Действующие лица и исполнители: Адина – Айлин Перес, Неморино – Чарльз Кастроново, Белькоре – Джошуа Хопкинс, Дулькамара – Кайл Кетелсен. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – Дэниэль Слэтер (дебют в Лирик-опере). Новая для Чикаго постановка совместно с Оперой Сан-Франциско. Впервые была поставлена на сцене Opera North (Великобритания). 26 сентября – 8 октября 2021 года (пять спектаклей). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами. Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут с одним антрактом.
До чего прелестны комические оперы Гаэтано Доницетти! Сколько в них шарма, изящества и простоты, сколько очаровательных, игривых, веселых мелодий, сколько света и радости! “Когда у меня в голове рождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в ее левой части, когда же серьезная – я чувствую то же сверление справа”, – писал Доницетти, словно желая показать, с какой легкостью возникали у него эти самые “сверления”. В случае с “Любовным напитком” у композитора явно было “сверление” в левой части головы, ибо музыка этой оперы – легкая, воздушная, прозрачная, комическая. “Любовный напиток” Доницетти – настоящий праздник музыки, праздник оперного совершенства.
Биограф композитора Арнальдо Фраккароли пишет, с чего началась работа над оперой. Друг Доницетти поэт Феличе Романи пересказал ему содержание комедии драматурга Скриба о пылком юноше, влюбленном в красивую и капризную девушку; о бравом сержанте, который зовет в жены красивую и капризную девушку, в которую влюблен пылкий юноша; о шарлатане, который торгует разными мазями и настойками от всех болезней, у которого пылкий юноша покупает бутылку вина, которую плут выдает за любовный напиток, чтобы приворожить красивую и капризную девушку. Парень выпивает напиток и ожидает, что красавица сразу же упадет к нему в объятия. А она, наоборот, капризная такая, назло влюбленному юноше (скорее в шутку, чем всерьез) обручается с сержантом гарнизона. А тут как раз богатый родственничек умирает, и юноше достается несметное богатство. Красивая и капризная девушка признается ему в любви. Нет, она не знала о наследстве. Просто любовь красивых и капризных девушек во времена Доницетти была чрезвычайно переменчива – сегодня с сержантами готовы под венец идти, а завтра выходят за простолюдинов…
Композитор в восторге от либретто, хлопает в ладоши и тут же, читая стихи, начинает сочинять музыку. Две недели (“долгих” две недели! Бывало, он сочинял и за десять дней) вдохновения, премьера в Милане 12 мая 1832 года и почти сто девяносто счастливых лет – такова история “пустячка” под названием “Любовный напиток”!
Опера Доницетти дает необыкновенный простор для театральной фантазии. Как великолепно можно обыграть слова плута Дулькамары, которые он произносит в середине своей выходной арии, когда предлагает снадобья от всех недугов: “Я забываю о себе, когда думаю о своей стране”! Как сочно можно поставить сцену, когда бравый сержант Белькоре прощается с селянками со словами: “Что за чертова армия! Опять приходится покидать своих любовниц…”.
Испортить комические оперы Доницетти трудно. Даже если вам покажутся несколько старомодными постановка, костюмы, декорации; если даже голоса солистов будут не всегда отвечать вашим высоким требованиям, музыка итальянского композитора сделает свое дело, и вы выйдете из зала с улыбкой на лице. Что уже говорить о тех счастливых случаях, когда и голоса прекрасны, и постановка великолепна.
С голосами Чикаго везло, особенно с исполнителями главной мужской партии. “Любовный напиток” был впервые показан в Лирик-опере в 1955 году. Первый Неморино в чикагском театре – Леопольд Симоно. В разные годы эту партию на сцене Лирик-оперы пели Альфредо Краус, Лучано Паваротти (дважды, в двух постановках), Карло Бергонци – неплохая компания, правда? Последний раз – в сезоне 2010-11 годов – Джузеппе Филианоти, достойный продолжатель славных традиций. Неморино в новом “Любовном напитке” – американский лирический тенор Чарльз Кастроново. Он родился в Нью-Йорке, вырос в Калифорнии. Дебютировал в Лирик-опере в сезоне 2010-11 годов в партии Тамино (“Волшебная флейта” В.А.Моцарта). Мне он запомнился исполнением партии Ленского в “Евгении Онегине” П.Чайковского (сезон 2016-17 годов). Кастроново неплохо говорит на русском языке, его жена – российская оперная певица Екатерина Сюрина. У пары – два сына: Александр и Валентин.
Десять лет назад замечательной чикагской Адиной была Николь Кэбелл. В новой постановке в партии Адины – американская певица Айлин Перес. Она родилась 15 августа 1979 года в Чикаго в семье иммигрантов из Мексики. Выросла в городке Элк-Гроув (штат Иллинойс). Окончила Индианский университет и Филадельфийскую академию вокального искусства. Лауреат Второй премии конкурса Operalia (2006 год), премий Ричарда Такера (2012 год) и Opera News (2019 год). Международная слава пришла к Перес несколько лет назад, когда она стала бурно покорять лучшие оперные сцены мира. Посмотрите только на ее программу последнего перед пандемией сезона 2018-19 годов: Эльвира (“Эрнани” Дж.Верди) в Ла Скала, Мими (“Богема” Дж.Пуччини) и Алиса (“Фальстаф”) в Метрополитен-опере, Донна Анна (Дон Жуан” В.А.Моцарта) в Хьюстонской опере, Виолетта (“Травиата” Дж.Верди) в Баварской опере. В Чикаго мы слышали Перес трижды: летом 2014 года на Музыкальном фестивале Равиния в партии Церлины (концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”), в Лирик-опере в концерте с Пласидо Доминго (сезон 2016-17 годов) и в партии Маргариты в “Фаусте” Ш.Гуно (сезон 2017-18 годов). С творчеством Перес можно познакомиться на сайте Лирик-оперы, где в свободном доступе выложен фильм-опера “Паяцы”. Перес исполняет партию Недды. Для просмотра нужно зарегистрироваться (www.lyricopera.org/shows/upcoming/2020-21/pagliacci/).
Канадский баритон Джошуа Хопкинс известен нам по партиям Меркуцио (“Ромео и Джульетта” Ш.Гуно, сезон 2015-16 годов), Гульельмо (“Так поступают все женщины” В.А.Моцарта, сезон 2017-18 годов). Его дебют в Чикаго состоялся в партии Тадеуша в опере М.Вайнберга “Пассажирка” (сезон 2014-15 годов).
Американский бас-баритон Кайл Кетелсен мощно дебютировал в Лирик-опере. В одном сезоне 2009-10 годов – сразу две знаковые партии: Фигаро (“Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта) и Мефистофель (“Фауст” Ш.Гуно). Из других заметных чикагских ролей солиста отмечу партии Эскамильо (“Кармен” Ж.Бизе (сезон 2010-11 годов), Дона Базилио (“Севильский цирюльник” Дж.Россини, сезон 2013-14 годов), Лепорелло (“Дон Жуан” В.А.Моцарта, сезон 2014-15 годов), Короля (“Ариодант” Г.Ф.Генделя, сезон 2018-19 годов). В этом сезоне большое впечатление на меня произвел его Каспар в “Вольном стрелке” К.М. фон Вебера. Спектакль в постановке Дмитрия Чернякова был поставлен в Баварской опере. Я смотрел его в виртуальном формате.
По приглашению британской Opera North постановку “Любовного напитка” осуществил режиссер Дэниэль Слэтер. Он родился в 1966 году в Лондоне. В мир оперы пришел из драматического театра. Служил художественным руководителем Tricycle Theatre (Лондон) и заместителем директора Nottingham Playhouse (Ноттингем). Ставит оперы с 1998 года. В его активе – шестьдесят постановок в оперных театрах семнадцати стран мира. Полиглот. Свободно говорит на французском, немецком, испанском, шведском и итальянском языках. Выпускник Бристольского университета и Corpus Christi College (Кембридж). Автор кандидатской диссертации на тему о влиянии Фридриха Ницше на творчество Д.Г.Лоуренса.
Nota bene! 28 и 29 сентября примерно в 1.30 pm (чуть раньше – чуть позже, возможны варианты) в рамках моей еженедельной программы “Свободный стиль” на волне “Реклама-радио” (1240 AM) слушайте специальную передачу, посвященную Гаэтано Доницетти и его опере “Любовный напиток”. Фрагменты оперы прозвучат в исполнении Лучано Паваротти, Джоан Сазерленд, Доминик Косса, Спиро Маласа, Марии Касулы, хора “Амброзиан” и Английского камерного оркестра под управлением Ричарда Бонинжа. Билеты на “Любовный напиток”, а также абонементы и одиночные билеты на другие спектакли сезона 2021-22 годов – на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Все спектакли проходят в помещении Civic Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.