Кинообозрение

Кадр из фильма “2001: Космическая одиссея”
Кадр из фильма “2001: Космическая одиссея”

“Music Box” представляет…

Кино медленно, но верно возвращается на большие экраны. 3 июля открылась чикагская “Музыкальная шкатулка” (Music Box Theatre). Кинотеатр выпустил специальное обращение ко всем зрителям, где перечислил новые правила. В Большом зале могут находиться не более пятидесяти человек, в Малом – не более восемнадцати. При входе и в лобби кинотеатра ношение маски и соблюдение социальной дистанции обязательны. Маска рекомендуется, но необязательна при просмотре фильма в зале. Билеты продаются заблаговременно и только в режиме онлайн.

Фильм открытия кинотеатра после карантина был известен давно – выдающаяся сага Стенли Кубрика “2001: Космическая одиссея” (“2001: A Space Odyssey”, США – Великобритания, 1968, 139 мин.). В ролях: Кир Далли, Гэри Локвуд, Уильям Силвестер. На борту космического корабля, направляющегося на Юпитер, неожиданно взбунтовался компьютер. Двое астронавтов ведут с ним смертельную борьбу… Экранизация романа американского писателя-фантаста Артура Кларка “Часовой”. Фильм снят Кубриком в подчеркнуто замедленном темпе и представляет собой пессимистическое эссе о судьбе человеческой цивилизации – от доисторических времен до далекого будущего, каким тогда казался 2001 год. Во время работы над фильмом Кубрик слушал классическую музыку, а затем некоторые из прослушанных им вещей решил включить в картину. В итоге, благодаря фильму музыкальное вступление из симфонической поэмы Рихарда Штрауса “Так говорил Заратустра” в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Карла Бема вошло во все американские хит-парады. В фильме также звучат сюиты из балетов “Гаяне” А.Хачатуряна и “Голубой Дунай” И.Штрауса. Награда: “Оскар”-1969 за лучшие визуальные спецэффекты.

В рамках серии “Virtual Cinema” Music Box Theatre предлагает вернуться на шестьдесят два года назад и посмотреть шедевр легендарного Мастера Ужасов, великого сэра Альфреда Хичкока – картину “Головокружение” (“Vertigo”, США, 1958, 128 мин.). В ролях: Джеймс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бель Геддес. Полицейский Джон Фергюсон (Джеймс Стюарт) вынужден уволиться из-за боязни высоты. Один из его старых знакомых поручает ему следить за своей женой. Фергюсон влюбляется в женщину, не подозревая, что эта страсть станет для него роковой… Фильм, созданный по роману “Из мира мертвых” популярных французских писателей Пьера Буало и Тома Нарсежака, привлекает, кроме режиссуры, актерскими работами, в первую очередь – великолепной парой Стюарт-Новак.

“Необычно обычный” – так называли в тридцатые годы Джеймса Стюарта (1908-1997), высокого, худого шатена с серыми глазами и застенчивой улыбкой. Он создал в кино образ рядового американца: симпатичного, наивного, честного человека, которого стремятся использовать в своих интересах богатые и власть имущие. Он дебютировал на экране в 1935 году в роли полицейского репортера в фильме “Специалист по убийствам” (“The Murder Man”). Стюарту потребовалось пять лет и пятнадцать фильмов, чтобы добиться настоящего успеха. Он пришел к нему после исполнения ролей в фильмах Фрэнка Капры “Этого вам с собой не унести” (“You Can’t Take It with You”, 1938), “Мистер Смит едет в Вашингтон” (“Mr. Smith Goes to Washington”, 1939), “Жизнь чудесна” (“It’s a Wonderful Life”, 1946). Стюарт варьировал свой имидж в разных жанрах: мелодраме “Созданные друг для друга” (“Made for Each Other”, 1939), вестерне “Дестри снова в седле” (“Destry Rides Again”, 1939), комедии “Не время шутить” (“No Time for Comedy”, 1940). В годы войны Стюарт стал первой кинозвездой, ушедшей добровольцем в армию. Поскольку Джеймс умел управлять самолетом (у него был собственный), его зачислили в военно-воздушные силы, где он к сентябрю 1945 года стал полковником. После войны, оставаясь в резерве, актер дослужился до чина бригадного генерала. С конца сороковых Джеймс начал отходить от привычного образа, пробуя себя в разных амплуа, в том числе и в ролях отрицательных героев, например, циничного репортера в “Звоните Нортсайд 777” (“Call Northside 777”, 1948) и пьяницы в “Гарви” (“Harvey”, 1950). За роль адвоката на процессе армейского офицера в “Анатомии убийства” (“Anatomy of a Murder”, 1959) он получил премию Венецианского МКФ. После своего первого фильма Стюарт решил сохранить шляпу, в которой играл роль репортера, и с тех пор он собирал шляпы всех своих персонажей, а в шестидесятые годы большую часть ролей играл в одной и той же обуви. Он дважды получал премию “Оскар”: в 1940 году за фильм “Филадельфийская история” и в 1985 году – за вклад в развитие киноискусства.

Все подробности – на сайте musicboxtheatre.com.

Центр кино имени Джина Сискеля: “Film Center from Your Sofa”

Центр кино пока предлагает только онлайн-показы. Вот один из фильмов. “Мой друг Зигмунд Фрейд” (английское название ближе к оригиналу – “The Tobacconist”, Австрия-Германия, 2018, 117 мин., на немецком языке с английскими субтитрами). Режиссер – Николаус Лейтнер. В ролях: Симон Морзе, Бруно Ганц, Йоханнес Криш, Эмма Дрогунова, Давид Альтман. Действие картины, основанной на романе Роберта Зиталера, происходит в Вене в годы фашистской оккупации. Семнадцатилетний Франц (Симон Морзе) приехал в столицу из маленького австрийского городка. Он работает в табачной лавке, постоянным клиентом которой является не кто иной, как создатель психоанализа, “великий и ужасный” Зигмунд Фрейд (одна из последних ролей блистательного немецкого актера Бруно Ганца). Когда Франц влюбляется в танцовщицу мюзик-холла Анеску (Эмма Дрогунова), за советами, как ухаживать и что делать, он обращается к доктору Фрейду. На пороге война, а у наших героев совсем другие проблемы. Пока – другие… Все подробности – на сайте www.siskelfilmcenter.org.

The Facets Cinémathèque представляет…

В рубрике “Facets Virtual Cinema” Чикагская синематека также предлагает фильмы в режиме онлайн. Цена билета – $10. Половина вырученных средств идет на поддержку Синематеки. Вот лишь две картины.

Бунгало” (“Bungalow”, Германия, 2002, 85 мин., на немецком языке с английскими субтитрами). Режиссер – Ульрих Келер. В ролях: Ленни Бурмейстер. История немецкого солдата Пауля (Ленни Бурмейстер), самовольно возвратившегося в родительский дом. С ним рассталась девушка, отношения с братом не складываются, а тут еще возникает угроза ареста – армейские начальники обвиняют его в дезертирстве… Говоря о режиссерском дебюте в большом кино Ульриха Келера, критики пишут о редком сочетании антивоенной направленности картины с темами одиночества и некоммуникабельности. Награда: Премия за лучшую мужскую роль (Л.Бурмейстер) Ассоциации критиков Германии. Фильм доступен для просмотра до 16 июля.

Бегун” (“Runner”, США, 2019, 88 мин.). Режиссер – Билл Галлахер. Когда ему было восемь лет, он бежал из плена в раздираемом войной Судане и как беженец попал в США. Он посещает школу в Нью-Гемпшире и все свободное время посвящает бегу. Его успехи впечатляют учителей. Он легко побеждает всех конкурентов и становится главной сенсацией во время отборочных соревнований на Олимпийские игры 2012 года. Его имя – Гуор Мариал. Он отказывается выступать под флагом Судана, заявляя, что его родина – Южный Судан. Вот только это государство не признано Международным олимпийским комитетом… “Бегун” – увлекательная документальная драма о триумфальном пути Мариала от обычного беженца до всемирно известного спортсмена… Все подробности – на сайте www.facets.org.

Приятного просмотра!