Район будущей Украинской Деревни начал заселяться в конце 19 века первыми эмигрантами из царской России, и к середине 90-х годов в Чикаго проживало уже 5000 этнических русских, поэтому идея создания своей церкви витала в воздухе, но не хватало лидера, способного эту идею воплотить. В 1895 году в Чикаго прибыл из Санкт-Петербурга молодой священник Иван Кочуров. Он энергично принялся за дело. Для начала ему удалось получить $4000 из России от Священного Синода и лично царя Николая II, а затем, удачно развернутая кампания по поиску спонсоров среди состоятельных чикагцев принесла недостающие деньги, которых хватило с лихвой даже на то, чтобы пригласить для создания проекта одного из самых знаменитых американских архитекторов Луи Салливана. Удачному поиску спонсоров способствовала всемирная Колумбийская экспозиция, проходившая в Чикаго в 1893 году, на которой демонстрировалась модель русской православной церкви. Красота и изящество модели привлекли внимание многих горожан, незнакомых с русским зодчеством. К началу 20 века Луи Салливан уже был весьма известен не только как создатель небоскребов, но и как проектировщик религиозных храмов – католических и протестантских церквей, синагог. Однако православная церковь была для него внове, и он с интересом принялся за работу. После изучения большого количества материалов за основу дизайна Салливан принял небольшую деревянную церковь в сибирской деревне Татарская.
Таким образом в 1903 году в Чикаго была открыта первая русская церковь Holy Trinity Orthodox Cathedral (Православная Церковь Святой Троицы). Освящал церковь отец Тихон Северо-Американской миссии Русской Православной церкви.
С тех пор прошло более ста лет, многое изменилось и в жизни города, и в жизни местной русской общины. Давно забыли о своих корнях иные правнуки первых российских эмигрантов 19 века, рассеялись по стране потомки русских казаков, после революции осевших в Чикаго, но церковь продолжает служить людям православной веры.
Большая часть паствы является новообращенной, и священники русского языка не знают – службы проходят на английском. Однако русский дух из церкви не выветрился. Он в характерных иконах русской школы иконописи, в надписях на русском языке, в характерных православных хоругвях и крестах. Большинство икон, конечно, не слишком старые – 19 век, однако есть недавно приобретенная икона Св. Георгия, которой по оценке настоятеля должно быть лет 300. Эту икону церковь получила от некоего загадочного благодетеля, который сначала хотел продать ее церкви, но не получив желаемой суммы, просто оставил и ушел. Ни имени его не известно, ни телефона, ни адреса. Странные случаи происходят…
На этом можно было бы и закончить рассказ о церкви Святой Троицы, однако был в ее истории эпизод, без которого рассказ о церкви будет не полным. И эпизод это преважнейший.
До 2004 года в церкви хранилась Тихвинская икона Божией матери (Одигитрия) — одна из важнейших православных святынь. До 1941 года икона находилась в Тихвине, затем оккупировавшие город немцы отправили ее в Псков, откуда она в 1944 году была вывезена с риском для жизни отцом Иоанном Гарклавсом, который долго странствовал с нею по Европе, пока в 1950 году не смог перебраться в США. Здесь, в Чикаго, икона была помещена в церковь Святой Троицы, где о ней заботился сначала сам Иоанн Гарклавс, а затем его приемный сын Сергий Гарклавс. Иоанн завещал Сергию вернуть икону в Россию, когда власть изменит отношение к религии и восстановит Тихвинский монастырь. Икона была возвращена в 2004 году. Я помню как писала пресса — и российская, и американская — о возвращении святыни. К сожалению, именно тогда я и
узнал о том, что упустил редкий шанс увидеть Тихвинскую икону Божией матери, поскольку до 2004 года о ней вообще ничего не знал.
Ну и под конец, я думаю, стоит дать краткую справку о самой иконе, чтобы мои непосвященные читатели, если таковые найдутся, узнали почему Тихвинская икона Божией матери является одной из главных российских святынь. Создателем иконы по православной традиции принято считать Святого Луку, который написал ее еще при жизни Пресвятой Богородицы. Однако доподлинно известно, что до 1383 года икона хранилась в Константинополе, во Влахернском храме, откуда она неожиданно исчезла.
Однако, согласно летописи, в том же году она возникла перед рыбаками города Тихвин на Ладожском озере. Не спрашивайте меня, как это произошло. За что покупаю, за то и продаю. Вот как это описано сразу на нескольких сайтах.
«В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.
С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.
Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.»
Вот на этом и закончу рассказ о Тихвинской иконе Божией матери.