Из Америки – в Азию
(Asian Pop-Up Cinema – Season 13)
Перенесемся ненадолго из Америки в Азию. C 15 сентября по 12 октября в Чикаго пройдет Международный кинофестиваль азиатского кино Asian Pop-Up Cinema: Season 13. В программе – тридцать фильмов кинематографистов Китая, Гонконга. Индии, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Канады и США. Главные темы фестиваля этого года – женщины в кино и общественной жизни, истории на гуманитарные темы, боевики и триллеры, в том числе четыре из разряда классики. Картины будут показаны в разных форматах: обычном, виртуальном и drive-in.
Фильм открытия фестиваля – “Подъем” (“Ascension”, США-Китай, 2021, 97 мин). Режиссер – Джессика Кингдон. Документальный фильм о растущем классовом разделении в Китае и о том, почему “китайская мечта” остается для большинства неуловимой фантазией. Картина разделена на короткие сцены – зарисовки из жизни людей разных социальных групп, живущих в современном Китае: от фабричных рабочих до высшего общества.
Интересна биография режиссера картины, американки китайского происхождения (привет, Хлоя Джао) Джессики Кингдон. Ее отец – американский еврей, мать – китаянка. Джессика окончила Колумбийский университет, степень магистра получила в университете Нью-Скул. В интервью кинокритику Олегу Сулькину Джессика рассказала о различиях в менталитете жителей США и Китая: “Мы сталкивались с коллективистской моделью поведения людей в Китае везде, где снимали. Это представляло собой разительный контраст с американской индивидуалистской культурой. Не буду спорить, какая модель лучше, – я просто показываю их различия. Характерно, что люди, которых мы интервьюировали, убежденно и с воодушевлением повторяли мантру о том, что их приоритет в работе – делать все лучше, быстрее, качественней. Я поймала себя на мысли, что гораздо уютней чувствую себя несколько ленивой американкой, у которой есть другие приоритеты в жизни, нежели чем постоянное повышение производительности труда… Может быть, потому, что мы не касались ничего, что впрямую связано с политикой, люди были очень откровенны в общении с нами. Вообще, гостеприимство в Китае было поразительным. Нас везде принимали очень радушно, устраивали роскошные обеды, интересовались жизнью в США. В одном месте менеджер фабрики почему-то не давал нам разрешения снимать. Как оказалось, он опасался, что мы предъявим ему счет. Он считал, что это рекламная съемка, за которую он должен будет заплатить”. Вот еще одна показательная цитата из интервью Кингдон: “Я очень плохо владею языком мандарин (официальный язык Китая). Могу общаться только на самом базовом уровне. Мой младший брат им владеет свободно. Мы снимали в городе Чанша, в провинции Хунань, на фабрике кондиционеров, где работники участвуют в военизированных тренировках. Я неожиданно обнаружила, что именно там, в Чанша, мои семейные корни. Люди в Китае далеко не всегда откровенно рассказывают о родственных связях, что в прошлом бывало чревато неприятными последствиями. Мне очень помог местный историк, познакомивший меня с ныне живущими там моими родственниками и сообщивший важные для меня детали. Мой прапрадед Цзэ Чжэн – известный поэт, родом из Хунани. После революции 1911 года он стал редактором газеты “Чанша дейли”. Я нашла написанную им в 1912 году поэму “Подъем” и использовала ее название для моего фильма”. 15 сентября, 7.00 pm, AMC River East 21 (322 East Illinois, Chicago IL, 60611).
Центральным фильмом программы обещает стать комедийный боевик “Фэйбл 2: Наемный убийца, который не убивает” (“The Fable: The Killer Who Doesn’t Kill”, Япония, 2021). Режиссер – Кан Эгути. В ролях: Дзюнъити Окада, Фумино Кимура, Синъити Цуцуми, Юрина Хиратэ, Масанобу Андо. Продолжение приключений Фэйбла (Дзюнъити Окада) – профессионального наемного убийцы, работающего на якудзу. Начало истории – фильм “Фэйбл”, “Fable”, 2019). Картина будет доступна для онлайн-просмотра в рамках программы фестиваля.
Фильм закрытия фестиваля – триллер “Лимбо” (“Limbo”, Гонконг, 2021). Режиссер – Чинг Поу Сои. В ролях: Гордон Ка-тунг Лам, Мэйсон Ли, Сиа Лю, Ханна Чань. Картина рассказывает о двух полицейских, расследующих жестокие убийства женщин. Премьера фильма состоялась на 71-м Берлинском МКФ в марте 2021 года. Актер Гордон Ка-тунг Лам – лауреат Специального приза за вклад в развитие кинематографа. Пока неизвестно, приедет ли Гордон на фестиваль и будет ли ему лично вручен приз.
Событием обещает стать документальный фильм “Ухань, Ухань” (“Wuhan Wuhan”, 2021) китайско-канадского режиссера Юн Чанга о городе, в котором появился коронавирус. Среди новинок – работы режиссеров-женщин: мелодрама Сэты Нацуки “Парень-диорама и девушка-панорама” (“Georama Boy, Panorama Girl”, Япония) – необычный взгляд на подростковую любовь в современной Японии; драма Кима Ми-Джо “Чайка” (“Gull”, Южная Корея) – волнующая история о женщинах в обществе, где доминируют мужчины; дебютная лента Цао Цзиньлин “Анима” (“Anima”, Китай), исследующая внутреннюю связь между землей и человеком; дебют писательницы Эрики Ли с трагикомедией “Только один день” (“Just 1 Day”, Гонконг), снятой по собственному роману; “Дар огня” (“Gift Of Fire”, 2021) Хироси Куросаки о молодом ученом, помогающем разработать атомную бомбу для Японии (в фильме звучит музыка Нико Мули). Фильмы фестиваля пройдут в кинотеатрах AMC River East 21, The Davis Theater и ChiTown Drive-In. Билеты – на сайте asianpopupcinema.org/13boxoffice.
Фильм на диване
Напоминаю, что в этой “главе” Кинообозрения я рассказываю о фильмах, которые можно посмотреть, сидя-лежа (кому как удобней) на диване. Мой фильм недели – “Бывшая с того света” (“Blithe Spirit”, Великобритания, 2021, 96 мин.). Режиссер – Эдвард Холл. В ролях: Дэн Стивенс, Джуди Денч, Исла Фишер, Лесли Манн.
Британская комедия о знаменитом писателе Чарльзе Кондомайне (Дэн Стивенс), двух его женах (новую играет Исла Фишер, бывшую – Лесли Манн) и эксцентричных героях и героинях, одна из которых – мадам Акарти (Джуди Денч) – обладает способностью вызывать духи умерших… Фильм доступен на платформе Amazon.
Центр кино имени Джина Сискеля: Federico Fellini 100 Tour
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)
В Центре кино продолжается ретроспектива картин великого итальянского режиссера Федерико Феллини (1920–1993). Фильм следующей недели – “Восемь с половиной” (“8½”, Италия-Франция, 1963, 138 мин., на итальянском языке с английскими субтитрами). В ролях: Марчелло Мастрояни, Анук Эме, Сандра Мило, Клаудиа Кардинале. Феллини в каждой своей работе рассказывает о своем мире, о своих страхах, комплексах и рефлексиях. Только герои у него в разных фильмах разные. В этом альтер эго Феллини становится режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастрояни). Он готовится к съемкам фильма, переживая и осмысливая свою жизнь. Кризис в отношениях, разочарование в женщинах, любви, жизни, попытки понять себя и других… В своих мемуарах “Делать фильм” Федерико Феллини писал: “Ложь развивает воображение. Если вы говорите правду, вы потом должны на ней стоять и, значит, никуда не двигаться. В творческом смысле правда – это тупик”. Еще одна цитата из режиссера: “Рассказывать – вот, по-моему, единственная игра, в которую стоит играть”. Рассказывать истории, играя в кино и фантазируя, – любимое занятие и Феллини. Для него кино – ярмарочное представление, балаган, а любой фильм – форма и образ жизни. Феллини был гениальным клоуном, одним из немногих, чьи фильмы никогда не устареют. Режиссеры подражают и будут подражать этому великому Магу и Чародею кино. Возможно, кому-то это удастся лучше других, и тогда про его фильм скажут: “Смотрите, как похоже на Феллини!” Похоже, потому что тайну феллиниевского искусства не дано постичь никому. 11 сентября, 3.00 pm; 14 сентября, 6.30 pm.
Приятного просмотра!