Новый всплеск заболевания коронавирусом заставил внести коррективы в планы Лирик-оперы Чикаго. Объявленная ранее на 20-30 января первая в Чикаго постановка оперы Мисси Маццоли “Доказательство” (“Proving Up”, перевод мой) не состоялась.
Спектакль перенесен на будущий сезон. Главный оперный театр города возобновляет свою работу 6 февраля в 2.00 pm. В этот день в Лирик-опере состоится концерт “Вердиевские голоса” (“Verdi Voices”). В программе – только музыка Джузеппе Верди: увертюры к операм “Сила судьбы” и “Травиата”, арии из опер “Набукко” и “Симон Бокканегра”, дуэты из опер “Аида” и “Отелло”, фрагменты из ранней оперы композитора “Эрнани”. Исполнители: сопрано Тамара Уилсон и тенор Расселл Томас. Музыкантами оркестра Лирик-оперы дирижирует музыкальный руководитель Энрике Маццола.
Американская певица, сопрано Тамара Уилсон дебютировала в Лирик-опере в сезоне 2018-19 годов в партии Леоноры в опере “Трубадур” Дж.Верди, но в Чикаго мы слышали ее задолго до этого. В 2014 году она исполнила партию Донны Анны в концертном исполнении “Дон Жуана” на ежегодном музыкальном фестивале Равиния (дирижер – Джеймс Конлон), летом 2018 года там же, на фестивале Равиния, была одной из солисток Девятой симфонии Л.ван Бетховена. Уилсон родилась в Аризоне, выросла в пригороде Чикаго, закончила Международную вокальную программу при Хьюстонской опере в бытность там руководителем Энтони Фрейда – нынешнего президента Лирик-оперы. Прославилась исполнением главных партий в операх Верди (в ее репертуаре – десять героинь Верди) и Рихарда Штрауса. Лауреат премии Ричарда Такера (2016 год). Незадолго до пандемии исполнила главные партии в операх “Аида” Дж.Верди в Метрополитен-опере и “Сила судьбы” Дж.Верди в Ковент-Гарден. Голос Уилсон можно услышать в записи оперы “Женщина без тени” Р.Штрауса (Франкфуртская опера). В виртуальном концерте прошлого сезона Лирик-оперы “Attila Highlights in Concert” Уилсон исполнила партию Одабеллы.
Дебютом американского тенора Расселла Томаса в Лирик-опере стала партия Поллиона в “Норме” В.Беллини (сезон 2016-17 годов). Он запомнился мне в партии Манрико в “Трубадуре” Дж.Верди. Дуэт Уилсон и Томаса в этом спектакле был просто замечательным! На сайте Лирик-оперы в свободном доступе находится фильм-опера “Паяцы” Р.Леонкавалло с Томасом в партии Канио. Ну а в марте нас ждет встреча с певцом в знаковой для него партии Каварадосси в “Тоске” Дж.Пуччини.
До конца сезона мы увидим еще две оперы.
“Тоска” Дж.Пуччини. 12 марта – 10 апреля. Новая для Чикаго постановка сделана Оперой Сан-Франциско. Дирижер – Юн Сун Ким (дебют в Лирик-опере). Режиссер – Луиза Миллер. В главных партиях: Мишель Брэдли (Тоска, дебют в Лирик-опере), Расселл Томас (Каварадосси), Фабиан Велоз (Скаприа, дебют аргентинского баритона в Лирик-опере), Роделл Росел (Сполетта).
“Горящий огонь, заключенный в костях моих” (“Fire Shut Up In My Bones”) Т.Бланшара. 24 марта – 8 апреля. Новая постановка совместно с Метрополитен-оперой и Оперой Лос-Анджелеса по заказу Метрополитен-оперы. Оригинальный заказ от Оперного театра Сент-Луиса и Jazz Saint Louis. Дирижер – Даниелла Кандиллари. Режиссеры – Джеймс Робинсон и Камилла Браун (дебюты в Лирик-опере). В главных партиях: Латония Мур (Билли, дебют в Лирик-опере), Жаклин Эколс (Судьба/Одиночество/Гретта; дебют в Лирик-опере), Уилл Ливерман (Чарльз), Кристофер Кенни (Честер).
Выдержанной в джазовой традиции оперой лауреата премии “Грэмми”, джазового трубача и дирижера из Нового Орлеана Теренса Бланшара 27 сентября 2021 года открылся новый сезон Метрополитен-оперы. Спустя шесть месяцев спектакль показывает Лирик-опера. Название отсылает нас к Библии. Это цитата из Книги пророка Иеремии. Опера написана по мотивам одноименной книги колумниста New York Times Чарльза Блоу и рассказывает о его тяжелом детстве в Луизиане. Первая в истории опера афроамериканского композитора на сценах МЕТ и Чикаго.
1 апреля (и это НЕ первоапрельская шутка) впервые в истории оркестр Лирик-оперы исполнит Девятую симфонию Л.ван Бетховена. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Лирик-опера воздает почести сэру Эндрю, на протяжении двадцати лет руководившему театром. Солисты – студенты Центра оперного пения Райена Матильда Эдж (сопрано) и Кэтлин Фелти (меццо-сопрано); выпускник Центра Мэтью Поленцани (тенор); Эрик Оуэнс (бас). В начале концерта хор Лирик-оперы исполнит новое сочинение сына сэра Эндрю, композитора Эда Фрэзера Дэвиса, написанное специально к этому дню. Вечер посвящен леди Джианне Роланди Дэвис, жене сэра Эндрю, матери Эда, многолетней руководительнице Центра оперного пения Райена.
(В скобках замечу, что 24-27 февраля Девятую симфонию Бетховена исполнит Чикагский симфонический оркестр под управлением Риккардо Мути с другой четверкой солистов: Лизетта Оропеза (сопрано), Дженнифер Джонсон Кано (меццо-сопрано), Даниэль Йоханссон (тенор), Тарек Назми (бас). У нас будет прекрасная возможность сравнить два исполнения.)
В недавней беседе с сэром Эндрю я спросил, как бы он определил свой дирижерский стиль. Маэстро ответил: “Я не диктатор. Мне кажется, музыка – демократичное искусство. Конечно, в прошлом были примеры великих диктаторов-дирижеров. У Чикаго в этом отношении “хорошая” традиция. Фриц Райнер был величайшим диктатором в мире. Тяжелый был человек, но великий музыкант, безусловно… Нет, диктаторство – не мой стиль работы. Я уважаю музыкантов, и они знают это. Конечно, дирижер – главный человек в оркестре, и когда меня что-то не устраивает, я говорю об этом. Но мне хочется, чтобы музыканты играли свободно, чтобы они чувствовали эмоции, вдохновение, экспрессию, свободу. Я не приемлю крика, грубости… Райнер добивался результатов другими средствами. Трудно сказать, что лучше, что хуже… И еще. Мне кажется, оркестру полезно играть с разными дирижерами. Поэтому я всегда приглашал хороших дирижеров”.
Nota bene! Билеты на концерты и спектакли сезона 2021-22 годов – на сайте Лирик-оперы www.lyricopera.org или по телефону 312-827-5600. Адрес Лирик-оперы: 20 North Upper Wacker Drive, Chicago, IL 60606.