Кинообозрение

Кадр из фильма “Зной”
Кадр из фильма “Зной”

Киноцентр имени Джина Сискеля: “Entrances & Exits”
“Не просто красота, а одухотворение”

Последняя неделя программы Киноцентра “Entrances & Exits” представляет творчество замечательного украинского режиссера Ларисы Шепитько. Она родилась в донбасском городе Артемовске, некоторое время жила во Львове, десятый класс заканчивала в Киеве. В шестнадцать рисовала, сочиняла стихи, увлекалась классической музыкой, но, попав однажды на Киевскую киностудию, “заболела” кино. На вступительных экзаменах волновалась страшно — мастерскую набирал сам великий Довженко! Александр Петрович скажет потом: “В облике Шепитько я вижу всю красоту Украины”. Ее красота поражала. Лайза Минелли говорила о ней: “Я знакома с самой красивой женщиной в Европе”. Элем Климов познакомился с ней в 1958 году во ВГИКе. Он рассказывал: “Я сразу легкомысленно попытался за ней приударить, но был немедленно отшит. К этим вещам Лариса относилась серьезно”. Они встретились вновь, когда Шепитько на только что образованной киностудии “Киргизфильм” снимала свою дипломную работу по повести Чингиза Айтматова “Верблюжий глаз”. Съемки проходили на границе с Казахстаном в полупустыне Анархай. Дневная жара достигала сорока пяти градусов. Во время работы над фильмом Шепитько заболела желтухой, и на съемочную площадку, бывало, ее приносили на носилках. Картину закончить ей помогал Элем Климов. Он же придумал фильму окончательное название.

29 августа, 6.00 pm. “Зной” (“Heat”, СССР, 1963, 75 мин., на русском языке с английскими субтитрами). В ролях: Болотбек Шамшиев, Нурмухан Жантурин.

Пересматривая картину сегодня, даже не верится, что она снята молодой женщиной — настолько история семнадцатилетнего мальчика Кемаля, со всем своим юношеским максимализмом и непосредственностью бунтующего против самодурской власти бригадира Абакира, лишена всякого сентиментализма и даже лиризма… Награда: Премия ФИПРЕССИ на МКФ в Карловых Варах (1963 год).

…Они были необыкновенно красивой и неразлучной парой: Лариса и Элем. Конечно, став соавтором первого фильма в жизни Шепитько, Климов не мог предположить, что ему суждено будет ставить и фильм “Прощание с Матерой”, ставший в ее жизни последним. Безжалостная сила и жестокая ирония судьбы! Но это будет еще впереди, а пока они молоды и веселы. Между “Зноем” и “Прощанием” — съемки, поездки, друзья, встречи со зрителями, муки творчества и моменты подлинного вдохновения… — одним словом, яркая жизнь двух талантливых людей. А еще — цензура и невозможность снять то, что задумано. Всю жизнь они боролись за свободу творчества. Вот лишь некоторые моменты из истории взаимоотношений Художника и власти.

“Крылья” (“Wings”, 1966) — история матери Шепитько и (на ее примере) история людей ее поколения. Фильму досталось от “прогрессивной” советской критики. Еще бы! Ведь “Крылья” для советского зрителя стали драмой некоммуникабельности, нашим ответом Микеланджело Антониони. Только в отличие от великого итальянца корни драмы под названием “Отчуждение” идут от воспоминаний о Великой отечественной.

“Родина электричества” (“Homeland of Electricity”, 1967-1987). Фильм, созданный по рассказу Андрея Платонова, представляет собой нехитрую историю о том, как присланный в село электрик делает насос и снабжает водой колхозные поля. Почти соцреализм, правда? А еще — высохшая киргизская степь, в которой призраками казались высохшие от голода герои… Эта картина должна была войти в альманах “Начало неведомого века” и объединял, кроме ленты Шепитько, еще три картины: “Мотря” Генриха Габая по рассказу К.Паустовского, “Ангел” Андрея Смирнова по Юрию Олеше и “Измена” Элема Климова по рассказу Исаака Бабеля. В итоге на экраны вышла только “Мотря” (1969). Идею Климова запретили еще до всяких съемок, а фильмы Шепитько и Смирнова чиновники из Госкино объявили “идейно порочными” и приказали сжечь. К счастью, мир не без добрых людей. В ночь перед “костром” друг Климова и Шепитько, прекрасный оператор Павел Лебешев уговорил работниц “Мосфильма” отпечатать с опальных картин по одной подпольной копии. Монтажеры, рискуя потерять работу, двадцать (!) лет прятали у себя в монтажной коробки с пленками. Так “Родина электричества” и “Ангел” долежали до перестройки. В 1987 году фильмы были восстановлены и выпущены на экраны.

Шепитько хотела снимать “Белорусский вокзал”, но затея заглохла уже на этапе сценария. Впрочем, если бы она сделала этот фильм, возможно, его ждала бы судьба “Родины электричества”.

Сценарий следующего фильма “Ты и я” (1971) Шепитько написала вместе с Геннадием Шпаликовым за одиннадцать дней (!). В этой картине режиссер хотела снимать Владимира Высоцкого и Беллу Ахмадулину. С такой компанией фильм несомненно будет “подрывать устои”. Так или примерно так думали чиновники от искусства и были по-своему правы. От такой группы “правильного” фильма ожидать не приходилось. Идея с Высоцким и Ахмадулиной, конечно, была обречена. Получив отказ за день до начала съемок, режиссер бросилась уговаривать Юрия Визбора и Аллу Демидову. Они сыграли в этой картине одни из лучших своих ролей, однако фильм вышел на экраны в настолько изуродованном цензурой виде, что можно лишь догадываться о первоначальном замысле режиссера.

29 августа, 8.00 pm. “Восхождение” (“The Ascent”, СССР, 1977, 111 мин., на русском и немецком языках с английскими субтитрами). В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Сергей Яковлев, Людмила Полякова, Анатолий Солоницын.

Экранизация повести Василя Быкова “Сотников” далась Ларисе Шепитько неимоверно тяжело. Натуру к картине снимали в Муроме. Зима выдалась суровая, минус тридцать. (Шепитько не везло с погодой: то жара небывалая, то холод дикий.) В кадре можно увидеть актеров с белыми пятнами на лицах — признаками обморожения. После съемок и ее, полуобмороженного режиссера, на руках приносили в гостиницу. Монтаж картины проходил в Москве. Все понимали, что “Восхождение” не примут чиновники от Госкино. Поэтому съемочная группа решила показать этот фильм Первому секретарю ЦК компартии Белоруссии Петру Машерову — фронтовику, партизану. Во время войны фашисты казнили его мать, и книга земляка Быкова произвела сильное впечатление на Петра Мироновича. Климов вспоминал: “Прямо из мосфильмовской лаборатории, еще мокрую, мы привезли картину в Минск… Когда в зале зажегся свет, Машеров поднялся. О “Восхождении” мы потом много читали хороших слов, но так искренне, глубоко и с болью в сердце, пожалуй, не сказал больше никто. Когда мы вернулись, то уже вся Москва знала, что глава Белоруссии в восторге от нового фильма Ларисы. Фильм был принят Госкино без единого замечания”.

Для двадцатипятилетнего Бориса Плотникова роль Сотникова стала первой серьезной работой в кино, а его партнер Владимир Гостюхин до того, как сыграть предателя Рыбака, работал мебельщиком в театре Советской Армии. В фильме Шепитько они сыграли, наверно, лучшие свои роли. Роль следователя прекрасно исполнил Анатолий Солоницын. В фильме звучит музыка Альфреда Шнитке. Награда: главный приз “Золотой медведь” и премия ФИПРЕССИ на XXVII МКФ в Берлине (1977 год).

Фильм “Прощание” (“Farewell to Matyora”, 1981) Ларисе Шепитько посоветовал снимать Элем Климов и до конца жизни не простил себе этого. К съемкам фильма по мотивам повести Валентина Распутина “Прощание с Матерой” Шепитько приступила в 1979 году. На Валдае, на озере Селигер она успела снять только один план — Древо Жизни, которым начинается и заканчивается картина. Шепитько возвращалась в Москву, чтобы проявить отснятый материал. 2 июля 1979 года на сто восемьдесят седьмом километре Ленинградского шоссе микроавтобус киногруппы на полном ходу врезался во встречный “КамАЗ”. Все погибли. Элем Климов остался с шестилетним сыном Антоном. Через неделю после похорон Климов продолжил съемки фильма, оставив в названии только одно слово — “Прощание”. А потом Климов снял документальный фильм “Лариса” (“Larissa”, СССР, 1980). Из интервью Климова: “Лариса Шепитько была наградой в моей жизни… Когда я делал фильм про нее, то, естественно, пересматривал все материалы: кино и фото. Обычно человек с возрастом стареет и “хужеет”, а женщина — тем более. А она с возрастом становилась все прекраснее, все красивее. Это — духовная красота. Не просто красота, а одухотворение”.

Информация и билеты — на сайте www.siskelfilmcenter.org.