Центр кино имени Джина Сискеля представляет…
(164 North State Street, Chicago, IL 60601)
“Ага” (“Aga”, Болгария, 2018, 93 мин., на якутском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Милко Лазаров. В ролях: Михаил Апросимов, Феодосия Иванова, Сергей Егоров, Галина Тихонова, Афанасий Кайлаев. Болгарский режиссер снимает свой фильм в Якутии – согласитесь, это уже интересно! Фильм, в котором почти нет диалогов, полный нежности, поэзии и любви к героям. А герои – это Седна, Нанук (его имя напомнят синефилам работу Роберта Флаэрти 1922 года “Нанук с севера” (“Nanook of the North”) – немую ленту, сочетающую элементы документального и игрового кино) и их дочь Ага. Родители работают в тундре. Нанук теряет память, здоровье Седны ухудшается, а дочь уезжает на добычу алмазов в карьер под городом Мирный. Казалось бы, будни человека на фоне природы, картина о торжестве человеческого среди безлюдного пространства льда и снега. Милко Лазаров признается в другом. Он хотел сделать фильм о конце человечества, о наступлении Апокалипсиса. На вопрос о месте действия режиссер говорит, что оно – символическое: “Сначала предполагалось снимать фильм в Канаде, в Гренландии. Но в результате единственным доступным местом для съемок оказалась российская Якутия. В частности и потому, что менталитет этих людей очень похож на наш. Они для нас гораздо ближе, чем жители Канады”. Награды: Главные премии на МКФ в Сараево и Тегеране, Приз зрительских симпатий “Золотой ворон” Международного арктического кинофестиваля в Анадыре (все – 2018 год). Премьера фильма состоялась на закрытии Берлинского МКФ в 2018 году. 13-19 сентября.
Фильмы Аббаса Киаростами в Центре кино имени Джина Сискеля
С 6 сентября до 30 октября Центр кино проводит ретроспективу фильмов Аббаса Киаростами. Крупнейшая в истории Северной Америки программа состоит из тридцати двух картин выдающегося иранского кинорежиссера, охватывающих период с 1970 по 2016 годы. В программе: двадцать два полнометражных и короткометражных игровых фильмов, десять – короткометражных документальных. Большинство лент представлены в отреставрированных версиях.
Жан-Люк Годар как-то сказал: “История кино начинается с Гриффита и заканчивается Киаростами”. Фильмы Киаростами перевернули представление об Иране, как об отсталой религиозной стране. Мир увидел нежное, тонкое, поэтическое искусство крупного мастера. Киаростами закончил Школу изящных искусств при Тегеранском университете и начинал работу в качестве дизайнера. В кино он дебютировал в 1977 году в возрасте тридцати семи лет, а еще через несколько лет о нем заговорили как об основоположнике нового направления – “поэтическое кино Ирана”. В ближайших выпусках Кинообозрения я постараюсь рассказать о фильмах Киаростами и особенностях его творческого метода. На следующей неделе Центр кино показывает три фильма режиссера.
“Домашняя работа” (“Homework”, Иран, 1989, 78 мин., на языке фарси с английскими субтитрами). Режиссер говорит, что идея этого фильма родилась из личного опыта – в процессе подготовки домашней работы с сыном. На выполнение заданий уходит много времени, и необходима помощь родителей. Режиссер захотел поближе познакомиться с детьми, их родителями, педагогами, самой школой, чтобы узнать поглубже систему школьного образования. Оказалось, что тень ирано-иракской войны маячит на заднем плане, и школьный день начинается с собрания и воинственных патриотических песнопений. Режиссер общается с детьми, задает вопросы. Как в любом классе, ребята разные: стеснительные и смелые, веселые и хитрые. Знакомясь с ними, у нас возникает чувство непреодолимой пропасти между их невинностью и беспомощностью с одной стороны и мрачной, железной системой, добивающейся от них лишь беспрекословного повиновения. 13 и 16 сентября, 6.00 pm.
“Крупный план” (“Close-Up”, Иран, 1990, 98 мин., на языке фарси с английскими субтитрами). В ролях: Хуссейн Сабзян, Мохсен Махмальбаф, Аболфазл Аханках. Фильм о том, как один самозванец выдавал себя за режиссера Мохсена Махмальбафа и что из этого получилось. Киаростами мастерски играет между воссозданной реальностью и вымыслом. Истина становится хрупкой конструкцией, проскальзывающей между поддающимся проверке фактом и намерением, блефом и фантазией. Все персонажи играют себя в этой многослойной режиссерской саге, к финалу которой у зрителя возникает новое восприятие разворачивающихся событий… 14 сентября, 3.00 pm; 18 сентября, 6.00 pm.
“Первоклассники” (“First Graders”, Иран, 1984, 84 мин., на языке фарси с английскими субтитрами). Снятая скрытой камерой документальная картина об одном дне из жизни первоклассников в обычной школе в Тегеране. Эта работа Киаростами обычно рассматривается критиками как предшественница его последующего обращения к школьной теме в “Домашней работе” (о фильме см.выше). За исключением короткой лирической интерлюдии, включающей поездку на велосипеде по городу, картина разделена на две части: двор с учениками и кабинет директора. Во дворе мальчики выстраиваются в ряд и выполняют гимнастические упражнения. Молодежь не выполняет правила дисциплины, за ней-молодежью сверху наблюдает директор. Учитывая политическую ситуацию того времени, лента иногда интерпретируется как комментарий к авторитарному режиму Ирана, хотя взгляд директора на детей является двойственным, иногда даже восхищенным… 4 сентября, 5.00 pm.
XVI Международный фестиваль фильмов в Чикагском культурном центре
(16th International Summer Screenings Program)
“Бразильцы” (“Brazilians”, Венгрия, 2017, 95 мин., на венгерском языке с английскими субтитрами). Режиссеры – Чаба Кисс и Габор Рохони. В ролях: Франциска Фаркаш, Даниэль Виктор Надь, Эрик Лакатош, Бланка Месарош. Цыгане в деревне Акса долгое время рассматривались как люди второго сорта. Под давлением приходского священника мэр приглашает их принять участие в местном чемпионате по футболу. Команде-победительнице обещана поездка на Чемпионат мира! Не сомневайтесь, что если не в жизни, то в кино футбол точно сможет победить разобщенность и национальную нетерпимость. 25 сентября, 6.30 pm, Chicago Cultural Center, 78 East Washington Street, 2nd Floor, Chicago, IL 60602. После демонстрации фильма состоится его обсуждение. Вход свободный. Полная программа фестиваля – на сайте www.chicagofilmfestival.com.
55-й Чикагский МКФ
Напоминаю, что скоро начнется крупнейший на Среднем Западе и один из старейших в США Чикагский международный кинофестиваль. Пятьдесят пятый смотр достижений мирового кино пройдет с 16 по 27 октября. Вовсю идет продажа абонементов. Одиночные билеты поступят в продажу позднее. Все фильмы фестиваля пройдут в помещении кинотеатра AMC River East 21 Theater по адресу: 322 East Illinois Street, Chicago, IL 60610. Справки по телефону 312-683-0121. Все новости о фестивале – в следующих выпусках Кинообозрения и на сайте www.chicagofilmfestival.com.
Приятного просмотра!