Действующие лица и исполнители: Герцог Мантуанский – Мэтью Поленцани, Риголетто – Куинн Келси, Джильда – Роза Феола (дебют в Лирик-опере), Спарафучиле – Александр Цымбалюк (дебют в Лирик-опере), Маддалена – Занда Сведе (дебют в Лирик-опере). Дирижер – Марко Армилиато. Режиссер-постановщик – Лорен Микер. Новая для Чикаго постановка принадлежит Опере Сан-Франциско. 7 октября – 3 ноября 2017 года (восемь представлений). Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Партитура шестнадцатой оперы Джузеппе Верди “Риголетто” была закончена очень быстро – за сорок дней. Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче. Критика нашла оперу “неприличной”, а публика была в полном восторге. Верди вызывали после каждого номера. После окончания спектакля публика насвистывала и напевала песенку Герцога из последнего акта. Предвидя это, Верди дал ноты тенору лишь на последней репетиции. Кстати, ставшую крылатой фразу “La donna e mobile” приписывают самому королю Франциску: “Красотки лицемерят. Безумец, кто им верит”. Венецианская газета в рецензии на премьеру подчеркивала необычность музыки “Риголетто”: “О подобной опере нельзя судить по одному вечеру. В ней все определяется новизной сюжета: новая музыка, новый стиль и во многом новая форма номеров… Оркестр беседует и плачет вместе с вами. Никогда звуки не были столь выразительны”. Так шедевр Верди начал триумфальное шествие по театрам Италии и всего мира.
Постановки “Риголетто” вызывают повышенный ажиотаж и в наше время. Вспомним спектакль Кристофера Олдена в Лирик-опере в сезоне 2000-01 годов. Сказать, что это был неоднозначный спектакль, значит не сказать ничего. На “оперных начальников” обрушился поток разгневанных писем от “простых” спонсоров и тех любителей оперы, от которых многое зависит, в том числе – репертуарная политика. Постановка вызвала много шума и привела к сокращению денежных потоков в оперную компанию, а вот этого допускать никак нельзя. В дело вмешался тогдашний генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон и пообещал через несколько лет представить новый вариант “Риголетто” в гораздо более традиционной постановке, что и было сделано.
“Риголетто” – частый гость на сцене Лирик-оперы. Последний раз опера исполнялась в Чикаго в сезоне 2012-13 годов. Тогда с партией Джильды на сцене Лирик-оперы дебютировала Альбина Шагимуратова. (В этом сезоне она исполняет партию Эльвиры в “Пуританах” В.Беллини, так что к ней мы еще вернемся в будущих обзорах.)
В новом составе исполнителей – три дебютанта. В партии Джильды – итальянская певица Роза Феола. В 2008 году она закончила Римскую консерваторию. Стажировалась в Академии Санта-Чечилия у великой Ренаты Скотто. Дебют Феолы состоялся в 2009 году в Академии Санта-Чечилия в партии Коринны в концертном исполнении оперы Дж.Россини “Путешествие в Реймс”. Оркестром дирижировал Кент Нагано. Несколько раз она повторила эту партию, в том числе в постановке Оперного театра Цюриха. В 2010 году Феола завоевала три премии на Международном конкурсе Пласидо Доминго “Опералия” и с тех пор уверенно выступает на крупнейших оперных сценах мира. Вся Европа говорила о ее Эльвире в опере Беллини “Пуритане” – эту партию она исполнила в Национальной опере Уэльса в 2015 году.
С маэстро Мути молодая певица впервые встретилась на прослушивании перед премьерой малоизвестной оперы Саверио Меркаданте “I due Figaro” в Театре Алигьери (Равенна, 2011 год). “Я заболела, но все равно поехала в Равенну. Плакала всю дорогу, потому что была уверена, что потеряю свой шанс. Маэстро был очень мил и отложил прослушивание. Я была так счастлива, когда после этого он выбрал меня”.
Они продолжают регулярно работать вместе. Именно с Мути мы слышали в Чикаго Розу Феолу пять раз – больше, чем кого бы то ни было! Четыре раза она участвовала в концертах Чикагского симфонического оркестра: в сентябре 2012 года – в кантате Карла Орфа “Кармина Бурана” (это был американский дебют певицы); в феврале 2014 года – в Мессе ля-бемоль мажор Ф.Шуберта; в феврале 2015 года – в “Реквиеме” В.А.Моцарта, в апреле 2016 года – в Четвертой симфонии Г.Малера. А самым запоминающимся было ее участие в партии Нанетты в концертном исполнении оперы Дж.Верди “Фальстаф” (апрель 2016 года). Как видите, маэстро Мути ценит Розу и часто приглашает ее в свои концерты и спектакли.
В 2015 году вышел дебютный сольный альбом Феолы “Musica e Poesia” (Opus Arte) с вокальными произведениями Ф.Листа, А.Понкьелли, О.Респиги.
Совсем недавно Феола вернулась из Астаны (столица Казахстана). В составе Ла Скала она участвовала в концертном исполнении оперы Дж.Верди “Фальстаф” (все та же партия Нанетты). Я многого жду от дебюта певицы на оперной сцене Чикаго.
В партии Спарафучиле в Лирик-опере дебютирует украинский бас Александр Цымбалюк. Выпускник Одесской музыкальной академии, победитель международных вокальных конкурсов, в том числе Конкурса имени Чайковского (Москва, 2007 год). В 2014 году исполнил партию Спарафучиле в “Риголетто” в Большом театре в новой постановке Роберта Карсена.
Певица из Латвии Занда Шведе дебютирует в Чикаго в небольшой, но выразительной партии Маддалены. Занда не собиралась становится профессиональной оперной певицей – она просто с детства любила петь. Ее первая специальность – менеджер по туризму. Но любовь к пению победила. Занда училась в Латвийской музыкальной академии, стажировалась по Молодежной программе Оперы Сан-Франциско. Она продолжает длинный список оперных звезд Латвии: Элина Гаранча, Кристина Ополайс, Александр Антоненко. А возглавляет “шествие” Марина Ребека, знакомая нам по партиям Травиаты и Донны Анны. Скоро она выступит в Лирик-опере в партии Лейлы в опере Бизе “Искатели жемчуга”.
В партии Герцога – Мэтью Поленцани. Выпускник Школы Райана при Лирик-опере, он сделал блестящую карьеру и сейчас по праву находится в списке лучших теноров мира. Певец выступает в Чикаго почти каждый год, так что мы хорошо знакомы с его творчеством. В этом сезоне, кроме Герцога, он исполнит партию Надира в “Искателях жемчуга”.
Еще один хорошо нам знакомый певец – исполнитель партии Риголетто, баритон с Гавайских островов Куинн Келси. Он начинал в хоре Гавайского оперного театра. После учебы в Chautauqua Institute, Сан-Франциско и трех лет в Центре Райана при Лирик-опере из хориста он быстро превратился в солиста. Выступает, в основном, в Америке. В Лирик-опере – почти каждый сезон: Амонасро в “Аиде” (2011-12), Паоло в “Симоне Бокканегра” (2012-13), Жермон в “Травиате” (2013-14), Герцог ди Луна в “Трубадуре” (2014-15), Энрико в “Лючии ди Ламмермур” (2016-17).
Итальянский маэстро Марко Армилиато с 1996 года плотно сотрудничает с Метрополитен-оперой, дирижирует там по несколько раз за сезон. С Рене Флеминг он записал альбом “Verismo”, удостоенный в 2010 году премии “Грэмми”. В Лирик-опере маэстро дебютировал в сезоне 2013-14 годов с оперой “Мадам Баттерфляй”.
Премьера постановки Лорен Микер с успехом прошла этим летом в Опере Сан-Франциско. После Чикаго костюмы и декорации отправляются назад в Калифорнию. Следующая остановка – Опера Лос-Анджелеса.
Nota bene! Билеты на оперу ”Риголетто”, а также абонементы и одиночные билеты на другие спектакли сезона 2017-18 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.