2-4, 7 ноября, 7.30 pm. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО): увертюра к поэме Байрона “Манфред” Р.Шумана, “Песнь судьбы” для хора и оркестра И.Брамса, сюита “Планеты” Г.Холста. Чикагский симфонический хор. Дирижер — командор Ордена Британской империи Дэниел Хардинг.
Музыка предшественника Бриттена английского композитора Густава Холста (1874-1934) исполняется сегодня довольно редко. Самой популярной остается сюита “Планеты”. Сюита состоит из семи частей — планет Солнечной системы. К каждой из них Холст добавил свой комментарий, позволяющий предсказать музыкальную тему: “Марс, вестник войны”, “Венера, вестник мира”, “Меркурий, крылатый посланник”, “Юпитер, приносящий радость”, “Сатурн, вестник старости”, “Уран, волшебник”, “Нептун, мистик”. Вот такая музыкальная астрономия: от вестника войны через мир и радость к волшебству и мистике. Сочинение задумывалось как шуточное и предназначалось для исполнения в узком кругу друзей и коллег. Так и случилось 29 сентября 1918 года в лондонском Куинс-холле. Однако к “Планетам” проявили интерес серьезные музыканты, за право первого исполнения боролись Нью-Йоркский филармонический и Чикагский симфонический оркестры. Официальная премьера прошла 10 октября 1920 года. Сюиту исполнил Лондонский симфонический оркестр.
На чикагщине “Планеты” исполнялись 13 марта 2005 года в Скоки (пригород Чикаго) местным Симфоническим оркестром, которым тогда руководил Даниэль Бойко. Прозвучали три фрагмента сюиты: “Марс”, “Венера”, “Юпитер”. Еще “Планеты” исполнялись летом 2016 года на Музыкальном фестивале Равиния. На лужайке был расположен огромный экран, и музыка Холста звучала на фоне фильма Дункана Коппа “The Planets: An HD Odyssey” (2010). Грандиозные звуковые образы планет Солнечной системы дополнял видеоряд с кадрами Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Изображения были получены с помощью спутников, спускаемых аппаратов, орбитальных телескопов и компьютерной графики. Картинка была потрясающей. В Симфоническом центре кино не предвидется — будем представлять “Планеты” силой нашего воображения…
Даже не зная фамилии композитора, обещаю, что вы узнаете музыку по первым тактам Сюиты — настолько часто она исполняется по радио и на телевидении. Она звучит, например, в фильме Стэнли Кубрика “Космическая одиссея 2001 года” (“2001: A Space Odyssey”, 1968).
Дирижер Дэниел Хардинг родился в Оксфорде (Великобритания). В музыкальной школе учился играть на трубе. Готовился стать музыкантом оркестра, с тринадцати лет выступал с Национальным юношеским оркестром Великобритании. В семнадцать лет собрал группу музыкантов, записал оперу “Лунный Пьеро” Шенберга и послал запись Саймону Рэттлу. Прославленный маэстро запись прослушал и — о, чудо! — пригласил начинающего дирижера стать его ассистентом в Симфоническом оркестре Бирмингема. После двух лет работы с Рэттлом Хардинг “поменял” дирижера. Он стал ассистентом Клаудио Аббадо в Берлинском филармоническом оркестре. Так начиналась дирижерская карьера Хардинга. Он был именно тем дирижером, который временно заменил Риккардо Мути в Ла Скала после ухода маэстро из миланского театра.
Хардингу сорок восемь лет. Он является дирижером-лауреатом Камерного оркестра Малера, с которым работал на протяжении двадцати пяти лет, и музыкальным руководителем Симфонического оркестра Шведского радио (Стокгольм). Контракт дирижера со шведским оркестром продлен до 2025 года. (Уже известно, что его заменят два главных приглашенных дирижера — тридцатипятилетний Максим Емельяничев из России и тридцатичетырехлетняя Криста Аудере из Латвии.) С октября 2024 года Хардинг станет музыкальным руководителем оркестра и хора Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (его предшественником был Антонио Паппано). Контракт на пять лет был подписан в марте этого года.
Кроме дирижирования, у Хардинга есть еще одна профессия — он пилот авиакомпании Air France.
В Чикаго Хардинг выступал в феврале 2019 года с Королевским симфоническим оркестром Концертгебау. В программе были Четвертая симфония И.Брамса и симфоническая поэма “Жизнь героя” Р.Штрауса.
7 ноября на втором этаже Симфонического центра будет развернута выставка из Adler Planetarium, которую представят астрономы планетария. Выставка откроется в 6.30 pm и будет открыта во время антракта. За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы музыковеда Лауры Сауэр-Ша об исполняемых произведениях.
4 ноября, 11.00 am и 12.45 pm. Концерты серии “CSO for Kids” с участием музыкантов ЧСО. В программе: музыкальные произведения композиторов Европы, Азии, Африки, Австралии. Ведущая концертов — актриса Lookingglass Theatre Кейси Фостер. Дирижер — резидент Академии Парижской оперы Франсуа Лопес-Феррер.
9 и 11 ноября, 7.30 pm; 10 ноября, 1.30 pm. В программе ЧСО: симфоническая фантазия “Дочь Похьолы” Я.Сибелиуса, Первый скрипичный концерт Ф.Гласса (солистка — Карен Гомио), Третья симфония С.Рахманинова. Дирижер — Джон Сторгардс.
Карен Гомио родилась в Токио. Музыкальные занятия начала в Монреале, продолжила в Джульярдской школе музыки, Индианском университете и консерватории Новой Англии. В мае 2018 года она стала первой солисткой Камерного концерта Сэмюела Адамса, написанного специально для нее и созданного в честь двадцатилетия серии ЧСО “MusicNOW”. Мировая премьера сочинения состоялась в Чикаго. ЧСО дирижировал Э.-П.Салонен. Карен Гомио живет в Берлине.
Маэстро Джон Сторгардс родился 20 октября 1963 года в Хельсинки. С детства учился игре на скрипке, закончил Академию Сибелиуса, стажировался в Израиле. Один из основателей камерного оркестра Avanti. После приглашения стать за дирижерский пульт Симфонического оркестра Хельсинкского университета Джон почувствовал, что хочет стать дирижером. Он вернулся в Академию Сибелиуса для получения второй специальности и вот уже на протяжении многих лет успешно совмещает карьеры скрипача и дирижера. С 1996 года Сторгардс занимает пост художественного руководителя Камерного оркестра Лапландии, в 2003 году становится главным приглашенным дирижером Хельсинкского филармонического оркестра, с 2008 по 2015 годы — главный дирижер этого оркестра. Лауреат 2012 Gramophone Award и 2015 ECHO Klassik Award. Журнал BBC Music Magazine назвал Сторгардса образцовым интерпретатором музыки Сибелиуса. В 2014 году с Филармоническим оркестром Би-Би-Си Сторгардс записал все симфонии Сибелиуса. В настоящее время занимает пост главного приглашенного дирижера этого оркестра. Сторгардс женат, у него двое детей. Семья живет в городе Рованиеми (800 км от Хельсинки).
За 75 минут перед концертами состоятся получасовые беседы музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.
О концерте Максима Венгерова и Полины Осетинской 10 ноября читайте в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.