Goodman Theatre. За год до столетия

О первых спектаклях 99-го сезона

Гарри Ленникс. Фото - Goodman Theatre
Гарри Ленникс. Фото - Goodman Theatre

Девяносто девятый (!) сезон старейшего в Чикаго и одного из старейших в Америке Goodman Theatre открылся спектаклем “Пожнешь бурю” (“Inherit the Wind”) по пьесе Джерома Лоуренса и Роберта Ли в постановке резидента театра Генри Годинеса. В главной дуэли в спектакле сошлись Гарри Ленникс в роли защитника Генри Драммонда и Александр Геминьяни в роли прокурора Мэтью Харрисона Брейди.

Александр Геминьяни. Фото - Goodman Theatre
Александр Геминьяни. Фото — Goodman Theatre

Обладатель трех премий “Тони”, знаменитая пьеса 1955 года, по которой Стенли Крамер в 1960 году снял одноименный фильм, воссоздает детали так называемого “обезьяньего процесса”, когда американский учитель Джон Сноупс из штата Теннесси был осужден за преподавание теории Дарвина. Оказывается, он нарушил акт Батлера, запрещавший преподавание эволюционной теории Дарвина в школах штата. Решением суда Сноупса обязали выплатить штраф в размере ста долларов.

Испугавшись возможной реакции общества, восемь бродвейских продюсеров отказались ставить пьесу в Нью-Йорке. Премьера состоялась в Далласе 10 января 1955 года (продюсер и режиссер — Марго Джонс). На Бродвее спектакль был показан впервые 21 апреля 1955 года.

Многие называют пьесу “Пожнешь бурю” одной из величайших драм XX века. Так считает и Генри Годинес, который называет ее в числе самых любимых. Он говорит: “Пожнешь бурю” — для меня очень значимая пьеса не только потому, что спектакль по ней стал первым профессиональным спектаклем, который я посмотрел, будучи старшеклассником, но и благодаря замечательной своевременности ее тем, отражению текущего момента в истории нашей страны. Это великая американская пьеса, поставить которую для меня — большая честь”. К сожалению, спектакль театра получился хоть и профессионально сделанным, но каким-то пресным, а антимракобесный пафос пьесы — слишком приглаженным. Связь с “текущим моментом в истории нашей страны” понять можно, но актуализировать процесс режиссер не захотел. Некоторые из ярких моментов речей защитника Драммонда он и вовсе выбросил. Почему? Неужели испугался реакции защитников “традиционных ценностей”?..

Рекомендую вам посмотреть фильмы по этой пьесе. В версии Крамера впервые у режиссера появился Спенсер Трейси, ставший впоследствии его любимым актером. В версии 1999 года (режиссер — Дэниел Питри) в роли Драммонда выступил Джек Леммон, в роли Брейди — Джордж К.Скотт. Как мне кажется, обе киноверсии превосходят театральную.

До 4 ноября в Малом зале театра (Owen Theatre) идет спектакль “Доверие” (“Primary Trust”, перевод мой) по пьесе Эбони Бут. Премьера в Чикаго. Режиссер — Малкия Стемпли. В ролях: Намир Смолвуд (Кеннет), Чарльз Эндрю Гарднер (Берт), Кристиана Кларк (Коррина и другие), Фред Циммерман (Клей/Сэм).

На репетиции спектакля “Доверие”. Фото - Хьюго Хентофф
На репетиции спектакля “Доверие”. Фото — Хьюго Хентофф

Главный герой спектакля — тридцативосьмилетний Кеннет. Долгие годы он работает в книжном магазине, его распорядок дня расписан на годы вперед. Рабочий день и один-два дринка в местном баре. Кажется, так будет всегда, но в один прекрасный день хозяин решает закрыть магазин. Кеннет остается без работы и начинает новую жизнь… Лауреат Пулитцеровской премии 2024 года в области драматургии, пьеса “Доверие” рассказывает о том, что бывает, когда человек выходит из зоны комфорта и оказывается беззащитным перед окружающим миром… Художественный руководитель Goodman Theatre Сюзан Бут комментирует: “Прочувствовать это интимное, прекрасное произведение — значит погрузиться в историю о силе дружбы. Эбони Бут — одна из самых талантливых начинающих писательниц современности. На этой чикагской премьере ее “партнером” станет Малкия Стемпли — чуткий режиссер, отличающийся удивительной теплотой и любопытством”. Добавлю, что нас ждет дебют продюсера Малкии Стемпли в качестве режиссера.

С 16 ноября до 30 декабря 2024 года в Большом зале театра (Albert Theatre) -непременная “Рождественская сказка” (“A Christmas Carol”) по книге Чарльза Диккенса. Режиссер — Джессика Тебус. Легендарный спектакль идет в театре с разными актерами сорок седьмой сезон (!) подряд, с 1978 года. Адаптация текста для сцены принадлежит чикагскому драматургу Тому Кримеру. Спектакль приобрел огромную популярность в Чикаго, его посетили около двух миллионов человек. Среди зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. За эти годы спектакль ставили восемь режиссеров, роль Скруджа в молодости исполняли тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа — восемь актеров. Шестнадцатый раз в роли Скруджа мы увидим замечательного чикагского актера Ларри Яндо. В эти дни он играет Северуса Снегга в спектакле “Гарри Поттер и проклятое дитя” (“Harry Potter and the Cursed Child”) — я писал о нем в прошлом выпуске нашей газеты.

С 11 января до 23 февраля 2025 года в Малом зале театра (Owen Theatre) можно будет увидеть спектакль “Жирный окорок” (“Fat Ham”) по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Джеймса Айджеймса. Режиссер — Тайрон Филлипс. Премьера в Чикаго. Совместная постановка с Definition Theatre.

Пока Джуси пытается разобраться со своей семьей, делая барбекю на заднем дворе, появляется призрак отца, требующий отомстить дяде, который женился на его овдовевшей маме… Вам ничего это не напоминает? Правильно — “Гамлет”! Журнал New Yorker назвал первую постановку “шумным переосмыслением “Гамлета”, а газета New York Times увидела другое — “глубокую трагедию под слоем веселой комедии”.

Пьеса получила Пулитцеровскую премию, а первая постановка — пять номинаций на премию “Тони”.

Драматург и режиссер Джеймс Айджеймс — один из трех руководителей The Wilma Theater (Филадельфия, Пенсильвания). Два других — режиссеры Морган Грин и Юрий Урнов, который рассказал мне много интересного о необычном коллективном руководстве в этом театре. Интервью с ним было опубликовано в январе 2022 года (thereklama.com/yuriy-urnov-ya-na-svoyem-meste/).

Слушаем Сюзан Бут: “Создание этого совершенно фантастического спектакля вызывает у меня восторг. То, что придумал Джеймс, — это “молния в бутылке”: уникальная работа, основанная на собственном опыте актера в “Гамлете”. Классическую пьесу Шекспира часто пересматривали и пересказывали. В талантливых руках Тайрона Филлипса это переосмысление нельзя пропустить”.

Одним из главных событий театрального сезона обещает стать новая постановка пьесы Гарольда Пинтера “Предательство” (“Betrayal”). Режиссер — Сюзан Бут. В роли Эммы — лауреат премий “Оскар”, “Эмми” и “Золотой глобус” Хелен Хант. Недавно были объявлены ее партнеры — лауреат премии “Тони” Роберт Шон Леонард (Джерри) и известный чикагский актер, член труппы Steppenwolf Theatre Ян Барфорд (Роберт). Спектакль идет в Большом зале (Albert Theatre) с 8 февраля по 16 марта 2025 года.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли Goodman Theatre сезона 2024-25 годов — на сайте GoodmanTheatre.org/Connect, по телефону 312-443-3800, или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601.