“Century 12 Evanston”: Метрополитен-опера в кино
(1715 Maple Avenue, Evanston, IL 60201)
Есть в пригороде Чикаго Эванстоне уютный кинотеатр с названием города и цифрой 12 (по числу залов) – “Century 12 Evanston”. Кинотеатр этот интересен тем, что в нем, кроме новинок проката, демонстрируются оперные спектакли Метрополитен-оперы, балеты Большого театра, драматические спектакли Лондонского Национального театра и других английских (и не только) театров… Посмотрим на февральскую афишу кинотеатра. В ней, как всегда, немало интересного. Продолжаются показы спектаклей тринадцатого сезона серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). После блестящего “Воццека” А.Берга в живописной и образной интерпретации Уильяма Кентриджа возвращаемся к бессмертной классике.
1 февраля 2020 года, 11.55 am; 5 февраля, 6.30 pm. “Порги и Бесс” Дж.Гершвина. Совместная постановка МЕТ, Голландской оперы и Английской национальной оперы. Дирижер – Дэвид Робертсон. Режиссер – Джеймс Робинсон. В главных партиях: Порги – Эрик Оуэнс, Бесс – Энджел Блу, Клара – Голда Шульц, Мария – Деннис Грейвс. Одна из главных американских опер идет в МЕТ после почти тридцатилетнего перерыва. Мировая премьера постановки состоялась в Лондоне в 2018 году. После премьеры газета Guardian написала: “Если вы собираетесь ставить оперу Гершвина, перед вами пример, как это делать”. В партии Порги – один из лучших бас-баритонов современной оперной сцены, двукратный лауреат премии “Грэмми” Эрик Оуэнс. Мы часто слышим его в Лирик-опере. Последний раз он появлялся на чикагской сцене 23 марта на концерте, посвященном двадцатипятилетию со дня дебюта Рене Флеминг на главной оперной сцене Чикаго. И, конечно, без него невозможен цикл “Кольцо нибелунга” Р.Вагнера в Лирик-опере. Он – непревзойденный Вотан в новой постановке Дэвида Паунтни. Напомню, “Гибель богов” и тетралогия целиком с участием Эрика Оуэнса – в программе Лирик-оперы на апрель-май 2020 года.
29 февраля 2020 года, 11.55 am; 4 марта, 6.30 pm. “Агриппина” Г.Ф.Генделя. Постановка сделана для Королевского театра Ла Монне (Брюссель). Премьера МЕТ. Дирижер – Гарри Бикет. Режиссер – сэр Дэвид Маквикар. В главных партиях: Агриппина – Джойс Ди Донато, Нерон – Кейт Линдси, Поппея – Бренда Рей, Отон – Йестин Дейвис. Единственная барочная опера в новом сезоне МЕТ с неподражаемой Джойс Ди Донато в главной партии рассказывает об интригах и непристойностях, царивших в Древнем Риме. Постановка сэра Дэвида Маквикара переосмысливает действие этой черной комедии о злоупотреблении властью и показывает, как актуально звучит она в настоящее время.
Подробная информация и адреса участвующих в показах кинотеатров – на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas/.
“Century 12 Evanston”: Большой театр России в кино
(Bolshoi Ballet In Cinema: Direct from Moscow)
От оперы – к балету. Шестой сезон показов лучших балетных спектаклей Большого театра России в кино тоже продолжается вечной классикой.
“Лебединое озеро” (“Swan Lake“) П.Чайковского. Хореография – Юрий Григорович. Дирижер – Павел Сорокин. Имена солистов пока неизвестны. В июне 2020 года после шестнадцатилетнего перерыва прославленная балетная труппа легендарного Большого театра снова приезжает на гастроли в Чикаго. Мы увидим как раз именно этот балет Чайковского в хореографии многолетнего главного балетмейстера Большого театра (он занимал этот пост с 1964 по 1995 годы) Юрия Григоровича на основе версий Петипа, Иванова и Горского. Премьера балета состоялась в 1969 году. Последнюю редакцию Юрий Николаевич сделал в 2001 году. Чикаго – единственная на Среднем Западе остановка балетной труппы Большого театра во время американского турне. Гастроли пройдут в рамках Международной балетной программы Auditorium Theatre (International Dance Series). Но тем, кому не терпится посмотреть балет, можно это сделать 23 февраля в 11.55 am.
Адреса участвующих в показах кинотеатров – на сайте www.fathomevents.com/events/bolshoi1920-swan-lake.
“Century 12 Evanston”: National Theatre Live
Обзор кинотрансляций закончим драматическим театром. Здесь впереди планеты всей – Лондонский Национальный театр. Триумфальный успех имел спектакль Сэма Мендеса (главного претендента на премию “Оскар”-2020 за военную драму “1917”) “Трилогия братьев Леман” (“The Lehman Trilogy”, 2019) с великолепным актерским трио: Саймон Расселл Бил, Адам Годли, Бен Майлз. Новая премьера театра – и снова новая версия бессмертной классики.
“Сирано Де Бержерак” (“Cyrano De Bergerac“, 2019, 170 мин.) Э.Ростана. Режиссер – Джейми Ллойд. В главных ролях: Джеймс Макэвой и Анита-Джой Увадже.
Историки утверждают, что французский поэт Савиньен де Сирано де Бержерак имел мало общего с героем пьесы Ростана, однако в литературе он остался именно благодаря ей. И не только в литературе. Выражения Сирано разошлись на цитаты, а его длинный нос, как шпаги мушкетеров или копье Дон Кихота, стал “именем нарицательным”.
Премьера спектакля по пьесе Эдмона Ростана состоялась в 1897 году (год написания пьесы) в парижском Театре Порт-Сен-Мартен. Казалось бы, Сирано – одна из самых благодатных ролей мирового театра, подарок для любого актера! Но несмотря на сценичность и кинематографичность текста, режиссеры не бросились ставить и экранизировать пьесу Ростана. Наверно, смущал длинный стихотворный текст (пять действий в стихах) и отсутствие новых форм, к которым стремились театры. Вроде бы негде экспериментировать… Классическими считаются постановки лондонского театра “Олд Вик” и театра Сары Бернар. В советском театре роль Сирано играли Рубен Симонов, Юрий Любимов, Михаил Козаков. Из недавнего прошлого я вспоминаю постановки в московских театрах: Театре имени Станиславского (1980 год, режиссер – Б.Морозов) с С.Шакуровым (Сирано), А.Балтер (Роксана) и Э.Виторганом (Кристиан), Малом театре (1983 год, режиссер – Р.Капланян) с Ю.Соломиным, театре “Сатирикон” (1992 год, режиссер – Л.Трушкин) с К.Райкиным, Театре имени Вахтангова (2001 год, режиссер – В.Мирзоев) с М.Сухановым, Театре имени Моссовета (2001 год, режиссер – П.Хомский) с А.Домогаровым, антрепризный спектакль с С.Безруковым и Е.Боярской (2008 год, в рамках американского турне эту постановку мы видели в Чикаго), французский фильм Ж.-П.Раппно (1990 год) с Жераром Депардье в роли Сирано, версию Чикагского шекспировского театра (сезон 2013-14 годов). Последний раз “Сирано…” я видел как раз в кинотеатре в Эванстоне год назад. Версия Дени Подалидеса и Комеди-Франсез – дома Мольера, театра-хранителя традиций – была подчеркнуто традиционной. Костюмы эпохи Ростана известного дизайнера Кристиана Лакруа, неизменный длинный нос Сирано – все как полагается. А вот лондонский вариант Джейми Ллойда обещает быть радикальным. Пустая сцена, современные костюмы без шпаг и плащей, остроумный Сирано без приделанного носа, а вместо придворных разговоров – рэп-баттлы. Новый перевод пьесы сделан британским драматургом Мартином Кримпом. Ну и, конечно, интерес представляет Джеймс Макэвой в роли Сирано. Характер главного героя режиссер описывает, как “панцирь из эксгибиционизма, агрессии и остроумия, который явно маскирует глубоко болезненное одиночество”. 20 февраля, 7.00 pm.
Подробная информация о предстоящих показах, а также адреса участвующих в показах кинотеатров – на сайте ntlive.nationaltheatre.org.uk/.
Приятного просмотра!