Кинообозрение

Кадр из фильма “Капитан Волконогов бежал”
Кадр из фильма “Капитан Волконогов бежал”

57th Chicago International Film Festival

На прошлой неделе стала известна полная программа 57-го Чикагского МКФ. В течение следующих нескольких выпусков Кинообозрения я постараюсь рассказать о наиболее интересных фильмах фестиваля. Сегодня – о главной конкурсной программе (International Feature Competition). В ней – тринадцать фильмов, представляющих кинематографистов двадцати четырех стран мира (включая совместные работы). Конкурс сильный. Много картин из программ Каннского и Венецианского МКФ, есть очень титулованные режиссеры и много самых известных актерских имен. Удивляет отсутствие американских фильмов, зато больше, чем обычно, работ европейских студий. С “правом первой ночи” у чикагского фестиваля, как всегда большие проблемы, но тем не менее будут и первые показы. С особым интересом я жду североамериканской премьеры новой картины Натальи Меркуловой и Алексея Чупова “Капитан Волконогов бежал” (“Captain Volkonogov Escaped”, Россия-Эстония-Франция, 2021, 120 мин., на русском языке с английскими субтитрами). В ролях: Юра Борисов, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин, Владимир Епифанцев. 1938 год. Капитан правоохранительных органов (читай – НКВД, хотя эта аббревиатура в фильме не называется) Федор Никодимович Волконогов знает, что его арестуют и уничтожат. В один день он становится преступником, чудом ему удается сбежать до ареста. Ночью он получает сигнал от того, кто уже ТАМ, в аду. Оказывается, чтобы ада избежать, надо получить прощение хотя бы у одной из своих жертв. Волконогов бежит от чекистов, Волконогов бежит за прощением, Волконогов бежит от ада жизни и смерти…. Сами авторы называют свой фильм “постмодернистской притчей” и “мистическим триллером”. Критики высказываются гораздо определенней. Так, Антон Долин назвал картину “мощным высказыванием о Большом терроре”: “Капитан Волконогов бежал” уникален сочетанием кошмарности и легкомысленности, авантюрности и глубины, психологизма и условности… Это беспрецедентно отважный фильм…”. Когда будем смотреть фильм, обратим внимание на костюмы, автор которых – Надежда Васильева, соавтор и жена Алексея Балабанова. Напомню лишь две работы семейно-творческого дуэта Меркулова-Чупов: “Интимные места” (2013) и “Человек, который удивил всех” (2018). Обе картины стали событиями в российском кино. Мировая премьера “Капитана…” состоялась на 78-м Венецианском МКФ в сентябре.

15 октября, 5.15 pm; 22 октября, 3.00 pm, AMC River East, Screen 7. В виртуальном формате фильм доступен в течение семидесяти двух часов, начиная с 20 октября, 6.00 pm, в штатах Иллинойс, Индиана, Айова, Мичиган, Миннесота, Миссури, Висконсин.

Другие фильмы программы приведены в алфавитном порядке.

Закат” (“Sundown”, Мексика, 84 мин., на английском и испанском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Мишель Франко. В ролях: Тим Рот, Шарлотта Генсбур, Иазуа Лариос.

Богатый мужчина по имени Нил (Тим Рот) отдыхает со своей сестрой (Шарлотта Генсбур) и ее детьми на роскошном курорте в Акапулько. Внезапно ему звонят из Лондона и сообщают ужасную новость: умерла его мать. По какой-то причине Нил не улетает на похороны с сестрой и племянниками, а переезжает в другую гостиницу и начинает бродячую жизнь. Он бродит по пляжам, пьет пиво, общается и флиртует с местными жителями… Франко говорит: “Мне понравилась идея о герое-чужестранце, который находится на важном этапе своей жизни и в этот момент приезжает в страну, языка которой он не понимает… Я переживал глубокий внутренний кризис после поездки в Акапулько, где у меня случился серьезный конфликт с группой проходимцев, переодетых в полицейскую форму. Уже после завершения работы я взялся за литературу и увидел связь с “Незнакомцем” Альбера Камю, хоть это и звучит довольно претенциозно”. После прошлогодней драмы “Новый порядок” (“Nuevo Orden”, 2020, Гран-при жюри на 77-м Венецианском МКФ) сценарист и режиссер Мишель Франко превратился в ведущую фигуру современного мексиканского кино. К нему повышенный интерес критиков и зрителей. В этом фильме вместо масштабного полотна Франко погружает нас в камерную историю, полную напряжения, одиночества и видов прекрасного и опасного Акапулько. Кроме звездного дуэта Рот-Генсбур, в картине играет только одна мексиканская актриса – Иазуа Лариос. Всех остальных героев сыграли жители Акапулько. Мировая премьера картины состоялась в сентябре на 78-м Венецианском МКФ. Премьера в США. 19 октября, 5.30 pm; 21 октября, 8.15 pm, AMC River East, Screen 11. Виртуальный формат не предусмотрен.

Память” (“Memoria”, Колумбия, 136 мин., на английском и испанском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Апичатпонг Вирасетакул. В ролях: Тильда Суинтон, Жанна Балибар, Даниэль Хименес Качо, Хуан Пабло Уррего.

Первая англоязычная картина знаменитого тайского режиссера; первая, сделанная за пределами его родной страны, и первая, главную роль в которой играет профессионал – Тильда Суинтон! Она всегда удивительна и неповторима. Здесь она играет женщину, приехавшую из Шотландии в Колумбию, чтобы навестить родственницу. Она мучается странным видом бессонницы, слышит по ночам необычные звуки и хочет понять, откуда они возникают. То ли психологическая драма, то ли фэнтези, то ли детектив, но, судя по трейлеру, все очень красиво и медитативно. Награда: Премия жюри на 74-м Каннском МКФ (2021 год). 18 октября, 7.00 pm, Gene Siskel Film Center; 23 октября, 2.00 pm, AMC River East, Screen 11. Виртуальный формат не предусмотрен.

Париж, 13 округ” (“Paris, 13th District”, Франция, 104 мин., на французском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Жак Одиар. В ролях: Люси Жанг, Ноэми Мерлан, Макита Самба, Дженни Бет.

Легкая мелодрама о трех друзьях — коллегах — любовниках-жителях Парижа. Одиар превращает три коротких графических романа нью-йоркского художника Адриана Томина в беззаботную медитацию на темы романтики, свиданий и сексуальности. Жизни персонажей пересекаются и расходятся, как капризы любви, разливающиеся в непреодолимой гипнотической энергии. Кино о любви и молодости на фоне красот великого города… И хорошее послевкусие не покинет вас… Фильм из конкурсной программы 74-го Каннского МКФ. 16 октября, 58.30 pm; 19 октября, 8.15 pm, AMC River East, Screen 11. В виртуальном формате фильм доступен с 14 октября, 12.00 pm до 24 октября, 11.59 pm в штатах Иллинойс, Индиана, Айова, Мичиган, Миннесота, Миссури, Висконсин.

Сто семь матерей” (другое название – “Цензорка”, “107 Mothers”, Чехия-Словакия-Украина, 93 мин., на русском и украинском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Петер Керекеш. В ролях: Марина Климова, Ирина Кирязева, Любовь Василина.

Леся (Марина Климова) попала в тюрьму и там родила ребенка. Пока она изо всех сил пытается выполнять роль матери, ее надзирательница Ирина (Ирина Кирязева) борется со своим желанием иметь ребенка. Ситуация Леси далеко не уникальна – в женском исправительном учреждении, где она отбывает наказание, многие заключенные беременны, кормят грудью и пытаются вырастить детей… Съемки фильма проходили летом 2019 года в Черноморской исправительной колонии N74 Одесской области. Режиссер из Словакии Петер Керекеш – единственный из участников программы – уже побеждал на Чикагском МКФ. В 2009 году его документальная картина “История кулинарии” (“Cooking History”) стала лауреатом премии “Золотой Хьюго” за лучший документальный фильм. Награда; Премия за лучший сценарий в конкурсе “Горизонты” 78-го Венецианского МКФ (2021 год). Премьера в Северной Америке. 17 октября, 2.30 pm, AMC River East, Screen 9. В виртуальном формате фильм доступен с 14 октября, 12.00 pm до 24 октября, 11.59 pm в штатах Иллинойс, Индиана, Айова, Мичиган, Миннесота, Миссури, Висконсин.

Открыта продажа абонементов. Одиночные билеты поступят в продажу позднее. Все новости о фестивале – в следующих выпусках Кинообозрения и на сайте www.chicagofilmfestival.com.

Приятного просмотра!