
Music Box: “Mud, Blood, & Marinara: Spaghetti Westerns”
(3733 N Southport Ave, Chicago, IL 60613)
В старейшем чикагском кинотеатре Music Box демонстрируется серия фильмов под общим названием “Грязь, кровь и маринара: спагетти-вестерны” (“Mud, Blood, & Marinara: Spaghetti Westerns”).
С 19 февраля. “Сдавайся и расплатись” (“The Big Gundown”, 1967, Италия-Испания, 99 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Серджо Соллима. В ролях: Ли Ван Клиф, Томас Милиан, Уолтер Барнс. Центральный фильм в жанре спагетти-вестернов. В отличие от обычных вестернов, большая часть этой картины посвящена поискам отвратительного преступника. Поиски становятся исследованием того, как мы воспринимаем преступность и как человек выносит суждение о других людях. В фильме звучит музыка Эннио Морриконе.
С 26 февраля. “Великое молчание” (“The Great Silence”, Италия-Франция, 1968, 105 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Серджо Корбуччи. В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Клаус Кински. Франк Вольф.
Зима 1899 года. Снежная метель засыпала почти всю Америку. В стране процветают грабеж и убийства. Вершителем судеб становится неуравновешенный убийца по имени Локо (от испанского “loco” — “псих”). Только один человек в состоянии остановить его — стрелок по прозвищу Молчун. Знаменитый спагетти-вестерн, музыку к которому также написал Эннио Морриконе. Настоящим удовольствием станет для вас неожиданный дуэт Трентиньян-Кински. Если Кински не привыкать играть психов, то интеллектуал Жан-Луи впервые взялся за роль благородного ковбоя, ищущего справедливости. Его условием было молчание — актер согласился на участие в картине, взяв обещание с Корбуччи не произнести в ней ни слова. Режиссер свое обещание сдержал…
С 5 марта. “Однажды на Диком Западе” (“Once Upon a Time in the West”, Италия, 1968, 166 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). Режиссер — Серджо Леоне. В ролях: Чарльз Бронсон, Генри Фонда, Джейсон Робардс, Клаудия Кардинале, Габриэле Ферцетти, Франк Вольф, Паоло Стоппа.
Эпический вестерн до сих пор остается одним из величайших фильмов всех времен. Генри Фонда играет Фрэнка — безжалостного убийцу-психопата, который не испытывает угрызений совести даже после уничтожения всей семьи миссис Макбейн (Клаудия Кардинале). Но справедливость должна быть — хотя бы в кино! Одиночка (Чарльз Бронсон), который никогда не забудет, как жестоко пытали его брата, объединяется с человеком (Джейсон Робардс), несправедливо обвиненным в убийстве семьи миссис Макбейн, чтобы раз и навсегда положить конец террору Фрэнка. В написании сценария участвовали Дарио Ардженто и Бернардо Бертолуччи.
Серия фильмов с классическими вестернами — прекрасный повод поговорить о них. Лучше всего о вестернах высказался признанный классик мирового кино Жан-Люк Годар, назвав их “самым кинематографичным из всех возможных жанров кино”. Фильмы-вестерны — это фильмы о ковбоях, индейцах и прочих обитателях Дикого Запада. В семидесятые годы XIX века, когда американская экономика начала бурно развиваться, залечивая раны Гражданской войны, ковбои из южных штатов проделали долгий путь в тысячи миль из Техаса в Калифорнию. Тогда-то и получил популярность образ волка-одиночки, живущего на окраине цивилизации, не владеющего ничем, кроме коня, револьвера и собственных представлений о жизненных ценностях. Сюжеты о противоборстве белых и индейцев стали основой множества дешевых романов, которые продавались на ярмарках в каждой деревушке. Тогда же началась романтизация образов бандитов с Дикого Запада. Реально существовавшие Джесси Джеймс, Билли Кид, Дикий Билл Хикок стараниями журналистов и писателей превращались в современных Робин Гудов. С годами из подобных историй, газетных статей, дешевых книжонок и театральных постановок сложился своего рода кодекс жанра, который потом распространился и на кинематограф. Действие вестерна всегда происходит на границе, разделяющей цивилизацию и варварство. В вестерне все просто: на одной стороне — закон, порядок, общество; на другой — бандиты и дикие индейцы. Временные рамки тоже ограничены. Это, в основном, 1860-1890 годы — время освоения Дикого Запада. Символом этого освоения стала железная дорога, которая связала побережья двух океанов. Кроме того, в 1890 году произошла последняя решающая битва между армией США и индейцами, которая положила конец организованному сопротивлению краснокожих. Географические рамки вестерна простираются к западу от Миссисипи, к северу от Рио-Гранде, там, за мексиканской границей… К рождению вестерна причастен “пионер” американского кинематографа Дэвид Гриффит. Именно с его легкой руки вестерн прописался в Голливуде, откуда и начал завоевывать мир. За период с 1908 по 1913 годы Гриффит создал семьдесят четыре (!) вестерна и на многие годы определил каноны жанра. Казалось бы, так просто: “крутые” парни в белых шляпах и плохие парни в черных, дилижансы, бизоны, набеги индейцев, шерифы, бандиты, лассо, кольты, погони и перестрелки на фоне величественных скал и каньонов — обязательный ”джентльменский” и очень неполиткорректный набор классического вестерна. По этим правилам работали и первые голливудские режиссеры фильмов-вестернов в первом десятилетии XX века, и самые значительные мастера этого жанра в тридцатых-сороковых годах (Джон Форд, Энтони Манн, главный ковбой мирового кино Джон Уэйн). К началу шестидесятых годов все уверенно отмечали смерть жанра. В Америке в период с 1950 по 1963 годы доля вестернов в общем объеме снятых фильмов упала с 34% до 9%. Но неожиданно вестерн обрел второе дыхание в Европе. Европейские кинематографисты наладили собственное производство вестернов, поскольку снимать их оказалось гораздо дешевле, чем закупать в Голливуде. Вначале это было всего лишь копирование американских вестернов категории “B”, за что эти фильмы и получили название “спагетти-вестерны”. Одним из самых популярных фильмов этого жанра стала картина немецкого режиссера Гарольда Райнля “Сокровища Серебряного озера” (“Treasure of Silver Lake”, 1965) по роману Карла Мэя с американским актером Лексом Боркером в главной роли. Но наибольшую популярность вестерны приобрели в Италии. Там создали нового героя, который оставался волком-одиночкой, но при этом ему было совершенно наплевать на закон, порядок, власть и мораль. Единственной движущей силой этого “человека без имени” была жажда наживы. Первое время вестернам не хватало настоящего режиссера, который бы своими фильмами убрал унизительную добавку “спагетти” в названии нового для Европы жанра. И такой режиссер появился. В 1964 году вышел фильм Серджо Леоне “За пригоршню долларов” (“A Fistful of Dollars”) — первая часть “долларовой” трилогии, изменившей представление о вестернах. Многие из приемов Леоне тут же стали классическими: выверенные композиции кадров, неожиданные ракурсы, крупные планы, остроумные детали, паузы в кульминационные моменты действия. Лента вызвала бесчисленные подражания, Леоне вошел в число крупнейших режиссеров мирового кино, а открытый им американский актер Клинт Иствуд исполнил роль своей жизни. Кстати, фильм Квентина Тарантино “Джанго освобожденный” (“Django Unchained”, США, 2012) — стилизация на тему картины Серджо Корбуччи “Джанго” (“Django”, 1966). В том давнем итальянском “спагетти-вестерне” герой-одиночка (эту роль исполнил Франко Неро) возит за собой гроб, в котором спрятан пулемет. Спустя без малого полвека “великий и ужасный” Квентин решил сделать “спагетти-вестерн” наоборот. С помощью своего наставника — охотника за головами по кличке “Дантист” (Кристоф Вальц) — беглый раб (Джейми Фокс) делает все возможное и невозможное, чтобы спасти жену от жестокого плантатора Миссисипи… В общем, вестерны и сегодня продолжают снимать, о них продолжают говорить и спорить, а это значит, что жанр скорее жив, чем мертв.
Приятного просмотра!
Оставьте первый комментарий