7 августа в Чикаго состоялось главное музыкальное событие лета — мировая премьера мюзикла Элтона Джона “Дьявол носит Prada” (“The Devil Wears Prada”). Режиссер — лауреат премии “Тони”, бывший художественный руководитель Steppenwolf Theatre, хорошо знакомая театралам Чикаго Анна Шапиро. В главных ролях: лауреат премии “Тони” Бет Левел (Миранда Пристли), Тейлор Иман Джонс (Энди Сакс), Хавьер Мьюнос (Найджел), Меган Масако Хейли (Эмили), Майкл Таккони (Нейт).
Мюзикл основан на одноименном фильме Дэвида Френкеля 2006 года, где блистали Мерил Стрип и Энн Хэтэуэй. Действие спектакля развивается строго по фильму. Выпускница университета Андреа ищет работу в Нью-Йорке. Опыта никакого — планы космические: Андреа хочет стать журналисткой. После полосы неудачных интервью она устраивается на должность младшей ассистентки главного редактора журнала мод Миранды Пристли (прообразом героини стала Анна Винтур, на протяжении тридцати одного года возглавлявшая журнал Voque). Начинается работа с капризной и строгой Мирандой. Поначалу она не замечает девушку, но со временем начинает ее ценить…
Расхождения с фильмом в мелочах. В фильме Андреа заканчивает чикагский Северо-Западный университет, в спектакле alma mater девушки является университет в Нью-Йорке. В первой сцене в фильме в редакцию журнала звонит Донателла Версаче, в спектакле Миранде звонит Донна Тейлор. В финале фильма Нейт (парень, с которым живет Андреа) находит работу в ресторане Бостона, в спектакле Энди находит работу в издательстве, а судьба Нейта остается нам неизвестной… Но это все детали. Сумасшедший мир журнала мод, а вместе с ним всей высокой моды на сцене выглядит примерно так же, как на экране. Сравнивать актеров бесполезно — кто может переиграть Мерил Стрип?! Из плюсов постановки отмечу динамичность действия, драйв, хорошие вокальные работы. К голосам претензий нет — все поют отменно. Интересны сценические решения спектакля. В одно мгновение редакция журнала Runway превращается в квартиру, где живет Энди, и наоборот. Мне очень понравилось, как Нью-Йорк на сцене James Nederlander Theatre превратился в Париж. Для этого стальные конструкции по периметру сцены сомкнулись и приобрели очертания Эйфелевой башни. Вообще, парижские сцены и парижские мелодии прозвучали гораздо убедительнее, чем нью-йоркские. Возможно, это связано с неравнодушием сэра Элтона к Парижу. Впрочем, возвращение героини в Нью-Йорк показано тоже весьма эффектно: сцена превратилась в сад магнолий.
Есть вопросы к дизайнеру костюмов Арианне Филлипс. Если речь идет о журнале с последними веяниями из мира высокой моды, то хотелось бы, чтобы наряды героев отражали то, о чем они говорят и чем живут. Этого не получилось. Наряды, которые мы увидели на сцене, являются самыми обычными, и потому превращение главной героини из провинциалки в модницу не стало чем-то особенным.
Не впечатляет хореография Джеймса Олсопа. Движения актеров на протяжении всего спектакля оставались довольно однообразными, хотя возможностей показать разные танцы было предостаточно.
Да, и еще маленькая нестыковка. В спектакле говорится, что действие происходит сегодня и Ив Сен-Лоран жив. В действительности он умер в 2008 году.
Но все это не так важно. Главным в мюзикле остается музыка — около двадцати вокальных и танцевальных номеров: грустных и веселых, сатиричных и меланхоличных. Возможно, это не лучшая музыка Элтона Джона. Среди песен есть проходные, но есть те, которые запомнятся надолго и станут хитами. Например, эти четыре: “Dress Your Way Up”, “What Do I Want for Me?”, “When a Legend Is Born”, “The Devil Wears Prada”.
Человек-легенда, Элтон Джон оказал огромное влияние на развитие культуры второй половины XX века. Он является лауреатом всех мыслимых премий и наград, членом Залы славы рок-н-ролла. Вот лишь некоторые из его достижений: пять премий “Грэмми”, две премии “Оскар”, две премии “Золотой глобус”, премия “Тони”. Каждый его альбом, музыка к кинофильмам и театральным постановкам вызывают огромный интерес, каждое выступление сопровождается неизменным аншлагом, каждый мюзикл становится событием. Кто не помнит замечательный диснеевский мультик “Король Лев” (“The Lion King”, 1994)! Трогательная история о львенке по имени Симба, победившем своего коварного дядюшку Шрама и ставшем предводителем саванны, обошла экраны всего мира и обрела поистине всемирную известность и популярность! Во многом это случилось благодаря замечательным композициям сэра Элтона “Can you feel to love tonight”, “Hakuna Matata”, “Circle of Life”. Мировая премьера мюзикла состоялась 31 июля 1997 года. Спектакль получил четыре премии “Тони”: за лучшие декорации, хореографию, режиссуру (Джулия Теймор стала первой женщиной в истории, получившей эту награду), а также самую главную премию — за лучший мюзикл года. “Король Лев” является самым долгоиграющим детским мюзиклом на Бродвее. Мюзикл мы видели в Чикаго в 2003, 2005 и 2011 годах.
“Аида” (“Aida”). Предбродвейская премьера мюзикла состоялась в Чикаго в 1999 году. Бродвейский триумф ждал спектакль в 2000 году. Мюзикл получил пять премий “Тони”, композитор был удостоен премии за лучшую музыку.
“Билли Эллиот” (“Billy Elliot the Musical”, 2005). Мюзикл, созданный по мотивам одноименной книги Ли Холла и фильма Стивена Долдри, получил десять премий “Тони”, в том числе — главную: за лучший мюзикл года. Журнал “Тайм” назвал его лучшим мюзиклом первого десятилетия XXI века. В Чикаго шел осенью 2010 года.
Трудно сказать, как сложится жизнь “Дьявола…”. Бродвей жесток, возможно всякое. Ясно одно — сэр Элтон Джон в хорошей творческой форме, он еще не раз подарит нам множество замечательных мелодий. Его прощальный тур “Good Bye Yellow Brick Road” (название финальной песни концерта) начался в 2018 году, был приостановлен на время пандемии и возобновился в прошлом году. Весной этого года певец дал прощальный концерт в Гайд-Парке. Знаток и любитель музыки журналист Михаил Козырев побывал на этом концерте и так описывает свои впечатления: “Финальную песню поют хором все присутствующие, прощаясь со своим кумиром. На экранах чередуются фрагменты выступлений артиста за последние сорок лет, все возможные и невозможные оправы и костюмы, доказывающие, что мы провожаем не музыканта. Мы провожаем часть английской истории. Момент, когда сэр Элтон сбрасывает сценический костюм, остается в халате с надписью “ELTON JOHN” на спине и уезжает на подъемнике под самый потолок сцены, скрываясь за темным, инкрустированным звездами занавесом, останется в моей памяти навсегда”.
За два дня до премьеры мюзикла, 5 августа, Элтон Джон выступил с прощальным концертом в Чикаго. Был триумф. А вот 7 августа в зале сэра Элтона не было. Все овации достались поэту и драматургу Шайне Тауб и продюсеру Кевину Макколлуму. Оваций было много. Публика была благожелательной, принимали спектакль прекрасно. Зрители пришли на праздник, и праздник состоялся.
Nota bene! Спектакль “Дьявол носит Prada” идет до 21 августа в помещении James M. Nederlander Theatre (24 West Randolph Street, Chicago, IL 60601). Все подробности — на сайте devilwearspradamusical.com. Билеты — по телефону 312-977-1717 или на сайте www.broadwayinchicago.com.