Действующие лица и исполнители: Лейла – Марина Ребека, Надир – Мэтью Поленцани, Зурга – Матиуш Квечень, Нурабад – Андреа Сильвестрелли. Дирижеры – сэр Эндрю Дэвис и Роберт Тветен (10 декабря). Постановка Оперы Сан-Диего. Режиссер — Эндрю Синклер. 19 ноября — 10 декабря 2017 года (семь спектаклей). Продолжительность спектакля – 2 часа 25 минут с одним антрактом. Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
1863 год. Жоржу Бизе двадцать четыре года. Впереди — “Кармен” (свою главную оперу он сочинит через двенадцать лет) и мировая слава; позади – трехлетняя поездка в Италию, в течение которой молодой композитор жадно впитывал шедевры мировой культуры. В 1858 году он писал матери: “Прочел более пятидесяти хороших книг как по истории, так и по литературе; путешествовал, познакомился немного с историей искусства, стал немного разбираться в живописи, скульптуре…”. (Обратите внимание на скромное “немного”.)
Вернувшись в Париж, Бизе жадно включился в творческую жизнь города. Париж бурлит: в прозе властителями дум становятся Флобер и Гюго, в поэзии растет слава Бодлера, в живописи начинают свой творческий путь Делакруа, Мане, Писарро. Бизе счастлив, он мечтает работать и с радостью принимает заказ от парижского Théâtre-Lyrique на трехактную и “экзотическую”, как ему сказали в театре, оперу. Либреттисты Мишель Карре и Эжен Кормон были от этой идеи не в восторге, но сочинили сентиментальную историю о любовном треугольнике на острове Цейлон. Искатель жемчуга Зурга и молодой охотник Надир полюбили одну и ту же девушку, а девушка эта приняла обет целомудрия, и, как сказал поэт, “стала жрица… и общается с богами”. По всем законам любовного треугольника герои еще не раз пересекутся, и любовь победит все обеты…
Бизе привлекала экзотика Востока, и он рьяно взялся за дело. В “Искателях жемчуга” как раз восточные мотивы прописаны наиболее ярко и выразительно. Музыка оперы полна нежных, лиричных моментов: романс Надира “Je crois entendre encore”, каватина Лейлы “Me voila seule dans la nuit”, дуэт Лейлы и Надира “Léïla! Léïla!…Dieu puissant, le voilà!”, ария Зурги “Je suis jaloux…”, дуэт Надира и Зурги “Au fond du shrine saint” — один из самых красивых мужских дуэтов в истории музыки. Бизе распорядился, чтобы этот дуэт звучал на его похоронах. Так и произошло 3 июня 1875 года. (Дуэт Надира и Зурги звучит в фильме Питера Уэйра “Галлиполи”.)
Премьера “Искателей жемчуга” состоялась в парижском Théâtre-Lyrique 30 сентября 1863 года. Публика встретила оперу хорошо, а критики отнеслись к ней довольно прохладно. Бизе обвинили в том, что во время своих итальянских каникул он попал под влияние “нового итальянского стиля”. Хуже того, его обвинили в “вагнеризме” — популярном эпитете, которым “обзывали” молодых композиторов того времени. Критики упражнялись в остроумии и язвили, что в опере нет “ни поиска, ни жемчужин”. Бенджамин Жувен из Le Figaro так и написал: “В либретто нет охотника, в музыке нет жемчуга”. Сохранился лишь доброжелательный отзыв Берлиоза насчет “значительного количества прекрасных выразительных отрывков, полных огня и богатого колорита…”.
После премьеры спектакль сыграли восемнадцать раз, что очень неплохо для одного сезона, но после этого опера исчезла из репертуара и о ней забыли более чем на двадцать лет. В Ла Скала оперу поставили в 1886 году на итальянском языке, с тех пор она стала время от времени исполняться в европейских оперных театрах. Оригинальная партитура оперы была потеряна, что привело к появлениям подделок. Милан воспользовался услугами французского композитора Бенджамина Годара для финального трио (подражание “Фаусту” Гуно). Сохранились несколько вариантов финала оперы, в том числе тот, в котором Лейла совершает самоубийство.
Американская премьера “Искателей жемчуга” состоялась в августе 1893 года в Филадельфии. На спектакле в МЕТ в сезоне 1916-17 годов партию Надира исполнил великий Энрико Карузо, однако опера прошла три раза и о ней забыли на сто (!) лет.
В начале двадцатого века барочная опера и бельканто уступили лидерство веризму, и французский репертуар оказался на обочине общественного интереса. Положение стало меняться во второй половине XX века. В семидесятых годах начались работы по восстановлению авторской версии оперы. Она ставилась в театрах Парижа, Вены и Берлина. В США постановки “Искателей жемчуга” были чрезвычайно редки. Чемпионом здесь является Лирик-опера. В чикагском театре “Искатели жемчуга” впервые прозвучали 11 ноября 1966 года и с тех пор ставятся примерно один раз в десять лет. Кроме Лирик-оперы, вспоминают разве что спектакль в Нью-Йоркской городской опере.
Мода на “Искателей жемчуга” пришла с новым веком. Спектакли ставились с частотой, которая поразила бы самого Бизе. За последние двадцать лет в Северной Америке опера ставилась чаще, чем за предыдущие сто лет. Объяснение этому, как мне кажется, одно. После десятилетий нововведений минималистской школы оперные театры снова вернулись к ласкающим слух мелодиям. А что может быть лучше мелодий Бизе — мастера, подарившего миру бессмертную “Кармен”?
В сезоне 2015-16 годов — второй раз за всю историю театра — опера “Искатели жемчуга” появилась на сцене МЕТ. Она шла в серии “Метрополитен-опера в кино”, так что, возможно, многие смогли посмотреть этот спектакль. Партии Лейлы исполняла Диана Дамрау, Надира — Мэтью Поленцани, Зурги — Мариуш Квечень. (Мужской состав такой же, как в Лирик-опере.)
Последний раз в Лирик-опере спектакль ставился в сезоне 2008-09 годов. Тогда мы услышали возобновление постановки Николаса Джоэля сезона 1997-98 годов, посвященной памяти многолетней руководительницы Лирик-оперы Ардис Крейник. В партии Лейлы выступала Николь Кэбелл, в партии Зурги — Натан Ганн.
И вот — новая встреча с почти сказочными героями. После триумфа в “Норме” в МЕТ с партией Лейлы в Лирик-оперу возвращается блистательная латышская певица Марина Ребека. Она дебютировала в театре в партии Виолетты в “Травиате” в сезоне 2013-14 годов, в сезоне 2014-15 годов исполнила партию Донны Анны в моцартовском “Дон Жуане”. В партии Лейлы Ребека дебютировала в 2014 году в Цюрихской опере (режиссер – Дженс Даниэль, дирижер – Пьер Фурнье). Вот что она рассказала об этой постановке: “Мы исполняли первую, оригинальную версию оперы. Постановка неплохая — только очень страшно было. В начале оперы меня спускали на домкрате с потолка. Я стояла сверху, под ногами ничего не видно: только сцена и зал. Мне нужно было преодолеть страх высоты, на высоченных каблуках забраться на третий этаж декораций, выйти на середину (от меня до края сцены — меньше метра, без перил), под самой крышей сцены сесть в позу Лотоса и спеть молитву “Брама всесильный”. Было страшновато. Я была закрыта фатой, сверху на меня светили прожекторы, мне было жарко, я практически не видела дирижера, страховки не было… Один раз декорация вместо того, чтобы поехать назад, поехала вперед, и меня чуть было не столкнули в зал”. Надеюсь, в чикагской постановке таких экстримов не будет.
В прошлые приезды Марина рассказала нам много интересного о ролях, спектаклях и современном оперном мире. В этот раз нас ждет продолжение разговора. Интервью с певицей читайте в будущих выпусках Оперного обозрения.
В партии Зурги — еще один любимец Лирик-оперы, замечательный польский баритон Мариуш Квечень. Мы слышали его в двух главных партиях — “визитных карточках”. Это, конечно, Дон Жуан (сезон 2014-15 годов с Мариной — Донной Анной) и Онегин (прошлый сезон). В этом сезоне в Ковент-Гарден Квечень исполнит партии Дон Жуана и Марчелло в “Богеме”. Первый сольный альбом певца называется “Славянские герои” (“Slavic Heroes”). Среди достижений Квеченя — партии Родриго (“Дон Карлос” Дж.Верди в Сан-Франциско и Лондоне), Герцога Ноттингемского (“Роберто Деверо” Г.Доницетти в МЕТ) и короля Рогера в одноименной опере К.Шимановского (Парижская опера, Опера Санта-Фе, Ковент-Гарден, Оперный театр Бильбао).
Начиная с сезона 1995-96 годов, Мэтью Поленцани исполнил на сцене Лирик-оперы тринадцать партий. В этом сезоне у него сразу две центральные партии. После Герцога в “Риголетто” — Надир в “Искателях жемчуга”. В ближайших планах певца — “Фаворитка” в Баварской опере, “Любовный напиток” в МЕТ (обе оперы Г.Доницетти), “Луиза Миллер” Дж.Верди в Цюрихской опере.
Звездный состав солистов дополняет итальянский бас Андреа Сильвестрелли в партии Нурабада. Последний раз в Лирик-опере мы слышали его в прошлом сезоне в партии Оровеза в “Норме”. В последние годы Сильвестрелли активно исполняет немецкий репертуар, в частности, оперы Вагнера.
Австралийский режиссер Эндрю Синклер работает в разных оперных театрах. Особенные связи у него с Ковент-Гарден. Для Лирик-оперы Синклер поставил “Лоэнгрин” Р.Вагнера (сезон 2010-11 годов).
Декорации и костюмы выполнены легендарным английским модельером и дизайнером, “принцессой панка” с ярко-розовыми волосами Зандрой Роудс. В ее нарядах в разные годы появлялись Элизабет Тейлор и Ума Турман, принцесса Диана и Сара Джессика Паркер, Фредди Меркюри и Мадонна. Она эпатировала мир сорок лет назад и продолжает делать это сегодня, в свои семьдесят семь. В 2003 году она открыла в Лондоне Музей моды и текстиля. Роудс — командор ордена Британской империи. На вопрос журналиста, что вам дает этот титул, она ответила: “Абсолютно ничего. Это просто значит, что моя страна оценила мои заслуги перед миром…”
В оперном мире Зандра впервые появилась в 2000 году, придумав коллекцию костюмов для “Волшебной флейты” в Опере Сан-Диего. В 2004 году она вернулась в калифорнийский оперный театр, чтобы создать костюмы к опере “Искатели жемчуга”. Зандра Роудс говорит: “Тогдашний руководитель Оперы Сан-Диего попросил меня придумать что-то не слишком реальное. Так появились волшебные бирюзовые, оранжевые и розовые пальмы… Цветовая палитра постановки яркая, с непременным розовым оттенком. Все жители морской деревни одеты в бирюзовые тона. Это эфирный, волшебный мир. Лейла — в красивом розовом и желтом сари с волшебным цветочным головным убором… Мы расписали занавес. Я была так взволнована, так проникла в музыку! Даже не представляла себе, что постановка в конечном итоге поедет по всей Америке. Было замечательно видеть это в разных театрах”.
Замечательно, что после Сан-Франциско, Нью-Йорка, Сиэттла, Вашингтона и Монреаля постановку увидят зрители Чикаго.
Nota bene! Билеты на оперу ”Искатели жемчуга” и другие спектакли сезона 2017-18 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.