Кинообозрение

Кадр из фильма “Суперзвезда”
Кадр из фильма “Суперзвезда”

Центр кино имени Джина Сискеля: “France”
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)

С 14 января только в Центре кино имени Джина Сискеля демонстрируется новая работа классика французского и мирового кино Бруно Дюмона “Суперзвезда” (русское название – для российского проката, “France”, Франция — Италия — Германия — Бельгия, 2021, 134 мин., на французском языке с английскими субтитрами). В ролях: Леа Сейду, Бланш Гарден, Бенжамин Биолэй, Эмануэле Ариоли.

Франс де Мер (блестящая работа Леа Сейду) – имя главной героини картины, знаменитой журналистки, задающей в первой сцене неприятный вопрос президенту Макрону. Рабочий день Франс расписан по минутам. Она снимает репортажи из горячих точек, ведет прямые эфиры, участвует в светских приемах и не забывает про сына. Однажды утром она подвозит его в школу, и вот тут случается одно происшествие (обойдусь без спойлеров), которое накладывает отпечаток на всю последующую жизнь Франс. Фильм начинается как сатира на современные СМИ и социальные сети, но в дальнейшем вырастает в философскую притчу о тотальной деградации современного общества. Никто никому не сопереживает. Никто никого не слушает. Никто никому не верит. Тотальная ложь и пустота. Как часто бывает в таких случаях, оригинальное название лучше придуманного прокатчиками. Имя героини рифмуется с названием страны, и все рефлексии, фобии, поступки Франс можно транспонировать на Францию. Кинокритик Зинаида Пронченко в журнале “Искусство кино” пишет: “Франс де Мер, не сыскать имени с фамилией, прямее и толще намекавшей бы нам, зрителям, на конец света. Де Мер – зависит от того, кто произносит, от его акцента – эмигранта или коренного, в пятом колене гражданина, обозначает либо “пребудет”, либо “сгинет”, либо “о времена, о нравы”… Франция умерла, да здравствует Франция, Франция, оглянись, ты занята самообманом! Безволие, слабоумие, всепоглощающая жалость. К себе. Неслучаен долгий, совсем не лестный для красавицы Сейду план в автомобиле. Когда лицо актрисы превращается постепенно в гримасу – она рыдает сперва от каприза, затем от настоящей боли, камера фиксирует это кафкианское превращение снизу, из-под руля. Он брошен. Франции некуда плыть и некуда грести…”. С Пронченко, включившей фильм в десятку лучших работ 2021 года, солидарны редакции французского журнала Cahier du Cinema и американских The New Yorker и Rolling Stone. А журнал Vanity Fair назвал фильм самым недооцененным в 2021 году. Соглашусь, картина очень тонкая, чувственная, многослойная. Надеюсь, она не останется незамеченной.

Фильм посвящен памяти композитора Кристофа, умершего в первую волну пандемии. Его последнее сочинение – саундтрек к “Суперзвезде”.

Бруно Дюмон – одно из самых известных имен сегодняшнего кинематографа. Он родился во Франции в 1958 году. После учебы на философском факультете и работы преподавателем Бруно посещал курсы режиссеров рекламы, а потом стал снимать коммерческие ролики и документальные фильмы о деятельности крупных частных компаний. Первый же полнометражный фильм Дюмона “Жизнь Иисуса” (“Life of Jesus”, 1997), рассказывавший о жизни подростков в маленьком французском городке, удостоился множества наград, в том числе приза ФИПРЕССИ Чикагского МКФ, а также премии Р.В.Фассбиндера Европейской киноакадемии за “Европейское открытие года”. Начиная со следующего фильма, в каждой своей ленте Дюмон сознательно идет на скандал и добивается поставленной цели. Второй фильм режиссера – “Человечность” (“Humanite”, 1999) – вызвал скандал на 52-м Каннском МКФ в 1999 году. Большинство зрителей и часть критиков дружно освистали фильм, остальные столь же решительно его поддержали. В результате откровенный, радикальный фильм получил из рук президента жюри Дэвида Кроненберга Гран-при и две “Золотые пальмы” актерам за лучшее исполнение женской и мужской ролей (Северин Канель и Эммануэль Шотт).

Скандал сопутствовал и следующему фильму Дюмона “29 пальм” (“29 Palms”, 2003), представленному на 60-м Венецианском МКФ в 2003 году. Фильм в Венеции встретили, как преступление: так яростно на этом фестивале, обычно терпимом к любым странностям, давно никого не освистывали. Зрителей возмутили откровенные любовные сцены картины. Скандал состоялся, да такой, что некоторые журналисты опасались за здоровье председателя жюри, восьмидесятивосьмилетнего Марио Моничелли, а исполнительница главной роли Екатерина Голубева не приехала в Венецию, опасаясь, что ее будут воспринимать как порнозвезду.

В разные годы в Чикаго показывали фильмы Дюмона: “Фландрия” (“Flanders”, 2006, Гран-при на 59-м Каннском МКФ) – философская притча о деградации людей в условиях войны, все роли в картине исполняют непрофессиональные актеры; “Камилла Клодель, 1915” (“Camille Claudel 1915”, 2015) – история взаимоотношений знаменитых французских скульпторов Камиллы Клодель и Огюста Родена с Жюльетт Бинош в главной роли; “Кенкен и инопланетяне” (“Coincoin and the Extra-Humans”, 2018) – абсурдистская комедия о приключениях повзрослевшего Кенкена – героя “Малыша Кенкена” (“P’tit Quinquin”, 2014) – и его друзей. Снова – сельские пейзажи Франции, где возможно все, включая чудеса и пришельцев; “Жаннетт: детство Жанны Д’Арк” (“Jeannette: the Childhood of Joan of Arc”, 2017) – мюзикл о детстве молодой пастушки, будущей Жанны Д’Арк. В картине звучит музыка от барокко до тяжелого металла и рэпа; “Жанна Д’Арк” (“Joan of Arc”, 2019, Специальная премия на 71-м Каннском МКФ) – финальные сцены из жизни Жанны Д’Арк: ее суд и казнь.

“Суперзвезда” – одиннадцатая картина Дюмона. Как обычно, он является и автором сценария, и режиссером, и одним из операторов, и монтажером. Мировая премьера фильма состоялась на 74-м Каннском МКФ 15 июля 2021 года. Из-за коронавируса исполнительница главной роли Леа Сейду не смогла присутствовать на красной дорожке. В прошлом году она снялась в двух фильмах, и обе роли стали заметными событиями. Кроме Франс де Мер, это роль тюремной надзирательницы Симоны в картине Уэса Андерсона “Французский вестник” (“The French Dispatch”). Релиз – компания Kino Lorber. Подробности и билеты – на сайте www.siskelfilmcenter.org/france.

Центр кино имени Джина Сискеля: National Theatre Live

Верхний свет” (“Skylight”, 2014, 180 мин. с одним антрактом) по пьесе Дэвида Хара. Режиссер – Стивен Долдри. В ролях: Кэри Маллиган, Билл Найи, Мэттью Бирд.

Спектакль по этой пьесе был впервые поставлен в Национальном театре в 1995 году. Постановка завоевала премию Лоуренса Оливье за лучший спектакль. Награды: Премия “Тони” и театральная премия газеты “Evening Standard” за лучшее возобновление пьесы. 23 января, 2.00 pm. Подробности и билеты – на сайте www.siskelfilmcenter.org/skylight.

Центр кино имени Джина Сискеля: “50/50 Series”

Жанна Дильман, набережная Коммерс, дом 23, 1080, Брюссель” (“Jeanne Dielman,23 Quai Du Commerce, 1080 Bruxelles”, Бельгия, 1975, 201 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Шанталь Акерман. В ролях: Дельфин Сейриг, Жан Декор, Анри Сторк.

Этот фильм должен был быть в числе любимых у Ларса фон Триера в пору его увлечения “Догмой”. Картина-наблюдение о жизни Жанны Дильман (Дельфин Сейриг) снята как бы скрытой камерой. Длинные планы, короткие диалоги, отсутствие действия… Вот Жанна готовит еду, вот она переходит из кухни в комнату, читает письмо, смотрит телевизор. Она живет с сыном-школьником, присматривает за детьми и… занимается проституцией на дому. Такая вот “обычная” женщина по имени Жанна… 24 января, 6.00 pm. Подробности и билеты – на сайте www.siskelfilmcenter.org/jeanne-dielman-23-quai-du-commerce-1080-bruxelles.

Приятного просмотра!