Как всегда, в начале весны мы встречаем в Чикаго Американский театр танца Алвина Эйли (Alvin Ailey American Dance Theater). Этой традиции исполняется пятьдесят четыре года! Театр регулярно приезжает на гастроли, показывая как старые, так и новые композиции, представляющие прошлое, настоящее и будущее легендарной танцевальной труппы. Не станут исключением и нынешние гастроли. С 8 по 12 марта мы увидим три программы, каждая из которых исполняется два раза.
Программа A — “Ailey Anew”. 8 марта, 6.00 pm; 10 марта, 7.30 pm. 8 марта мы увидим композиции “Вы в себе?” (“Are You in Your Feelings?”, перевод мой) Кайла Абрахама (премьера в Чикаго), “Раскрытие” (“Unfold”, перевод мой) Роберта Баттла, “Откровения” (“Revelations”) Алвина Эйли; 10 марта — “В сентиментальном настроении” (“In a Sentimental Mood”, перевод мой) Джамара Робертса (премьера в Чикаго), “Дуэт” (“Duet”) Пола Тейлора, “Вы в себе?” К.Абрахама, “Откровения” А.Эйли.
Танцевальные вечера начнутся с двух премьер. “Вы в себе?” — новая работа известного хореографа Кайла Абрахама, сочетающая в себе танцевальные элементы соула, хип-хопа и ритм-блюза. Мировая премьера — 2022 год.
Интимная сцена из семейной жизни становится исследованием природы любви в композиции “В сентиментальном настроении” Джамара Робертса. Музыка Дюка Эллингтона и Рафика Батя. Мировая премьера — 2022 год.
“Раскрытие” — нежный чувственный танец на музыку Гюстава Шарпантье в хореографии художественного руководителя театра Роберта Баттла. Мировая премьера — 2007 год.
“Дуэт” — одна из последних (2022 год) премьер Театра танца, еще одна красивая по форме композиция о настоящей любви. Оригинальная хореография Пола Тейлора 1964 года. В композиции звучит музыка Й.Гайдна.
Программа B — “Ailey Allies”. 9 марта, 7.30 pm; 11 марта, 8.00 pm. В программе: “Радости Роя” (“Roy’s Joys”) Твайлы Тарп, “Выжившие” (“Survivors”) А.Эйли, “Откровения” А.Эйли.
“Радости Роя” — композиция Твайлы Тарп 1997 года. Впервые поставлена в Театре танца в 2022 году. В композиции звучат джазовые мелодии Роя Элдриджа сороковых-пятидесятых. Смешивая народный танец с балетом и современной техникой, хореография Тарп излучает легкую, беззаботную энергию.
“Выжившие”. Композиция Эйли 1986 года отдает дань мужеству и страданиям Нельсона и Винни Манделы. Это выраженный в танцевальной форме портрет людей, восставших против несправедливости. Разнообразная игра Макса Роуча на барабанах и вокал Эбби Линкольн задают эмоциональный тон композиции.
Программа C — “Ailey Always”. 11 марта, 2.00 pm; 12 марта, 3.00 pm. В программе — только композиции отца-основателя театра Алвина Эйли: “Ночное существо” (“Night Creature”), “Крик” (“Cry”), “Река” (“The River”), “Откровения”.
“Ночное существо” — искрящийся коктейль из “танца с шампанским”, идеальное сочетание жизнерадостной хореографии Эйли и искрометной музыки Дюка Эллингтона; наиболее близкое к классическому стилю хореографии произведение Эйли, посвященное великому джазовому музыканту. Мировая премьера — 1974 год.
Сольный женский номер “Крик” Эйли поставил в 1971 году в качестве подарка на День рождения матери, миссис Купер. Первой исполнительницей стала любимая ученица и муза хореографа Джудит Джеймисон. Долгие годы она была ведущей солисткой труппы, с 1990 до 2010 года — художественным руководителем театра. В своей автобиографии “Танцующий дух” Джеймисон пишет: “Мать прилетала из Техаса, чтобы увидеть сына. Алвин знал, что она будет отмечать День рождения в Нью-Йорке. В те дни никто из нас не мог делать покупки в Tiffany или Bloomingdales, поэтому Алвин решил, что лучший подарок, который он может сделать своей матери, — балет. Мы пошли в студию и начали репетировать. Через несколько дней Алвин создал произведение искусства. Мистер Эйли посвятил его всем афроамериканским женщинам во всем мире, особенно нашим матерям… Алвин никогда не объяснял мне, как именно следует танцевать три части композиции. В моей интерпретации я представляла женщину, которая прошла через тяготы рабства, потерю близких, преодоление депрессий и невзгод. Пройдя через боль и неприятности, она нашла свой путь и победила”. На сцене номер выглядит очень эффектно. Танцовщица, одетая в белое трико и длинную юбку с рюшами, отправляется в путь, полный горькой печали и жестоких лишений. Музыка Элис Колтрейн, Лоры Ниро и Чака Гриффина.
Алвин Эйли сочинил четырнадцать композиций на музыку Эллингтона. “Река” — одна из них. Хореографическая аллегория о рождении, жизни и смерти полна отсылок к воде: от силового соло “Vortex” до романтического дуэта “Lake”, от мощного квартета “Falls” до радостного финала “Giggling Rapids”. Хореография демонстрирует восхищение Эйли классическим балетом, но сохраняет влияние модерна и джаза; влияние, присущее всем работам хореографа. Композиция стала первым симфоническим сочинением, написанным Эллингтоном специально для балета, по заказу Американского балетного театра. Эксперт по творчеству Эйли, бывший помощник художественного руководителя Театра танца Масазуми Чайя считает, что “каждый зритель может создать собственную историю из “Реки”. Алвин был очень умен; он придумал универсальный рецепт, который можно применить ко всем. Это то, что делает аудитория на каждом спектакле”. Мировая премьера — 1970 год. В 1980 году труппа Эйли включила “Реку” в свой репертуар. На гастролях в Чикаго мы увидим возобновление старой постановки с новым дизайном костюмов.
По традиции заключительным аккордом всех программ станет легендарный балет “Откровения” (“Revelations”), поставленный Эйли в 1960 году и давно вошедший в разряд классики балетного искусства. В качестве музыкальной основы спектакля Эйли использовал спиричуэлс и госпелс. “Откровения” — серия афроамериканских религиозных обрядов. В их числе — групповая молитва (“I’ve Been Buked”), церемония ритуального крещения (“Wade in the Water”), момент причастия (“I Wanna Be Ready”), дуэт священника и прихожанина (“Fix Me, Jesus”) и финальное торжественное пение Евангелия (“Rocka My Soul in the Bosom of Abraham”).
Выступления Театра танца Алвина Эйли проходят в рамках турне по Северной Америке. Труппа посетит двадцать два города.
Nota bene! Гастроли Американского театра танца Алвина Эйли пройдут со 2 по 6 марта в помещении театра “Аудиториум” (Auditorium Theatre) по адресу: 50 E W Ida B. Wells Dr, Chicago, IL 60605. Билеты — на сайте www.auditoriumtheatre.org, по телефону 312-341-2300 или в кассе театра. Подробности создания Театра танца — на сайте www.alvinailey.org.