Действующие лица и исполнители: Элизабет Кри – Кэтрин Прахт, Джон Кри – Кристофер Барчетт, Дэн Лено – Ричард Трокселл, Инспектор Килдер – Леви Хернандес. Дирижер – Джефф Макдональд. Режиссер – Дэвид Швейцер. Совместная постановка Чикагского оперного театра, Оперного театра Филадельфии и Hackney Empire. Продолжительность спектакля – 90 минут без антракта. Опера исполняется на английском языке с английскими субтитрами.
В Чикагском оперном театре (далее – ЧОТ) – премьера: опера Кевина Патса “Элизабет Кри”.
Несколько слов об авторе и его романе, по которому написана опера. Британский писатель Питер Акройд начал свой литературный путь с биографий великих предшественников. Блейк, Шекспир, Оскар Уайльд, Хичкок, Диккенс… – книги о них (или о персонажах, на них похожих) получились увлекательными и принесли успех автору. Но вскоре оказалось, что Акройд любит фантастику и мистику больше биографий. То сочинит роман про оккультиста XVI века Джона Ди (“Дом доктора Ди”, 1993), то расскажет про историков будущего, изучающих древние манускрипты (“Письма Платона”, 1999), то займется созданием нового образа Виктора Франкенштейна (“Журнал Виктора Франкенштейна”, 2008). Один из романов Акройда называется “Дэн Лено и Голем из Лаймхауса” (“The Limehouse Golem”, 1994 год). Другое название книги – “Процесс Элизабет Кри”.
Действие романа происходит в викторианском Лондоне. 1880 год. Лондон мрачен и загадочен. Кругом хозяйничают маньяки и жестокие убийцы, совершаются жуткие преступления, жители города верят в черную магию и напуганы слухами о неком сверхъестественном монстре, пожирающем-убивающем все на своем пути. Расследовать убийства доверили опытному сыщику Скотланд-Ярда, инспектору Килдеру…
Роман Акройда на редкость кинематографичен, однако экранизации пришлось ждать двадцать два года. Лишь в прошлом году на экраны мира вышел фильм Хуана Карлоса Медина “Голем” (“The Limehouse Golem”) с Оливией Кук в роли Элизабет Кри и слоганом “До Джека Потрошителя у страха было другое имя”. А еще в прошлом году состоялась мировая премьера оперы по этому роману…
“Шестого апреля 1881 года во дворе Камберуэллской тюрьмы в Лондоне была повешена женщина. Казнь, как повелось, назначили на восемь часов утра, и сразу после рассвета другие заключенные подняли ритуальный вой.” Так начинается роман Питера Акройда, так начинается “Элизабет Кри” – первая камерная опера лауреата Пулитцеровской премии, сорокапятилетнего американского композитора Кевина Патса. На судебном процессе Элизабет рассказывает историю своей жизни. Она рано потеряла мать, выросла в нищете и зарабатывала на жизнь штопанием парусов. В мюзик-холл Лиззи попала случайно. Мечтала, но уж точно не рассчитывала стать звездой. Однако у нее получилось. Будучи главной актрисой шоу, она познакомилась с ученым Джоном Кри, который потом станет ее мужем, а еще через некоторое время – жертвой. Лиззи вспоминает о своих днях в мюзик-холле, встречах с людьми и об ужасных убийствах, которые начинаются вскоре после того, как она присоединилась к труппе. Ее рассказ сопровождают фрагменты дневника мужа с шокирующими подробностями некоторых событий…
Либреттист Марк Кэмпбелл ловко переделал интеллектуальный роман с культурными аллютерациями и зашифрованным символизмом в яркое, динамичное девяностоминутное представление, центром притяжения которого является звезда мюзик-холла Дэн Лено. В качестве второстепенных персонажей в книге и опере появляются английский писатель Джордж Гиссинг и Карл Маркс собственной персоной.
Несколько слов о композиторе. Кевин Патс родился в городе Сент-Луис (штат Миссури), вырос в городке Алма (штат Мичиган). Учился композиции и фортепиано в Eastman School of Music и Йельском университете. Докторскую диссертацию защитил в Eastman School of Music. Композитор-резидент Fort Worth Symphony. Преподает композицию в Peabody Institute (университет Джона Хопкинса).
Среди музыкальных произведений Патса выделю Виолончельный концерт, первым исполнителем которого стал Йо Йо Ма.
Пулитцеровскую премию Патс получил за свою первую оперу “Ночь молчания”(“Silent Night”). Либретто написал Марк Кэмпбелл. Премьера оперы прошла в сезоне 2011-12 годов в Опере Миннесоты (город Сент-Пол), в сезоне 2012-13 годов ее показал Оперный театр Филадельфии (штат Пенсильвания). В основе сюжета – реальная история, случившаяся во время Первой мировой войны. В канун Рождества 1914 года английские, немецкие и французские солдаты неожиданно объявили перемирие и дружно встретили праздник. На европейских фронтах воцарился мир на одну ночь. Ночь молчания… Сочинение Кевина Патса основано на сюжете фильма французского режиссера Кристиана Кариона “Счастливое Рождество” (“Joyeux Noël”, 2005).
Премьера спектакля “Элизабет Кри” состоялась в Оперном театре Филадельфии 14 сентября 2017 года. В рецензии после премьеры музыкальный критик журнала “Opera News” Дэвид Шенгольд отмечал запоминающиеся сценические образы режиссера Дэвида Швейцера, великолепный дизайн специалиста по свету Александра Николса, прекрасные костюмы художника Дэвида Зинна.
В Чикаго мы увидим ту же постановку, но другой состав исполнителей. Это – молодые, талантливые американские солисты. Я уверен, для многих из них этот спектакль станет путевкой в большую оперную жизнь.
14, 20 и 22 апреля 2018 года ЧОТ покажет две почти никогда не исполнявшиеся одноактные оперы Г.Доницетти “Пигмалион” и “Рита”. Об этих операх – в следующих выпусках Оперного обозрения.
Nota bene! Опера “Элизабет Кри” пройдет 10 и 16 февраля в 7.30 pm, 18 февраля в 3.00 pm в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan, Chicago IL 60605. Подробности и заказ билетов – на сайте http://www.chicagooperatheater.org/.