Действующие лица и исполнители: Чио-Чио-сан – Анна Мария Мартинес и Лиана Арутюнян (дебют в Лирик-опере, 4 и 7 марта), Б.Ф.Пинкертон – Брайан Джагд и Брэндон Йованович (4 и 7 марта), Сузуки – Дебора Нэнстил, Шарплесс – Энтони Кларк Эванс, Горо – Роделл Росел. Дирижер – Хенрик Нанаси. Режиссер-постановщик – Майкл Грэндейдж. Режиссер возобновления – Луиза Мюллер. Совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Гранд-оперы Женевы (Швейцария). 6 февраля – 8 марта 2020 года (десять спектаклей). Продолжительность спектакля – 2 часа 55 минут с одним антрактом. Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Короткая новелла Джона Лютера Лонга и одноактная пьеса Давида Беласко – вот “материал”, из которого родилась “Мадам Баттерфляй” Джакомо Пуччини. Спектакль по пьесе Беласко композитор увидел в Лондоне. В то время (начало XX века) он был увлечен экзотической культурой Азии и как раз искал подходящий сюжет. Решение писать оперу пришло сразу. Премьера в Ла Скала 17 февраля 1904 года провалилась. Зрители вместо аплодисментов молчали, а потом стали выкрикивать нечто вроде: “Это уже было… Это повторение “Богемы”… Дайте нам что-то новенькое…”. Растерянный Пуччини отменил второй спектакль и взялся за переделку. Вторая премьера в Оперном театре “Гранде” в Брешии летом 1904 года прошла с огромным успехом. Оперой дирижировал Артуро Тосканини.
“Мадам Баттерфляй” – рекордсмен по количеству постановок в Чикаго. В феврале в Лирик-опере спектакль увидят в шестнадцатый раз! Впервые он был сыгран в 1955 году с великой Марией Каллас – единственный случай сценического исполнения Каллас Чио-Чио-сан. Билеты на два спектакля в зале на 3563 места были тут же проданы, и Лирик-опера добавила еще один. Билеты на третью “Мадам Баттерфляй” с Каллас пропали за девяносто восемь минут (кто-то подсчитал для истории)!
“Мадам Баттерфляй” стала последней оперой, в которой пела в Чикаго Мария Каллас. Выйдя за кулисы после спектакля, она была остановлена судебным приставом. Речь шла об одном давнем случае, имевшем место в Нью-Йорке. Будучи молодой, неизвестной певицей, Каллас подписала контракт с нью-йоркским менеджером, гарантируя выплачивать ему десять процентов от всех ее возможных доходов в течение десяти лет. Позднее она отказалась платить. Сами понимаете, что к искусству данная история не имеет отношения, однако от встречи певицы с приставом пострадала чикагская опера. Весь свой гнев Каллас обратила на руководство Лирик-оперы, хотя менее всего основательница и первая руководительница театра Кэрол Фокс хотела устраивать скандал с примой, да еще в стенах театра. На следующий день фотографии с разъяренной Каллас-Баттерфляй в кимоно обошли страницы газет во всем мире. Каллас в ярости покинула Чикаго, поклявшись больше в Лирик-оперу не возвращаться.
С тех пор сцена Лирик-оперы видела еще много Чио-Чио-сан и Пинкертонов. Вот лишь некоторые из этих прославленных имен: Рената Тебальди и Джузеппе Ди Стефано (1958 год), Леонтин Прайс и Ричард Кассилли (1960 год), Рената Скотто и Ренато Чиони (1965 год), Эди Амедео и Франко Тальявини (1970 год), Марина Криловичи и Джорджо Мериджи (1974 год), Елена Маути-Нунциата и Василь Молдовяну (1982 год), Анна Томова-Синтова и Петер Дворски (сезон 1985-86 годов), Кэтрин Мальфитано и Ричард Лич (сезоны 1991-92 и 1997-98 годов), Мария Канева и Роберто Ароника (сезон 2003-04 годов), Патрисия Расетт и Франко Лопардо (сезон 2008-09 годов). Последний раз – в сезоне 2013-14 годов – в партии Чио-Чио-сан были две исполнительницы: дебютировавшая в Чикаго южноафриканская певица Аманда Эчалаз и хорошо знакомая нам Патрисия Расетт; в партии Пинкертона выступили два дебютанта: американский тенор Джеймс Валенти и итальянский тенор Стефано Секко.
На этот раз в партии Чио-Чио-сан опять две исполнительницы – любимица Лирик-оперы, лауреат премии “Грэмми”, американская певица пуэрто-риканского происхождения Анна Мария Мартинес и певица из Еревана, дебютантка Лиана Арутюнян.
Анна Мария Мартинес блестяще дебютировала в 2007 году на Музыкальном фестивале в Равинии, составив достойную компанию Пласидо Доминго. За прошедшие тринадцать лет певица спела множество самых разных партий на сцене Лирик-оперы, в том числе – Недды (“Паяцы” Р.Леонкавалло, сезон 2008-09 годов), Маргариты (“Фауст” Ш.Гуно, сезон 2009-10 годов), Мими (“Богема” Дж.Пуччини, сезон 2012-13 годов), Русалки в одноименной опере А.Дворжака (сезон 2013-14 годов), Дездемоны (“Отелло” Дж.Верди, сезон 2013-14 годов), Татьяны (“Евгений Онегин” П.Чайковского, сезон 2016-17 годов). Последний раз мы видели ее в партии Фиордилиджи в опере “Так поступают все женщины” В.А.Моцарта (сезон 2017-18 годов). Мартинес – выпускница Джульярдской школы музыки и студии при Хьюстонской опере. Живет в Хьюстоне. С февраля 2019 года занимает пост артистического советника Хьюстонской оперы. Партия Чио-Чио-сан считается лучшей в репертуаре Мартинес.
После окончания Ереванской консерватории Лиана Арутюнян стажировалась в Парижской опере. Международную известность приобрела после дебюта в Ковент-Гарден в партии Елизаветы в “Дон Карлосе” Дж.Верди в окружении звездного состава исполнителей во главе с Йонасом Кауфманом и Ферруччо Фурланетто. Дирижер Антонио Паппано сразу пригласил певицу на роль Елены в “Сицилийской вечерне” Дж.Верди. Арутюнян пела на лучших сценах мира. В Лирик-опере выступает впервые.
Тенор из Нью-Йорка Брайан Джагд дебютировал в Лирик-опере с партией
Каварадосси в “Тоске” Дж.Пуччини (сезон 2014-15 годов). В театре шутили, что это была “русская “Тоска”. Джагд был в окружении русского трио: Татьяна Сержан – Тоска, Евгений Никитин – Скарпиа, Дмитрий Юровский – дирижер. Джагд – выпускник Молодежной программы Оперы Сан-Франциско, лауреат Второй премии конкурса Operalia (2012 год) и победитель Loren L. Zachary Competition (2014 год). В Метрополитен-опере дебютировал в сезоне 2013-14 годов с партией графа Элемера (“Арабелла” Р.Штрауса). Европейский дебют Джагда состоялся в Teatr Wielki (Познань, Польша). Певец исполнил партию Вертера в одноименной опере Ж.Массне. С партией Пинкертона певец с успехом дебютировал в Ковент-Гарден.
В двух спектаклях партию Пинкертона исполнит американский тенор Брэндон Йованович. С 15 февраля он занят в главной партии в “Пиковой даме” П.Чайковского – следующем спектакле Лирик-опере. Рассказ о нем и его Германе – в следующих выпусках Оперного обозрения.
В партии Сузуки – выпускница Молодежной программы Вашингтонской национальной оперы, лауреат национального вокального конкурса “Орфей” Дебора Нэнстил.
Два выпускника Центра Райана Лирик-оперы Чикаго – Энтони Кларк Эванс (Шарплесс) и Роделл Росел (Горо). Энтони Кларк Эванс – финалист конкурса Би-Би-Си в Кардиффе (2017 год). В последние годы успешно начинает международную карьеру. В Лирик-опере дебютировал в сезоне 2017-18 годов в “Пуританах” В.Беллини, где его партнерами были Лоуренс Браунли и великолепная Альбина Шагимуратова.
За дирижерским пультом – музыкальный руководитель берлинской “Комише-опер”, венгерский маэстро Хенрик Нанаси. Американский дебют дирижера состоялся в Лирик-опере в сезоне 2015-16 годов. Он дирижировал “Свадьбой Фигаро” В.А.Моцарта.
Нас ждет возобновление постановки Майкла Грэндейджа 2013-14 годов. Генеральный директор и президент театра Энтони Фрейд говорит: “Чем популярней опера, тем сложнее становится задача создания новой постановки. Ведь новая постановка приглашает зрителей увидеть героев и знакомый сюжет “свежим глазом”. Я заказал постановку “Мадам Баттерфляй” Грэндейджу, работая в Хьюстоне. Считаю его одним из самых интересных режиссеров нашего времени. В этой постановке мне нравится верность Грэндейджа либретто оперы. Режиссер создает на сцене элегантную атмосферу красивого японского мира“.
Грэндейдж – обладатель премии “Тони”, бывший артистический директор лондонских театров Sheffield Theatres (1999-2005) и Donmar Warehouse (2002-12), ныне – артистический директор Michael Grandage Company. Среди постановок Грэндейджа – мировая премьера пьесы Джона Логана “Красное” о художнике Марке Ротко (в Чикаго эту пьесу ставил Goodman Theatre). Дебют Грэндейджа на оперной сцене состоялся в 2010 году сначала в Глайндбурне с оперой Б.Бриттена “Билли Бадд”, а потом в Хьюстоне, где он поставил “Мадам Баттерфляй”. Вот эту постановку мы и увидим в новом сезоне. В сезоне 2011-12 годов Грэндейдж дебютировал в Метрополитен-опере, предложив новое прочтение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан” с Мариушем Квеченем в главной партии.
Nota bene! Билеты на оперу “Мадам Баттерфляй” и другие спектакли Лирик-оперы сезона 2019-20 годов – на сайте www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244 или в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.