Действующие лица и исполнители: Электра – Нина Штемме (дебют в Лирик-опере), Клитемнестра – Микаэла Мартенс, Орест – Иен Патерсон (дебют в Лирик-опере), Хризотемида – Эльза ван ден Хевер, Эгист – Роберт Брубейкер (дебют в Лирик-опере). Дирижер – Дональд Ранниклс (дебют в Лирик-опере). Режиссер-постановщик – Дэвид Маквикар. 2 – 22 февраля 2019 года (шесть спектаклей). Продолжительность спектакля – 1 час 40 минут без антракта. Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
…Все началось с пьесы Гуго фон Гофмансталя “Электра” 1903 года. Когда Штраус увидел спектакль Макса Рейнхардта, он загорелся желанием написать оперу. “Электра” стала первым опытом сотрудничества Штрауса с Гофмансталем-либреттистом.
В основе пьесы и либретто Гофмансталя – греческая легенда Гомера и Софокла.
Троянская война. Пока царь Агамемнон воюет, его жена Клитемнестра заводит себе любовника – некоего Эгиста. По возвращении с войны Агамемнона убивают. Его сын Орест бежит, его дочери – Электра и Хризотемида – остаются во дворце. Всем заправляют Эгист и Клитемнестра. Сестры возносят молитвы о возвращении брата, чтобы он отомстил за отца. Электра открыто говорит матери, что все ее помыслы и стремления направлены на то, чтобы с помощью Ореста убить ее и Эгиста. Клитемнестра сообщает Электре ложную новость, что Орест умер. Теперь Электра с сестрой должны совершить акт возмездия. Хризотемида отказывается. Ложную новость принесли два чужестранца. Один из них – Орест. Брат с сестрой узнают друг друга. Орест входит во дворец, и вскоре раздается пронзительный предсмертный вопль Клитемнестры. Электра приветливо встречает Эгиста и провожает его во дворец. Там его настигает судьба Клитемнестры. В экстазе радости Электра поет арию “Кто так счастлив, как мы, тому подобает только соблюдать молчание и танцевать”, неистово танцует и падает замертво.
Электра Гофмансталя движима лишь одним помыслом – местью. Гофмансталь кричит там, где Софокл говорит ровным тоном. Он сужает взгляд греческого поэта, обращенный к Богу. Роль судьбы уменьшается. Роль помешательства возрастает. Гофмансталь заменяет хор репликами служанок и выбрасывает знаменитый эпизод гонки на колесницах, во время которой гибнет Орест. Он также изменяет финал пьесы. У Софокла пьеса кончается хором, оплакивающим “содеянное”, а Электра остается жива. У Гофмансталя Электра исполняет “безымянный танец” и затем падает замертво.
“Электра” Гофмансталя можно назвать пересказом, а точнее – переводом пьесы на язык XX века. Сделал этот перевод поэт, явно знакомый с идеями Фрейда. Гофмансталь читал его работу “Исследование неврозов”.
Пока Штраус с увлечением работал над сложной партитурой, оперные театры соперничали друг с другом за право первой постановки. В 1907 году закончилось десятилетнее правление Густава Малера в Венской опере. Совпадение или нет, не знаю, но в том же году католическая цензура запретила показывать в Вене “Саломею”, как оперу “святотатственную”. За нее бился Малер, пригрозив подать в отставку с поста руководителя Венской оперы. Малер победил, но спустя несколько месяцев все же покинул Вену и обосновался в Нью-Йорке, возглавив Метрополитен-оперу. На посту руководителя Венской оперы Малера сменил Вейнгартнер. Он предложил дать премьеру в Вене. Гофмансталь возражал, считая, что венская публика настолько консервативна и податлива внешнему влиянию, что оперу не надо ставить в Вене, пока ее успех не будет закреплен в других театрах. Честь первой постановки выпала на долю Дрезденской оперы. Премьера состоялась 25 января 1909 года. Цензура не выставила ни малейших возражений – в конце концов, дело шло о классической трагедии. Репетиции продолжались долго, но дирижер Шух сумел подготовить спектакль к нужному сроку. В заключительных репетициях участвовал сам Штраус. После генеральной репетиции потрясенные музыканты не смогли вымолвить ни слова, и Штраус, ошибочно истолковав их молчание, громко сказал: “А мне понравилось!”
“Электра” – музыкальный гимн экспрессионизма. Напряженная музыка пульсирует кровью и доводит до нашего сознания старую истину, что ненависть и жажда мести уничтожает не только тех, кого ненавидят, но и тех, кто ненавидит. Это – произведение XX века, дающее нам жизненно важный, хотя и жестокий опыт. Электра похожа на “Гернику” Пикассо. Когда Штрауса упрекнули, что его музыка “излишне безобразна”, он ответил: “Когда на сцене убивают мать, неужели это должно сопровождаться концертом для скрипки?”
Вокальный стиль оперы целиком основан на декламации. Штраус использует крайние регистры голоса, сильнейшие динамические контрасты, разорванную ритмически вокальную мелодику. Гармонический стиль Электры использует не только технику вагнеровского плана, но и полифонические сочетания, ведущие к экспрессионистским музыкальным драмам Шенберга и Берга с их дерзким нарушением тонально-гармонической системы. В “Электре” нет традиционных вокальных ансамблей, сольных номеров, хоров. Драматургия подчинена законам как музыкального театра (в первую очередь – вагнеровского), так и симфонической поэмы – жанра, занимающего в творчестве Штрауса одно из ведущих мест. Любопытно, что именно в “Электре” Штраус впервые после Вагнера использовал такие необычные инструменты, как туба и бас-труба. (Я привел фрагменты из книги М.Джорджа “Рихард Штраус. Последний романтик”.)
В 1910 году “Электра” была поставлена в лондонском Ковент-Гарден, но из нее по требованию королевского гофмейстера были удалены библейские аналогии.
В Германии “Электрой” заинтересовался продюсер Габриэль Астрюк. Сын брюссельского раввина, он сочетал почтение к традициям предков с ненасытным аппетитом к новым сенсациям. В 1907 году он пригласил Эмми Дестин, и она сделала самую эротичную постановку “Саломеи”. Это было за три года до того, как Томас Бичем дирижировал в Лондоне самой пуританской “Саломеей”. Ранее в том же году в Ковент-Гарден состоялась английская премьера “Электры” – первой оперы Штрауса в Великобритании. Дирижировал Томас Бичем.
Первая постановка “Электры” в России была сделана Всеволодом Мейерхольдом в Мариинском театре в феврале 1913 года. После премьеры критик Каратыгин писал: “Не будет преувеличением сказать, что в Западной Европе после Вагнера не появилось доныне ничего более значительного, чем “Пеллеас” Дебюсси и “Электра” Штрауса”. У зрителей спектакль вызвал шок. После трех представлений его сняли с афиши.
Первая американская постановка “Электры” на немецком языке была сделана Филадельфийской оперной компанией. Премьера состоялась в Академии музыки в Филадельфии 29 октября 1931 года. Дирижировал Фриц Райнер, впоследствии многолетний музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра.
Премьера спектакля сэра Дэвида Маквикара состоялась в Лирик-опере в октябре 2012 года. В главной партии в Чикаго дебютировала американская певица Кристин Герке.
Постановки сэра Дэвида хорошо известны. Он неоднократно работал в Лирик-опере. В этом сезоне новых спектаклей он не ставит, зато дважды мы видим возобновления его постановок. В ноябре – “Трубадур” Верди, и вот теперь – “Электра”.
Возобновление постановки Лирик-оперы шестилетней давности – событие исключительное по нескольким причинам. Мы снова услышим визитную карточку модернизма, одну из лучших опер XX века. В главной партии на сцене Лирик-оперы дебютирует, наверно, самая прославленная Электра нашего времени, знаменитая шведская певица Нина Штемме. Как сказал генеральный директор Лирик-оперы Эндрю Фрейд, “Электра” – единственная опера в этом сезоне, которая появилась специально для исполнительницы главной партии. У Нины Штемме открылась “форточка”, и Фрейд немедленно воспользовался случаем.
Штемме – личность в оперном мире уникальная. Она не занимается пиаром, отказывается от коммерческих проектов, если они ей не кажутся интересными с художественной точки зрения. Певица говорит: “Я не хочу быть медиапродуктом, ни для кого или ни для чего не буду жертвовать своей творческой свободой”. Штемме часто отказывается от предложений выступить в США, предпочитая Европу. Там находится ее семья. Муж и трое детей живут в Стокгольме.
Дебют Штемме в партии Электры состоялся в 2015 году в Венской опере.
Впервые в Лирик-опере выступает музыкальный руководитель Немецкой оперы Берлина и главный дирижер Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си, маэстро из Шотландии Дональд Ранниклс. Он много раз работал с Ниной, певица и дирижер прекрасно знают друг друга.
Еще один важный дебют в Лирик-опере (но не в Чикаго) – бас-баритон из Шотландии Иен Патерсон в партии Ореста. Он родился в Глазго в 1973 году. Учился играть на скрипке, но педагоги распознали в нем отличные вокальные возможности. Патерсон – выпускник Королевской академии музыки и драмы Шотландии. Пел в хоре оперной компании четыре года, пока, наконец, не выбился в солисты. Десять лет пел только басовые партии, сейчас все чаще пробует себя в более широком бас-баритоновом репертуаре. На Зальцбургском музыкальном фестивале дебютировал в 2007 году в партии Фазольта в “Золоте Рейна” Р.Вагнера (дирижер – сэр Саймон Рэттл), в Метрополитен-опере впервые появился в сезоне 2009-10 годов в партии Гунтера в “Гибели богов” Р.Вагнера (дирижер – Дж.Ливайн). В сезоне 2008-09 годов исполнил партию Дон Жуана в опере В.А.Моцарта на сцене Чикагского оперного театра.
Американская певица Микаэла Мартенс (Клитемнестра) дебютировала в Лирик-опере в партии Жены красильщика в опере Р.Штрауса “Женщина без тени” (сезон 200708 годов). Певица очень востребована в репертуаре XX века и современных операх. Екатерина Бирюкова на сайте Colta.ru пишет о “могучем драматическом сопрано и депрессивном обаянии” певицы (Костельничка в опере Л.Яначека “Енуфа”, Цюрихская опера, сезон 2012-13 годов), а музыкальный критик журнала The New Yorker Алекс Росс говорит, что “низкий голос певицы разрывает сердце” (Мэрилин Клингхоффер в опере Дж.Адамса “Смерть Клингхоффера”, Метрополитен-опера, сезон 2014-15 годов). После Чикаго Мартенс споет в Метрополитен-опере в “Диалогах кармелиток” Ф.Пуленка. (Опера выйдет весной в серии “Метрополитен-опера в кино”.)
Эльза ван ден Хевер (Хризотемида) дебютировала в Чикаго в партии Армиды в опере Г.Ф.Генделя “Ринальдо” (сезон 2011-12 годов). Певица родилась и выросла в Йоханнесбурге (Южная Африка). Училась в консерватории Сан-Франциско. Имеет гражданство Франции и Южной Африки. Живет во Франции. В прошлом сезоне Эльза исполнила партию Хризотемиды в Метрополитен-опере в постановке Патриса Шеро. Дирижировал нынешний музыкальный руководитель театра Янник Незе-Сеген.
24 января президент и генеральный директор Лирик-оперы Чикаго Энтони Фрейд и музыкальный руководитель сэр Эндрю Дэвис объявили программу нового, 65-го сезона 2019-20 годов. Подробности – скоро, а пока – главные новости.
В основной программе – семь опер (перечисляю по порядку):
“Севильский цирюльник” Дж.Россини – оригинальная постановка Лирик-оперы. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Роб Эшфорд. В главных партиях: Адам Плачетка (Фигаро), Марианна Кребасса (Розина), Лоуренс Браунли (граф Альмавива);
“Луиза Миллер” Дж.Верди – новая для Чикаго постановка принадлежит Опере Сан-Франциско. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – Франческа Замбелло. В главных партиях: Крассимира Стоянова (Луиза), Джозеф Каллея (Рудольф), Куинн Келси (Миллер), Алиса Колосова (Федерика);
“Мертвец идет” Джека Хегги – премьера Лирик-оперы. Совместная постановка Оперы Пасифик, Нью-Йоркской городской оперы, оперных театров Цинциннати, Остина, Мичигана, Питтсбурга и Балтимора. Дирижер – Николь Пеймент (дебют в Лирик-опере). Режиссер – Леонард Фолиа. В главных партиях: Патрисия Расетт (сестра Элен Прежан), Райан Маккинни (Джозеф де Роше), Сьюзен Грэм (миссис де Роше);
“Дон Жуан” В.А.Моцарта – постановка Лирик-оперы. Дирижер – Джеймс Гэган. Режиссер – Роберт Фоллс. В главных партиях: Ильдар Абдразаков (Дон Жуан, долгожданный дебют Ильдара на оперной сцене Чикаго), Рейчел Уиллис-Соренсен (Донна Анна), Аманда Маески (Донна Эльвира);
“Мадам Баттерфляй” Дж. Пуччини – совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и Оперного театра Женевы. Дирижер – Хенрик Нанаси. Режиссер – Майкл Грандадж. В главной партии (в спектакле два состава): Ана Мария Мартинес и Лиана Арутюнян – еще один важный дебют в Лирик-опере талантливой певицы из Армении. В партии Пинкертона: Брайан Джажд и Брэндон Йованович;
“Пиковая дама” П.Чайковского – премьера в Чикаго. Совместная постановка Национальной оперы Уэльса, Болонского театра Комунале, Норвежской оперы и Канадской оперной компании. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Ричард Джонс. В главных партиях: Брэндон Йованович (Герман), Сондра Радвановски (Лиза), Джейн Хеншел (графиня, дебют в Лирик-опере), Лукас Мичем (князь Елецкий), Элизабет Де Шонг (Полина);
“Гибель богов” Р.Вагнера – новая постановка. Дирижер – сэр Эндрю Дэвис. Режиссер – Дэвид Паунтни. В главных партиях: Кристина Герке (Брунгильда), Буркхард Фритц (Зигфрид), Таня Ариана Баумгартнер (Вальтраута).
Кульминация четырехлетнего вагнеровского цикла Лирик-оперы – три показа тетралогии “Кольцо нибелунга” в апреле-мае 2020 года.
После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Сорок вторая улица” Гарри Уоррена в постановке Театра Шатле.
В помещении Чикагского шекспировского театра пройдет премьера оперы “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) Жанин Тесори. Совместная постановка Лирик-оперы, оперного фестиваля “Глиммергласс” и Вашингтонской национальной оперы, первый в истории совместный проект Лирик-оперы и Чикагского шекспировского театра.
В декабре Сондра Радвановски представит свой новый проект “Три королевы”. Певица исполнит финальные сцены из “королевской” трилогии Г.Доницетти “Анна Болейн”, “Мария Стюарт” и “Роберто Девере”.
В феврале 2020 года с сольным концертом выступит сэр Брин Терфель. Это будет его первое за пятнадцать лет выступление на сцене Лирик-оперы.
29 и 30 января, 5 и 6 февраля в моей программе “Свободный стиль” на волне “Реклама-радио” слушайте специальную передачу “Рихард Штраус и его опера “Электра”.
Nota bene! Билеты на оперу ”Электра” и другие спектакли сезона 2018-19 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2019-20 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.