23 мая, 7.00 pm. Концерт серии Music NOW. В программе: увертюра композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери, пьеса “Rising“ для флейты и струнного квартета Джоан Тауэр (солист – концертмейстер секции флейт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Стефан Рагнар Хескулдссон), пьеса “Caligo” для виолончели и камерного оркестра Алисы Вайнберг (солист – Габриэль Кабезас), пьеса “Sleep is Shattered“ для электрической гитары Джеймса Мура (солист – Джеймс Мур). Исполнители – музыканты ЧСО. Дирижер – Джеффри Миларски. Кроме дирижирования, он еще является востребованным перкуссионистом и (с 2005 года) концертмейстером секции тимпани Симфонического оркестра Оперы Санта-Фе.
Обратите внимание. Концерт пройдет в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.
26 и 31 мая, 7.30 pm; 27 и 28 мая, 8.00 pm. За пультом ЧСО – маэстро из Финляндии Эса-Пекка Салонен. В программе: оркестровая сюита “Моя Матушка-Гусыня” М.Равеля, Скрипичный концерт Б.Десснера (солист – Пекка Куусисто), Симфония в трех движениях И.Стравинского.
Осенью 1908 года Морис Равель сочинил пять пьес для фортепиано в четыре руки и посвятил их Мими и Жану – детям своих ближайших друзей Годебских. Пьесы эти задумывались как музыкальное оформление старинного сборника французских сказок, изданного Шарлем Перро в начале XVIII века. Отсюда – название “Моя Матушка-Гусыня”, отсылающее читателя к сказочнице с гусиными лапками. По преданию, ей приписывалось авторство сказок. Планировалось, что Мими и Жан станут первыми исполнителями пьес, но дети испугались и играть отказались. На премьере 20 апреля 1910 года пьесы прозвучали в исполнении двух студенток Парижской консерватории. В оркестровую сюиту пьесы превратились по просьбе русского дирижера Александра Зилоти.
Мировая премьера Скрипичного концерта американского композитора Брайса Десснера состоялась 1 октября 2021 года в исполнении Симфонического оркестра Франкфуртского радио под управлением Арианы Матях. Солировал Пекка Куусисто. Десснер сочинил свой Концерт под влиянием эссе эллинистки, поэта и философа Энн Карсон “Антропология воды”, в котором она возвращается к теме паломничества пилигримов, проходящих через Францию в христианскую Мекку. Карсон пишет о паломничестве, как о “попытке такой же древней, как цивилизация, – отправиться в путь к самому концу вещей”.
Симфония в трех движениях Игоря Стравинского иногда называется “военной”. Она была написана в 1940 году. В музыке Симфонии слышатся звуки орудий, марширующие солдаты, наступающие танки, раскаты грома – предвестники войны.
За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.
2 июня, 7.30 pm; 3 июня, 1.30 pm; 4 июня, 8.00 pm. В программе: “Entr’acte” К.Шоу, “Gemini” Э.-П.Салонена,, музыка к балету “Дафнис и Хлоя” М.Равеля. ЧСО дирижирует Эса-Пекка Салонен. В этой программе с Чикагским симфоническим хором работает ассистентка руководителя Шерил Фрейзис Хилл.
“Entr’acte” – пьеса американской скрипачки и композитора Кэролайн Шоу. Сочинение создано в 2011 году для струнного квартета по следам американского струнного Брентано-квартета (Brentano String Quartet), исполнившего Семьдесят седьмой струнный квартет Й.Гайдна.
Пьеса “Gemini” – последнее произведение Салонена-композитора. Мировая премьера состоялась 26 октября 2019 года в Лос-Анджелесе. Филармоническим оркестром дирижировал автор.
После современной музыки – классика XX века, балетная музыка Мориса Равеля на тему мифа о пастушке Хлое и пастухе Дафнисе. Равель писал: “Я не был особенно озабочен поисками в области археологии. Моей задачей было найти соответствие образу Древней Греции, который витал передо мной в сновидениях и был весьма близок образу Греции, каким он является воображению французских художников конца XVIII века…”. Балет “Дафнис и Хлоя” был поставлен Михаилом Фокиным в рамках “Русских сезонов” С.Дягилева. Главные партии исполнили Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский.
За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Дерека Матсона об исполняемых произведениях.
Две программы, которыми дирижирует Эса-Пекка Салонен, – прекрасный повод обратиться к этой во всех отношениях примечательной личности. Первой специальностью Салонена была валторна, первой любовью – сочинение музыки. В школе он заинтересовался французскими композиторами-классиками: “Я доводил моих одноклассников до бешенства, приходя на школьные вечеринки с дисками Пьера Булеза. Когда все хотели слушать Дайану Росс или что-либо подобное, я говорил: “Нет, давайте лучше послушаем четвертый акт “Пеллеаса и Мелизанды” Дебюсси”. Однажды после школы он включил радио и услышал “Турангалилу-симфонию” О.Мессиана. ”Музыка ударила меня, как молоток. Я подумал, что если Мелодия может звучать ТАК, то я хочу быть композитором”.
Салонен – выпускник Академии музыки имени Яна Сибелиуса (Хельсинки). Его дирижерский дебют состоялся в 1979 году с Симфоническим оркестром Финского радио, а мир впервые услышал его имя в 1983 году в Лондоне, когда оркестр под его управлением триумфально исполнил Третью симфонию Г.Малера. Американский дебют Салонена-дирижера состоялся в Лос-Анджелесе в ноябре 1984 года. На следующий день после того памятного концерта генеральный менеджер Лос-Анджелесского филармонического оркестра Эрнест Флейшман предложил Салонену возглавить коллектив. Тогда молодой дирижер отказался, сказав, что у него пока не сформирован репертуар. Потом он скажет: “Тогда я пытался решить, что хочу делать в будущем”. В том году вместе с музыкантом Юккой-Пеккой Сарасте Салонен основал камерный оркестр “Avanti!” С 1985 до 1995 года Салонен был главным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио. В эти годы он много и охотно выступал по всему миру в качестве приглашенного дирижера, не забывая при этом Лос-Анджелес. Флейшман терпеливо ждал шесть лет, а потом снова предложил Салонену возглавить оркестр. Дирижер согласился и с 1992 до 2009 года был музыкальным руководителем Лос-Анджелесского оркестра, а с 2010 года стал дирижером-лауреатом.
Поразительно, но факт: в первые два года работы Салонена на посту музыкального руководителя Лос-Анджелесского оркестра более шестидесяти процентов исполняемых им произведений относились к музыке XX века и современной музыке. И это в то время, когда музыкальные руководители крупнейших оркестров, боясь непонимания публики и пустых залов, предпочитают не рисковать, играя традиционный репертуар! Салонен исполняет современную музыку не для “галочки” – он глубоко чувствует и понимает ее. В интервью газете “Нью-Йорк таймс” он сказал: “Толпы людей приходят на выставки современной живописи, смотрят новые фильмы и театральные постановки, однако они не посещают концерты классической музыки. Они не воспринимают симфоническую музыку как часть современного искусства”. Миссия Салонена заключается как раз в том, что он пытается (и очень успешно) ввести современную музыку в общий контекст современного искусства.
Все начиналось совсем не так легко, как это кажется сегодня. Эксперименты Салонена в области современной музыки находили больший отклик в Европе, чем в Америке. “Я думаю, – говорит дирижер, – что начал слишком резко. Первое время у меня не было диалога с аудиторией. Это был очень сложный период”. Салонен называет его “эстетическим кризисом”, пережить который ему помогла собственная музыка. В 1996 году он сочинил “Вариации” – калейдоскоп небольших зарисовок о Лос-Анджелесе. Заставляя изменить взгляды публики, Салонен меняется и сам. Если в начале своего творческого пути дирижер-композитор объявлял музыку Малера “причудливой фантазией, приводящей слушателя в уныние”, то сегодня он превратился в яркого интерпретатора его музыки. Если раньше он называл поп-музыку “хламом”, то теперь превозносит Бьорк и группу “Radiohead”, говоря: “Их музыка находится недалеко от музыки современных классических композиторов”. Возвращаясь домой после концерта, он частенько слушает хард-рок. Кстати, в 1977 году, когда Салонену было девятнадцать и до всех симфонических оркестров было еще далеко, при его участии было образовано общество “Открытые уши”, целью которого являлась популяризация новой финской музыки. Так что любовь к современной музыке у Салонена с юности.
У Салонена, как правило, в одной программе соседствуют композиторы разных веков: Линдберг-Бетховен, Сибелиус-Стенхаммер-Григ, Штраус-Моцарт-Куртаг… Такие же программы Салонен исполняет и в Чикаго. По его мнению, сочетание на первый взгляд несочетаемых имен в одной программе сегодня встречает больше понимания. Он объясняет: “Для контакта с молодежью лучше играть “Весну священную” Стравинского, чем Моцарта. “Весна…” дает чувство узнавания, даже если круг того, что слушатель сознательно распознает, ограничен рок-музыкой”. Наверно, именно таким и должен быть дирижер в XXI веке, как этот финский волшебник Эса-Пекка Салонен: с одной стороны, носителем великих традиций прошлого, с другой – нормальным, живым человеком, слушающим и слышащим других.
С 2008 до конца сезона 2020-21 годов Салонен был главным дирижером и артистическим советником оркестра “Филармония” (Лондон), с сезона 2020-21 годов является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Сан-Франциско. Его пятилетний контракт с калифорнийским оркестром истекает в конце сезона 2024-25 годов, а это значит, что через два года после ухода Риккардо Мути финский маэстро будет свободен для новых предложений. С учетом последних заявлений президента ЧСО Джеффа Александра, что между уходом маэстро Мути и приходом нового руководителя может пройти какое-то время, кто знает, возможно, это будут как раз два года, после которых Салонен поменяет Сан-Франциско на Чикаго? В любом случае, две программы Салонена обещают быть очень любопытными. Мне не терпится услышать, как будет звучать ЧСО под его управлением.
3 июня, 8.00 pm. В серии “Джаз в Симфоническом центре” – концерт лауреата премии “Грэмми”, стипендиата фонда Макартура, американской джазовой певицы Сесиль Маклорин Сальван. В программе: песни из бродвейских мюзиклов и джазовые композиции.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра – на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.