Юбилейный, тридцатый сезон Lookingglass Theatre, который начинался в английском городке Кокстаун (спектакль “Тяжелые времена” — адаптация романа Ч.Диккенса), завершается путешествием на борту подводной лодки “Наутилус“. В театре состоялась мировая премьера спектакля “Двадцать тысяч лье под водой“ (“20,000 Leagues Under the Seas“), созданного по романам французского писателя Жюля Верна. Авторы адаптации — один из “отцов“-основателей и член труппы театра Дэвид Керснар и Алтос Лоу. Режиссер-постановщик — Дэвид Керснар. В ролях: члены труппы театра Карим Бандели (капитан Немо), Томас Кокс (Гедеон Спилет/Джей Би Хобсон), Уолтер Бриггс (Нед Ленд), Кеси Фостер (профессор Аронакс), а также приглашенные актеры Джо Демпси (Пенкрофф/капитан Фаррагут), Мика Фигуроа (Герберт/Инсайн Смит), Эдвин Ли Гибсон (Сайрус Смит/констебль Вивер), Гленн-Дейл Обреро (Кин-Фо/мистер Дракс), Ланиз Антуан Шелли (Консель).
Обратите внимание — спектакль создан по романАМ Жюля Верна. Их два: “Таинственный остров“ и тот, название которого вынесено в название спектакля. Среди персонажей — капитан Немо, профессор Пьер Аронакс, его слуга Консель, гарпунер Нед Ленд, капитан Фаррагут (герои романа “Двадцать тысяч лье под водой“), инженер железных дорог Сайрус Смит и его друг, военный журналист Гедеон Спилет, моряк Пенкроф, юноша Герберт (герои “Таинственного острова“).
Кто из нас в детстве не зачитывался приключениями отважного капитана Немо, кто не переживал за американцев, оказавшихся на необитаемом острове в Южном полушарии?! Когда я читал Верна, я думал, что такие романы созданы как будто специально для широкоформатного кино. Вот уж где можно развернуться по части спецэффектов и показать природную стихию во всей красе. Признаться, о возможности увидеть героев французского писателя на драматической сцене я не мечтал. Но театр Lookingglass известен своей фантазией и изобретательностью, он давно и успешно работает в жанре театра синтетического – театра движения, акробатики, музыки, цирка, клоунады, пантомимы, танца; театра динамичного, яркого, зрелищного. К этому располагает молодая труппа и пространство не только сцены, но и зрительного зала. В зависимости от необходимости, сцена может быть то круглой, то квадратной, ее может вообще не быть. Действие может происходить то в середине зала, то на возвышении, а то и наверху, среди железобетонных конструкций, проводов и канатов. Соответственно, театральное пространство может преображаться то в Богом забытый городок Скотопригоньевск (“Братья Карамазовы”, “The Brothers Karamazov”, 2008 год), то в улицу маленького польского городка, где живет юная Лилька (“Последняя песнь Лильки Кадисон”, “The Last Act of Lilka Kadison”, 2011 год), то в потерпевший крушение экскурсионный пароход “Истленд” (“Истленд”, “Eastland: A New Musical”, 2012 год). Зеркало в центре разделяло надвое сцену в “Алисе…” (“Алиса в стране чудес”, “Lookingglass Alice”, 2005 год); выходы слева и справа, появление героев сверху и снизу заставляло зрителя вздрагивать от неожиданности в завораживающем “Гефесте…” (“Гефест: цирковая сказка из греческой мифологии”, “Hephaestus: A Greek Mythology Circus Tale”, 2005 и 2008 годы).
Вспомним такие “киногеничные” книги, как “Тысяча и одна ночь”, “Маленький принц” и “Остров сокровищ”. Какие замечательные спектакли получились у театра по этим романам — “Arabian Nights” (2009 год), “The Little Prince” (2014 год), “Treasure Island” (2015 год)!
Вспомним один из недавних театральных хитов — инсценировку эпического романа Генри Мелвилла “Моби Дик, или Белый кит” (“Moby Dick”, 2015 и 2017 годы). Актеры с таким азартом и такой степенью изобретательности разыграли историю погони капитана Ахава за белым китом, что мы — зрители — просто забыли, где находимся: в зале или на китобойном судне “Пекод”. Актеры, как заправские матросы, работали с канатами, забирались на корабельные мачты, выходили в открытый океан на маленьких лодках… Спектакль получил четыре премии “Джефф”, в том числе — главную: “За лучшую постановку года”.
Самым нашумевшим спектаклем театра стали “Метаморфозы” (“Metamorphoses”, 1998 и 2002 годы, новая редакция — 2012 год) по прозе Овидия. И снова — пиршество театральной фантазии, находок, приемов, неожиданностей! После гастролей на Бродвее в 2002 году о театре узнала вся страна, а режиссер спектакля Мэри Зиммерман стала второй женщиной в истории – лауреатом премии “Тони” за лучшую режиссуру. Среди букета наград, заработанных театром на Бродвее, — четыре премии “Drama Desk”, премии “Drama League”, Outer Critics Circle и Lucille Lortel.
С творчеством Жюля Верна театр работает не впервые. В 2008 году мы увидели мастерски сделанную остроумную инсценировку романа “Восемьдесят дней вокруг света” (“Around the World in 80 Days”, режиссер — Лору Исон). Отсутствие четвертой стены позволяло англичанину Филеасу Фоггу и его слуге Жану Паспарту проделывать самые искусные превращения в своем кругосветном путешествии. Спустя десять лет театр вернулся к магическому и завораживающему миру французского писателя.
Выбор романов Дэвид Керснар комментирует так: “Его истории — самые настоящие триллеры: подводные лодки, морские сражения, исчезновения, подвиги, побеги, погони… При этом на более глубоком уровне истории давно превратились в притчи, более резонансные для нашего времени, чем для викторианского XIX века. В нашем театре мы часто начинаем работу над будущим спектаклем с физической или визуальной “изюминки”, а дальше уже приходит идея адаптации существующего текста. “Изюминка” “Двадцати тысяч лье…“ в том, что все образы создаются нашими руками посредством кукол, цепей и веревок. Театр давно сотрудничает с Актерской гимназией в Эванстоне. Вместе мы протестировали множество новых элементов и использовали их для спектакля. Мы осуществляем самый тяжелый и масштабный проект за всю тридцатилетнюю историю Зазеркалья!”
Среди актеров выделяется Карим Бандели в роли капитана Немо. Карим родился в городе Карачи (Пакистан). Получил театральное образовение в University of Central Florida. Играл в огромном количестве спектаклей театров Чикаго и не только. Из последних работ отмечу роли Брута в “Юлии Цезаре” У.Шекспира (Writers Theatre), Удава в “Маленьком принце” и Старбака в “Моби Дике” (Lookingglass Theatre).
Мне очень нравится Карим Бандели, и я давно слежу за его творчеством. Мне кажется, роль капитана Немо стала украшением его актерской карьеры. Ну а в следующем сезоне Бандели дебютирует в театре в качестве драматурга. Об этом — в следующем выпуске Театрального обозрения ровно через неделю.
Nota bene! Спектакль “Двадцать тысяч лье под водой“ идет до 19 августа 2018 года в помещении Lookingglass Theatre по адресу: 821 North Michigan Avenue, Chicago, IL 60611. Заказ билетов на этот спектакль, а также абонементов на спектакли сезона 2018-19 годов — по телефону 312-337-0665, на сайте http://lookingglasstheatre.org или в кассе театра. $45-$80. В день спектакля продается некоторое количество билетов специально для студентов по цене $20. При входе необходимо предъявить студенческое удостоверение. На групповые заказы (8+) — скидки до 20%. Справки — по телефону 773-477-9257 x125. Не забудьте в кассе театра поставить штамп на билете паркинга. В этом случае вы получите хорошую скидку. (Адрес паркинга со скидкой: 161 East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611.)