Шестьдесят шестой сезон Лирик-оперы Чикаго (Lyric Opera of Chicago) проходит в виртуальном формате. Несколько концертов можно посмотреть сейчас на сайте театра, немало интересного ждет нас впереди. Обо всем по порядку.
13 декабря 2020 года состоялась премьера концерта “Pasión Latina”, в котором прозвучали песни и мелодии композиторов из Пуэрто-Рико, Мексики, Кубы, Гватемалы, Аргентины, Испании. С идеей концерта выступила постоянная приглашенная солистка Лирик-оперы и других крупнейших оперных сцен мира Анна-Мария Мартинес. Она же стала автором сценария и главной звездой вечера. В концерте приняли участие выпускники Центра Райана при Лирик-опере, известные американские солисты мексиканского происхождения: тенора Рене Барбера, Давид Портилло, Марио Рохас, бас-баритон Ричард Олларсаба. Среди солистов были и два нынешних студента Центра: сопрано из Мексики Денис Велез и баритон из Пуэрто-Рико Рикардо Хозе Ривера. Партия фортепиано – музыкальный руководитель Центра Райана, лауреат премии “Грэмми” Крейг Терри и пианист Центра Крис Рейнолдс.
По-прежнему в свободном доступе июльский (прошлого года) концерт “Lawrence Brownlee & Friends: The Next Chapter”, посвященный вкладу афроамериканских артистов в оперное искусство. В том, что этот вклад огромен, сомневаться не приходится: достаточно вспомнить имена великих американских певцов Мариан Андерсон, Леонтин Прайс, Грейс Бамбри, Ширли Верретт, Джесси Норман.
Главной звездой концерта и его ведущим стал замечательный американский тенор Лоуренс Браунли. В концерте участвовали выпускники Центра Райана сопрано Уитни Моррисон, меццо-сопрано Дженай Бриджес, баритон Уилл Ливерман, а также студенты сезона 2020-21 годов: теноры Мартин Лютер Кларк и Лунга Эрик Халлам, баритон Лерой Дэвис. Музыканты Оркестра Лирик-оперы (каждый – из своего дома) исполнили фрагмент “Кантаты” Джона Картера. Солистка – Дженай Бриджес. За роялем – Крейг Терри и Крис Рейнолдс. Прозвучали произведения афроамериканских композиторов, но не только. Браунли исполнил арию “Ah! mes amis” из оперы Г.Доницетти “Дочь полка” и спиричуэлс в обработке Дамиена Снида, в том числе – композицию “All Night, All Day”.
Сорокавосьмилетний американский тенор Лоуренс Браунли – один из лучших на сегодняшнем оперном Олимпе. Он получил степень бакалавра искусств в Anderson University (Южная Каролина) и степень магистра музыки в Индианском университете. В 2001 году стал победителем Национального вокального конкурса, проводимого Метрополитен-оперой. На профессиональной сцене впервые выступил в 2002 году в Опере Виргинии (граф Альмавива в “Севильском цирюльнике” Дж.Россини). В том же году и в той же партии дебютировал в Ла Скала. А дальше – триумфы на крупнейших оперных сценах мира. Его дебют в Лирик-опере состоялся в партии принца Рамиро в “Золушке” Дж.Россини (сезон 2015-16 годов). У Браунли редчайший, огромного диапазона голос. Особым успехом в исполнении певца пользуются партии bel canto: Тонио в “Дочери полка” Г.Доницетти, Ринальдо в “Армиде” К.В.Глюка и Артуро в опере В.Беллини “Пуритане” – эту партию певец исполнил в Лирик-опере в сезоне 2017-18 годов. Его партнершей была непревзойденная Альбина Шагимуратова в партии Эльвиры. В марте 2019 года мы слышали Браунли в концерте, посвященном двадцатипятилетию со дня дебюта Рене Флеминг в Лирик-опере. В опере открытия сезона 2019-20 годов “Севильский цирюльник” Дж.Россини Браунли блистал в партии Альмавивы. Он был прекрасным партнером очаровательной Марианны Кребассы, пленившей публику в партии Розины.
Браунли говорит: “Я счастлив вернуться в один из моих любимых городов, участвовать в концерте одной из моих любимых оперных компаний, выступать вместе с моими любимыми коллегами Крейгом, Уитни, Дженай, Уиллом… Этот концерт имеет большое значение. Мы обращаем внимание на афроамериканских певцов в то время, когда наши голоса должны быть услышаны. Мы надеемся, что зрители примут эту программу. Мы постараемся наполнить музыку атмосферой надежды на лучшее!”
21 февраля 2021 года в 6.00 pm состоится премьера концерта “Sole e Amore” (“Sun and Love”, “Солнце и любовь”). В программе: песни Дж.Россини, Г.Доницетти, В.Беллини, Дж.Верди, Дж.Пуччини, П.Масканьи. Исполнители: студенты Центра Райана. Куратор, ведущий и партия фортепиано – будущий музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола.
Ориентировочно весной 2021 года состоится виртуальный концерт “Attila Highlights in Concert: Explore More with Enrique Mazzola”, в котором под сопровождение фортепиано и с комментариями Энрике Маццола прозвучат фрагменты из оперы Джузеппе Верди “Аттила”. Исполнители: Кристиан ван Хорн (Аттила), Тамара Уилсон (Одабелла), Мэтью Поленцани (Форесто), Куинн Келси (Аэций). В концерте участвуют члены хора Лирик-оперы (хормейстер – Майкл Блэк). Дирижер – Энрике Маццола. С оперы “Луиза Миллер” в сезоне 2019-20 годов начался проект театра “Ранний Верди”. Он был рассчитан на пять-шесть сезонов, в каждом планировалась постановка одной из ранних опер Верди. В этом сезоне должна была прозвучать девятая по счету опера композитора “Аттила”. Увы, по известным причинам спектаклю не суждено было осуществиться, поэтому пришла идея трансформировать спектакль в виртуальный концерт.
“Creating The Factotum.” В этой серии каждый любитель музыки сможет следить за процессом создания новой оперы. Выпускник Центра Райана Уилл Ливерман и ди-джей Рико переосмысливают “Севильского цирюльника” и создают новую оперу “The Factotum”. Действие происходит в парикмахерской в Чикаго, а бессмертные мелодии Джакомо Россини сочетаются с хип-хопом, госпелом, фанком, соулом и ритм-энд-блюзом. Видеофрагменты оперы будут выложены для просмотра весной 2021 года. Режиссер – Рафаэль Наш.
На апрель-май 2021 года намечена чикагская премьера иммерсивного представления “Сумерки: боги” (“Twilight: Gods”). Это не опера, а, как сказано в аннотации, “частично арт-инсталляция, частично – живой спектакль, проходящий в неожиданном месте”. Представление сделано в сотрудничестве с Оперным театром Мичигана и срежиссировано его новым художественным руководителем Ювалом Шароном. “Сумерки…” созданы под влиянием оперы Р.Вагнера “Гибель богов”, которой весной прошлого года должна была завершиться тетралогия “Кольцо нибелунга”. Состав исполнителей и место проведения представления “Сумерки: боги” будут объявлены позднее. Президент Лирик-оперы Энтони Фрейд говорит: “Новое время рождает новые формы. Вместо того, чтобы придумывать замену осеннему сезону, мы позволили нашим художникам представить свои работы новаторским способом”.
В прошлых выпусках Музыкального обозрения я писал о том, кому мы обязаны появлением в Чикаго оперного театра мирового уровня. Сегодня – еще несколько эпизодов из богатой истории Лирик-оперы.
В середине шестидесятых годов при театре создается специальный отдел образования, занимающийся просветительской работой в школах, университетах, проводящий лекции, встречи со зрителями… В этом отделе придумали новую форму популяризации оперы – выпуск на аудиокассетах комментариев к операм, звучащим на сцене театра. Эти кассеты можно встретить в библиотеках Чикаго и пригородов. В настоящее время из-за пандемии все закрыто, но “в мирное время”, например, в публичной библиотеке Скоки на видном месте находился специальный стенд Лирик-оперы с записями спектаклей, идущих на сцене театра, и комментариями к ним.
1967 год. Этот год стал темной страницей в истории Лирик-оперы. После провала переговоров между руководством театра и профсоюзом музыкантов сезон в театре был отменен. Спас театр тогдашний мэр Чикаго Ричард Дэйли.
1974 год. Основательница Лирик-оперы Кэрол Фокс и дирижер Бруно Бартолетти создали при театре школу, которая с 1981 года стала называться Центром Лирик-оперы для американских артистов, а сейчас называется Центром Райана.
1981 год. В возрасте пятидесяти пяти лет умерла Кэрол Фокс – женщина, создавшая в Чикаго оперный театр высочайшего уровня. Во главе театра встала человек из команды Фокс Ардис Крейник. Началась новая эра в истории Лирик-оперы.
11 декабря 1983 год. Лирик-опера стала единственным театром в Америке, участвовавшим в международной акции памяти Марии Каллас. Остальные три театра были европейские: Ла Скала, Ковент-Гарден и Парижская опера.
1985 год. В Лирик-опере появилась строка с субтитрами над сценой. Спустя два года все постановки опер (даже на английском языке) станут идти с бегущей строкой.
Сезон 1987-88 годов. Сенсацией сезона стал спектакль по опере Альбана Берга “Лулу”, который поставил великий Юрий Любимов. В стиле “Десяти дней, которые потрясли мир” создатель Таганки потряс чикагцев, продолжив действие в антракте и устроив в холле театра дискотеку. Дирижер (в будущем – музыкальный руководитель Лирик-оперы) сэр Эндрю Дэвис скептически отнесся к этой идее, и больше Любимова в Чикаго не приглашали.
Сезон 1989-90 годов. Открытие сезона получило широкую огласку не благодаря участию в нем очередной звезды, а благодаря тому, кто в нем НЕ участвовал. Лучано Паваротти отменил свои выступления в партии Каварадосси (“Тоска” Дж.Пуччини) из-за проблем с седалищным нервом. Лирик-опера предложила певцу исполнять свою партию сидя, но Паваротти не изменил своего решения. Ситуация была не новая для театра: за Паваротти тянулся длинный шлейф отмен спектаклей. За период с 1981 по 1989 годы он отменил двадцать шесть из запланированных сорока одного спектакля! Последняя отмена стала последней каплей, переполнившей чашу терпения Ардис Крейник. Она собрала пресс-конференцию и объявила, что не намерена более привлекать Паваротти для участия в спектаклях Лирик-оперы. Крайник сказала, что доверие аудитории для нее является важнее, чем стремление любой ценой заполучить одного из величайших теноров столетия. Заявление Крейник произвело мировую сенсацию. Паваротти был символом современной оперы, он купался в лучах славы, позволяя себе любые прихоти. И тут вдруг – такое! Весь мир узнал еще одну “железную даму” – “железную даму” Лирик-оперы.
Главная оперная площадка Чикаго привлекала к себе многих знаменитостей. Театру помогали мэры города, в рекламной кампании принимали участие ведущие спортсмены. Получил известность снимок, где улыбающаяся Ардис Крейник снизу вверх смотрит на великого баскетболиста Майкла Джордана, на майке которого красуется эмблема Лирик-оперы.
В 1989 году Крейник объявила новую программу “Навстречу XXI веку”. В течение последнего десятилетия XX века Лирик-опера представила три мировые премьеры опер, семь американских современных опер и десять наиболее значительных европейских опер, в том числе – такие “некассовые” названия, как “Партенопа” Г.Ф.Генделя и “Енуфа” Л.Яначека. Американские музыкальные критики называли планы Лирик-оперы ошеломляющими. Еще бы, оперная аудитория в большинстве своем весьма и весьма консервативна, она предпочитает в двадцатый раз услышать “Травиату” и “Кармен”, нежели открыть для себя новое имя и новую музыку. А тут вдруг такое поле для экспериментов! И самое главное – эксперимент прошел на ура!
Программа “Навстречу XXI веку” связана с именем Мэтью Эпстайна. (С 1999 по 2005 годы он был артистическим директором Лирик-оперы.) Долгое время он являлся ключевой фигурой в театре. Окончательное слово было за Крайник и Мэйсоном, но обсуждения всегда проходили вчетвером – к упоминавшемуся выше дуэту присоединялись Бруно Бартолетти и Мэтью Эпстайн. В театре их называли “Бандой четырех”, а для публики Эпстайн был практически незаметен. Он избегал давать интервью, предпочитая черновую работу в театре. Эпстайн пытался изменить консервативные вкусы чикагской публики, с опаской воспринимающей эксперименты на оперной сцене. Эпстайн не боялся не только иметь свое мнение, но и высказывать его. Чего стоят, например, его слова, сказанные на прощальной пресс-конференции в 2005 году: “Нам следует серьезно задуматься о положении культуры в Америке. Эта страна всегда имела две крайности: склонность к авангарду и весьма консервативный подход к искусству. В настоящее время консервативный подход побеждает. Это – совершенно нездоровый культурный феномен, когда публика склонна думать, что существует лишь строго ограниченный список шедевров. Если это не Брамс, Бетховен, Мендельсон или Верди, то музыка заранее списывается со счета, она как бы априори не заслуживает внимания… Для меня постановка, которая повышает давление, дороже той, что клонит ко сну. Храп зрителя – худшее, что есть в опере. Если в момент спектакля вам скучно, значит, это плохое искусство. Если же вы взволнованы и полны эмоций, значит, это искусство вас по-настоящему трогает. Такое искусство – настоящее”. Эти слова звучат актуально и сегодня.
С девяностых годов XX века в Лирик-театре с большим успехом выступают российские оперные звезды. Чикагские зрители узнали и полюбили Ларису Дядькову, Ольгу Бородину, Марию Гулегину, Дмитрия Хворостовского, Владимира Галузина, Владимира Чернова, Николая Путилина, Олега Бряка.
6 июня 1996 года. В этот день Ардис Крейник объявила о своей скорой отставке. 13 октября того же года состоялся грандиозный гала-концерт в ее честь с участием звезд мировой оперной сцены. Крейник умерла 18 января 1997 года.
Сезон 1997-98 годов. Генеральным директором Лирик-оперы становится Уильям Мэйсон. Для всех в театре он был просто Билл, а журналисты придумали для него кличку “Company Man”. Мэйсон готовился стать певцом и в первый сезон Лирик-оперы спел партию пастуха в “Тоске” Дж.Пуччини. Параллельно с занятиями на музыкальном факультете университета Рузвельта он уже в двадцать лет становится помощником музыкального ассистента генерального менеджера Лирик-оперы Пино Донати и главного советника театра, блестящего итальянского тенора Тито Гобби.
Сентябрь 2000 года. В Чикаго появилась новая традиция – ежегодный летний бесплатный концерт звезд Лирик-оперы в Грант-парке (с 2004 года – в парке “Миллениум”). За это время концерты смогли посетить более пятисот тысяч человек!
30 октября 2004 года. Грандиозный гала-концерт звезд мировой оперы, посвященный пятидесятилетию со дня образования Лирик-оперы. В нем приняли участие Карита Матилла, Ольга Бородина, Рене Флеминг, Дебора Войт, Андреа Грубер, Сьюзен Грэм, Карло Гуэльфи, Джеймс Моррис, Томас Хэмпсон, Брин Терфель, Бен Хеппнер. За дирижерским пультом стояли попеременно Бруно Бартолетти и сэр Эндрю Дэвис.
Сезон 2004-05 годов. Лирик-опера объявила новую программу под названием “Взгляд в будущее”. Но это мы оставим уже для будущих статей…
Nota bene! Все концерты Лирик-оперы можно увидеть на YouTube-канале youtube.com/lyricoperachicago и на странице в фейсбуке www.facebook.com/lyricopera. Все подробности – на сайте театра www.lyricopera.org.