Действующие лица и исполнители: Эльвира Вальтон – Альбина Шагимуратова, Артуро Тальбо – Лоуренс Браунли, Риккардо Форто – Энтони Кларк Эванс, Джорджо Вальтон – Адриан Сампетрян. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер-постановщик – Сандро Секуи. Режиссер – Эрик Айнхорн. Новая для Чикаго постановка. Премьера состоялась в Метрополитен-опере. 4 – 28 февраля 2018 года (семь спектаклей). Продолжительность спектакля – 3 часа 35 минут с двумя антрактами. Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Одна из вершин bel canto, опера итальянского композитора Винченцо Беллини “Пуритане” после долгого перерыва возвращается на сцену Лирик-оперы. Либретто графа Карло Пеполи основано на пьесе Франсуа Ансело и Ксавьера Бонифаса Сэнтина “Пуритане и роялисты”, которая в свою очередь была создана по роману Вальтера Скотта “Пуритане”.
Главные герои оперы принадлежат разным политическим направлениям: Эльвира Вальтон – из пуритан, то есть из английских протестантов, последователей Кальвина, сторонников вождя Английской революции Оливера Кромвеля, уничтожившего монархию; ее возлюбленный лорд Артуро Тальбо – роялист, сторонник короля Карла I.
Время действия – 1650 год, через год после казни Карла I. Место действия – город Плимут, Англия. В стране идет гражданская война. Согласно либретто, доблестный лорд Артур придумал хитроумную комбинацию по спасению вдовы Карла I, королевы Генриетты. Пока Артура не было, Эльвира успела сойти с ума, но вскоре ум вернулся, и после выяснения отношений все обнялись и зажили дружно и счастливо… Я, конечно, утрирую, но если вкратце, сюжет выглядит именно так. А поскольку сюжет в таких операх, как правило, выполняет вспомогательную роль, то перейдем к главному – солистам.
Исторический факт: Беллини сочинил оперу в расчете на лучших певцов своего времени – Джулию Гризи (сопрано), Джованни Баттисту Рубини (тенор), Антонио Тамбурини (баритон) и Луиджи Лабланки (бас). “Пуритане” стала одиннадцатой и последней оперой в жизни композитора. Премьера состоялась в Итальянском оперном театре в Париже 25 января 1835 года, а в сентябре того же года Беллини умер.
На премьере публика заставляла исполнителей повторять на бис почти каждый номер. Успех оперы был столь велик, что “пуританский” квартет решил не расходиться, а устроить турне по Европе. Певцы в течение нескольких лет ездили с концертами по главным оперным столицам.
С тех пор основной проблемой постановки оперы стали солисты, вернее – отсутствие подходящих голосов. Невероятно трудная партия для высокого сопрано, баритональные колоратуры, теноровая партия, требующая высоких “ре” и “фа”…, – какой театр может себе позволить набрать такой состав?! Лирик-опера рискнула, и, надо сказать, состав солистов впечатляет: каждый достоин отдельного рассказа. Начнем с прекрасной дамы. В партии Эльвиры в Чикаго третий раз выступает выдающаяся российская певица Альбина Шагимуратова. В Лирик-опере она дебютировала в сезоне 2012-13 годов в партии Джильды в опере Дж.Верди ”Риголетто”, в сезоне 2016-17 годов триумфально исполнила партию Лючии в опере Г.Доницетти “Лючия ди Ламмермур”. Пласидо Доминго называет певицу великолепной Альбиной: ”Ее феноменальная техника напоминает мне золотую эру бельканто”.
В прошлые приезды певицы я брал у нее интервью для нашей газеты. Надеюсь, традиция продолжится и на этот раз. Альбина говорит о Чикаго самые добрые слова: ”В Америке это мой любимый город. От Нью-Йорка я устаю, от Чикаго – нет. Мне комфортно дышится в городе и приятно выступать в Лирик-опере”.
С партией Артуро в Чикаго возвращается сорокапятилетний американский тенор Лоуренс Браунли. Он получил степень бакалавра искусств в Anderson University (Южная Каролина) и степень магистра музыки в Индианском университете. В 2001 году стал победителем Национального вокального конкурса, проводимого МЕТ. На профессиональной сцене дебютировал в 2002 году в Опере Виргинии (граф Альмавива в “Севильском цирюльнике” Россини). В том же году и в той же партии он дебютировал в Ла Скала. А дальше – триумфы на крупнейших оперных сценах мира. Его дебют в Лирик-опере состоялся в партии принца Рамиро в “Золушке” Дж.Россини (сезон 2015-16 годов). У Браунли редчайший, огромного диапазона голос. Особым успехом в исполнении певца пользуются партии bel canto: Тонио в “Дочери полка” Г.Доницетти, Ринальдо в “Армиде” и Альмавива в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини. В этом же ряду – партия Артуро в опере “Пуритане”.
В партии Джорджо Вальтона – румынский бас Адриан Сампетрян. Его первым педагогом был отец, оперный певец (тоже бас) Мирча Сампетрян. В сезоне 2007-08 годов Адриан стажировался в Оперной студии Баварской оперы, после чего выступал во многих оперных театрах Германии. В 2011 году дебютировал на Зальцбургском фестивале в партии Лепорелло (“Дон Жуан” В.А.Моцарта). В Лирик-опере певец дебютировал в партии Раймондо в “Лючии ди Ламмермур”.
Великолепную четверку дополняет американский баритон Энтони Кларк Эванс в партии Риккардо. Эванс – недавний выпускник Центра Райана, финалист конкурса Би-Би-Си в Кардиффе (2017 год). В последние годы он успешно начинает международную карьеру.
Итальянский маэстро, главный дирижер Национального оркестра Иль-де-Франс (Франция) Энрике Маццола дебютировал в Лирик-опере все в той же “Лючии…”. Он родился в Испании в семье музыкантов. В детстве обучался игре на скрипке и фортепиано. Окончил Миланскую консерваторию по классам дирижирования и композиции. С 1999 до 2003 года возглавлял Международный фестиваль искусств в Монтепульчано (Италия). Дирижировал мировыми премьерами опер ”Изабелла” Ацио Корги (Оперный фестиваль Россини, 1998 год), ”Процесс” Альберто Коллы (Ла Скала, 2001 год), ”Медуза” Арнальдо де Феличе (Баварская государственная опера, 2005 год), ”Голый король” Луки Ломбарди по одноименной пьесе Евгения Шварца (Оперный театр Рима, 2009 год). Маццола выступает на лучших оперных сценах и крупнейших музыкальных фестивалях Европы. Его американские ангажементы начались с Чикаго.
Мы увидим возобновление постановки итальянского театрального режиссера Сандро Секуи. На премьере в МЕТ в 1976 году главные партии исполнили великие Джоан Сазерленд и Лучано Паваротти. (В свое время партию Эльвиры исполняла также Эдита Груберова). Десять лет назад опера с Анной Нетребко в партии Эльвиры стала главной постановкой МЕТ сезона 2006-07 годов. Год спустя спектакль вышел на DVD. В сезоне 2013-14 годов в новом возобновлении оперы пели Ольга Перетятько и Лоуренс Браунли.
Как обычно, за час перед началом каждого спектакля можно послушать получасовую лекцию об истории создания произведения.
В дальнейших планах Лирик-оперы – “Так поступают все” В.А.Моцарта (17 февраля – 16 марта, постановка Оперы Монте-Карло и Оперы Сан-Франциско) с Еленой Цаллаговой в партии Деспины, “Фауст” Ш.Гуно (3-21 марта, новая постановка, совместно с Оперой Портленда) и камерная опера композитора Грегори Спирса “Попутчики”, (“Fellow Travelers”, 17-25 марта, новая для Чикаго постановка, сделана совместно с Оперой Цинциннати, где в 2016 году прошла мировая премьера, опера пройдет в помещении Athenaeum Theatre). После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Иисус Христос-суперзвезда” Э.Л.Уэббера (27 апреля – 20 мая, новая постановка, сделана в лондонском The Regent’s Park Theatre, премьера Лирик-оперы).
25 февраля с сольным концертом на сцене Лирик-оперы впервые выступит польский тенор Петр Бечала. 10 марта 2018 года в театре пройдет концерт, посвященный столетию Леонарда Бернстайна (дирижер Дэвид Чейз).
6 февраля в Лирик-опере пройдет пресс-конференция, посвященная объявлению нового, шестьдесят четвертого сезона. Я там буду и расскажу вам все самое интересное!
Nota bene! Билеты на оперу ”Пуритане” и другие спектакли сезона 2017-18 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.