Оркестра города Аахен (Германия). Запомнился нестандартным подходом к концертам классической музыки. При нем современная музыка звучала не только в концертном зале города, но и в парках, на улицах, во дворах. За пять лет Абдулла успел продирижировать более чем двадцатью пятью операми, поработать с Анжелой Георгиу и с такими музыкантами, как Иоханнес Мозер, Августин Хаделик, Мидори. В Метрополитен-опере дебютировал в 2009 году с оперой “Орфей и Эвридика” К.В.Глюка. Живет в Нюрнберге.
Судя по тому, что Лирик-опера принимала участие в постановке, я думаю, в будущих сезонах мы увидим “Жизнь и время Малкольма Икса” в Чикаго.
2 декабря 2023 года, 12.55 pm. “Волшебная флейта” В.А.Моцарта. Постановка МЕТ. Дирижер — Джеймс Ливайн. Режиссер — лауреат премии “Тони” Джули Теймор. Художник — Георгий Цыпин. В главных партиях: Памина — Ин Хуан, Тамино — Мэтью Поленцани, Папагено — Натан Ганн, Зарастро — Рене Папе, Царица ночи — Эрика Миклоша.
Я подробно писал об этом спектакле много раз. С него 30 декабря 2006 года началась серия “The Met: Live in HD” и история показов оперных спектаклей в кино. Мы увидим повторение сокращенной до двух часов англоязычной версии оперы.
9 декабря, 11.55 am; 13 декабря, 1.00 и 6.30 pm. “Флоренсия в Амазонии” (“Florencia en el Amazonas”) Даниэля Катана. Премьера МЕТ. Дирижер — Янник Незе-Сеген. Режиссер — Мэри Циммерман. В главных партиях: Флоренсия Гримальди — Айлин Перес, Розальба — Габриэлла Рейес, Аркадио — Марио Чанг, Паула — Нэнси Фабиола Херрера, Альваро — Майкл Чиолди, Риолобо — Маттиа Оливиери, Капитан — Григ Гримсли.
“Флоренсия в Амазонии” — вторая опера мексиканского композитора Даниэля Катана (1949-2011). Он сочинил ее в 1996 году по заказу оперных театров Хьюстона, Лос-Анджелеса и Сиэтла. Либретто принадлежит перу Марселы Фуэнтес-Берен — одной из учениц Габриэля Гарсиа Маркеса. Некоторые пишут, что в основе либретто — его роман “Любовь во время холеры”. Я видел “Флоренсию…” в Лирик-опере (сезон 2021-22 годов) и скажу, что это не совсем так. В опере используются мотивы нескольких романов Маркеса, в особенности — его неповторимый стиль магического реализма, но сюжет при этом оригинален. В спектакле рассказывается история гламурной дивы Флоренсии Гримальди. Она приглашена выступить в бразильском оперном театре Манауса. Путешествуя на лодке по Амазонке, Флоренсия поглощена желанием воссоединиться со своим давно потерянным любовником, который, как она надеется, все еще ждет ее… Премьера оперы состоялась в Хьюстоне 25 октября 1996 года.
Даниэль Катан родился 3 апреля 1949 года в Мехико (Мексика) в семье сефардских евреев. Изучал философию в University of Sussex, музыку — в University of Southampton и Принстонском университете. Автор симфонических и камерных произведений, нескольких опер, одного балета, музыки к фильмам. Лауреат премии Пласидо Доминго (1998 год) и Guggenheim Fellowship Award (2000 год). Первый мексиканский композитор, написавший оперу по заказу американского оперного театра. Премьера сочинения “Rappaccini’s Daughter” состоялась в Опере Сан-Диего в марте 1994 года. Катан говорил: “Я унаследовал богатую оперную традицию. В моей работе я использую влияние многих: от Монтеверди до Альбана Берга. Но оригинальность оперы не требует отказа от традиции — скорее, ее глубокого усвоения”. Среди тех, кто больше всего повлиял на его музыку, Катан во многих интервью называл Игоря Стравинского, Мориса Равеля и Эриха Вольфганга Корнгольда.
В Чикаго музыка Катана прозвучала впервые весной 2021 года, когда Чикагский оперный театр в виртуальном формате показал оперу “Почтальон” (“Il Postino”) о трогательной любви почтальона и прелестной девушки из рыбацкого поселка. Вдохновителем любви становится поэт Пабло Неруда (на премьере его партию исполнил Пласидо Доминго), скрывающийся в Италии от чилийской диктатуры. Катан сочинил оперу на собственное либретто по мотивам одноименного фильма 1994 года английского режиссера Майкла Редфорда. Там блистали Филипп Нуаре (он играл роль Неруды), Массимо Троизи (почтальон) и Мария Грация Кучинотта (та самая прелестная девушка). Для Троизи “Почтальон” стал последним фильмом. Он умер вскоре после завершения съемок. В 1995 году лента получила премию “Оскар” за лучшую музыку (Луис Энрикес Бакалов). Катан скоропостижно скончался в 2011 году, меньше чем через год после премьеры “Почтальона” в Лос-Анджелесской опере. Композитору было шестьдесят два года.
Айлин Перес родилась 15 августа 1979 года в Чикаго в семье иммигрантов из Мексики. Выросла в городке Элк-Гроув (штат Иллинойс). Окончила Индианский университет и Филадельфийскую академию вокального искусства. Лауреат Второй премии конкурса Operalia (2006 год), премий Ричарда Такера (2012 год) и Opera News (2019 год). В апреле в серии “Метрополитен-опера в кино” демонстрировался “Фальстаф” Дж.Верди с Перес в партии Алисы Форд. В Чикаго мы слышали Перес четыре раза: летом 2014 года в Равинии в партии Церлины (концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”) и трижды в Лирик-опере: в концерте с Пласидо Доминго (сезон 2016-17 годов), в партиях Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 2017-18 годов) и Адины в “Любовном напитке” Г.Доницетти (сезон 2021-22 годов).
В нью-йоркском театре снова работает команда из Чикаго. Режиссер — профессор театрального факультета Северо-Западного университета, член трупп Lookingglass Theatre и Goodman Theatre Мэри Циммерман. Без преувеличения можно сказать, что именно она совершила настоящую революцию в театральной жизни Чикаго. На протяжении десятилетий драматический театр в городе ассоциировался с крепкими, реалистическими постановками в Steppenwolf Theatre, пьесами Дэвида Мамета и костюмными спектаклями в Шекспировском театре. Появление Мэри всколыхнуло чикагскую сцену. Ее интерес к эпическому материалу (Гомер, Эврипид, Овидий) в сочетании с искрометной фантазией дает потрясающий результат. Греческие трагедии, шекспировские страсти, откровения и метаморфозы (без всяких кавычек) героев — все служит у Циммерман средством для воплощения ее концепции синтетического театра. Такого количества находок я давно не видел в театре! Циммерман — невероятно увлекающийся человек. Она знает, понимает и любит своих героев: Одиссея, Леонардо да Винчи (“Дневники Леонардо Да Винчи”, Lookingglass Theatre, 2003 год), Галилео Галилея из оперы Филиппа Гласса (Goodman Theatre, 2002 год)…
Мэри Циммерман принимала самое активное участие в становлении Lookingglass Theatre. Уже в первом сезоне 1988-89 годов она была автором инсценировки и режиссером спектакля “Одиссея” (“Odyssey”). Одним из ярчайших спектаклей в истории театра стали “Метаморфозы” (“Metamorphoses”, 1998 и 2002 годы, новая редакция — 2012 год) по прозе Овидия в постановке Циммерман. Премьеру сыграли в сезоне 1998-99 годов, когда у театра еще не было своего помещения. Успех был оглушительный! По многочисленным просьбам зрителей показ продлевали семь раз, и все это время труппа должна была думать о том, где снять зал. Одним из мест был несуществующий сегодня Ivanhoe Theatre, другим был бассейн на открытом воздухе. После гастролей на Бродвее в 2002 году о театре узнала вся страна, а режиссер Мэри Циммерман стала второй женщиной в истории — лауреатом премии “Тони” за лучшую режиссуру. Среди спектаклей Циммерман в Lookingglass Theatre — “Секрет крыльев” (“The Secret in the Wings”), “Арабские ночи” (“Arabian Nights”), “Одиннадцать комнат Пруста” (“Eleven Rooms of Proust”), “Аргонавтика” (“Argonautika”), “Остров сокровищ” (“Treasure Island”), “Стойкий оловянный солдатик: рождественская пантомима” (“The Steadfast Tin Soldier: A Christmas Pantomime”). В активе Мэри Циммерман — более двадцати премий “Джефф” за спектакли, поставленные в театрах Чикаго. С одинаковым успехом она работает на драматической и оперной сценах. Среди ее наиболее известных постановок (кроме вышеперечисленных) — “Книга джунглей” в Goodman Theatre, “Перикл” в Шекспировской театральной компании в Вашингтоне, оперы “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти, “Сомнамбула” В.Беллини, “Армида” Дж.Россини, “Русалка” А.Дворжака в Метрополитен-опере.
Во многих спектаклях Циммерман дизайнером по костюмам работала хорошо знакомая театралам Чикаго Ана Кузманик. “Флоренсия в Амазонии” — не исключение.
Премьера “Флоренсии в Амазонии” — первой за почти сто лет испаноязычной оперы в МЕТ — намечена на 16 ноября 2023 года.
6 января 2024 года, 11.55 am; 10 января 2024 года, 1.00 и 6.30 pm. “Набукко” Дж.Верди. Дирижер — маэстро из Италии Даниэле Каллегари. Режиссер — Элия Мошински. В главных партиях: Набукко — Георгий Гагнидзе, Абигейль — Людмила Монастырская, Исмаил — Сеок Джон Бак, Захария — Дмитрий Белосельский, Фенена — Мария Баракова.
После опер XXI века возвращаемся к классическому репертуару. 2024 год начнется с возобновления “Набукко” образца 2001 года. Первый раз в серии ”Метрополитен-опера в кино” спектакль показывали в январе 2017 года. Из прежнего состава остались замечательная украинская певица Людмила Монастырская и российский бас Дмитрий Белосельский, который с партией Захарии в 2011 году дебютировал в МЕТ. В главной партии — грузинский баритон Георгий Гагнидзе. С партией Исмаила в МЕТ дебютирует корейский тенор Сеок Джон Бак. Он исполнит партию Калафа в “Турандот” весной 2024 года.
“Набукко” — жемчужина хорового оперного репертуара с самой знаменитой хоровой сценой, в которой группа плененных рабов-иудеев исполняет песню “Va pensiero…”. Она символизирует стремление к свободе итальянского народа. В сороковых годах XIX века Италия находилась под властью империи Габсбургов. Верди всегда выступал за свободу и независимость родины, и его опера, как выразились бы сейчас, — недвусмысленное политическое заявление композитора. Так и расценивали ее сами итальянцы — зрители и музыканты. Хор “Va pensiero…” превратился во второй национальный гимн Италии. Началось все с похорон композитора. Провожая Верди в последний путь, многотысячная толпа пела “Va pensiero…”. В 1946 году исполнением фрагментов из “Набукко” отмечали открытие Ла Скала после Второй мировой войны, в 1957 году этот хор звучал на похоронах Артуро Тосканини. В 1987 году Риккардо Мути для своего инаугурационного концерта в Ла Скала выбрал “Набукко”. Знаменитой стала постановка Дэвида Паунтни на фестивале в Брегенце (там же прошла его громкая премьера оперы М.Вайнберга “Пассажирка”). Режиссер перенес действие “Набукко” в тридцатые годы XX века, вместо войны ассирийцев и иудеев зрители увидели столкновение нацистов и евреев.
Вспомним совсем недавнюю историю. 12 марта 2011 года. Сто пятьдесят лет со дня образования Италии. В Римской опере “дают” “Набукко”. Перед началом спектакля мэр Рима в своей речи осудил сокращение расходов на культуру тогдашним правительством Берлускони. Премьер-министр находился в зале. Потом началась опера. После хора “Va pensiero…” публика стала требовать бис, раздался возглас “Да здравствует Италия!” За дирижерским пультом стоял маэстро Мути. До этого в Ла Скала на подобные призывы он не реагировал, говоря о том, что опера должна идти без бисов — так, как задумано композитором. И вдруг он повернулся к публике: “Я согласен с этим. Да здравствует Италия! Но… Мне не тридцать лет, я уже прожил свою жизнь. Как итальянец, который много путешествовал по миру, я стыжусь того, что происходит в моей стране. Я исполню “Va pensiero…” на бис. Сегодня, дирижируя хором “О моя страна, прекрасная и потерянная”, я думал, что если мы будем продолжать идти таким путем, мы погубим великую культуру Италии. В этом случае наша родина будет действительно прекрасна и потеряна… Я не высказывался в течение очень долгих лет. Но сейчас я хотел бы высказаться… Мы должны придать смысл нашему исполнению. Находясь в главном театре столицы, вместе с хором и оркестром я предлагаю вам спеть с нами вместе”. Весь театр встал и запел. Этот вечер стал попыткой привлечь внимание политиков к вопросам культуры. И помогла в этом опера Верди “Набукко”.
Последний сезон хор Метрополитен-оперы возглавляет один из лучших хормейстеров мира Дональд Палумбо. Он объявил, что после семнадцати лет работы в июне 2024 года уходит со своего поста.
Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серии ”Метрополитен-опера в кино” — на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas/.