– Нравится тебе эта мантия или нет, но у тебя невероятный дар в научной фантастике.
– Я люблю научную фантастику.
– Опиши свои взаимоотношения с этим жанром.
– Ты задал отличный вопрос. Слушай, я люблю научную фантастику с детства. Я не знаю, откуда это пришло… Это воображение, визуальное воображение. Фильмы, которые я любил в детстве, были всегда или про космос, или про роботов, или в жанре фэнтези. Если это были авторы как Рэй Харрихаузен или что-то в этом роде, я не мог насытиться ими, и я жадно читал. Когда я учился в школе и колледже, мой вкус был очень специфическим, и я вообще не читал фантазийные книги про какое-то волшебство. Для меня это было нечто совершенно разное, вообще люди склонны попадать либо в разряд любителей фантастики, либо в разряд любителей волшебства. И я до сих пор люблю фантастику, и хоть я снимал фильмы не в жанре научной фантастики – такие как “Правдивая ложь” (True Lies) или “Титаник” – я всегда буду тяготеть к фантастическому жанру. Для меня это как центр притяжения, как магнит. Итак, прямо сейчас у нас есть огромное количество фильмов, продолжающих фильм “Аватар”, и у нас есть фильм “Терминатор”, который, надеюсь, привлечёт зрителей своей свежестью и станет началом новой серии картин, и у нас есть цикл из трех фильмов-продолжений, если мы преуспеем. Перед всем этим всегда стоит большое «если». У нас есть три фильма “Алита”, и мы их запустим в производство, если заработаем немного денег, это всегда так. То же самое и с фильмами “Аватар”. Строго говоря, всем четырём сиквелам горит зелёный свет, но, очевидно, в реальном мире мы можем съехать с основной дороги: я имею в виду, что, возможно, не стоит заканчивать все четыре или пять сиквелов, если не все они будут успешны. То есть, я хочу уточнить: сказав, что зелёный свет горит для всех сиквелов, я только имел в виду, что они есть в планах, и мы работаем над ними.
– У тебя есть диплом в области реальной науки?
– Да, я изучал астрономию и физику.
– Когда мы смотрим “Алиту», мы видим синтез созданных и реальных образов, как и в твоём “Аватаре», только в этих фильмах разное соотношение реальности и фантазии. Похоже, ты делаешь со своими фильмами то, что твой хороший доктор (в исполнении актера Кристофа Вальца) делает со своими киборгами. Ты смешиваешь органику и кибернетику. Многие из нас помнят “Final fantasy” как первую попытку создания таких персонажей.
– Не очень удачная попытка, верно? Я имею в виду, что мы не купили “Final Fantasy», и они застряли на полпути через долину, полную загадок и ужасов. (Игра слов. Эффект “зловещей долины” (англ. uncanny valley) — гипотеза, по которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей – примечание переводчика.) Слушай, “Аватар” не заработал бы столько денег, сколько заработал, если бы люди не верили персонажам. Итак, я объявил “зловещую долину” мертвой тогда, и это было десять лет назад. Я думаю, что теперь наша главная проблема – это человечность, то есть в “Аватаре” персонажи не были людьми, они были инопланетянами. Так что мы всегда можем сказать, что там была как бы небольшая завеса вуали, как бы полумаска, потому что они не были людьми. Я думаю, что эмоциональное восприятие – это эмоциональное восприятие. Этих персонажей играли люди, и у них было достаточно человеческих черт в их лицах, и это либо работало, либо не работало – всё зависело от уровня мастерства. И я полагаю, мы его значительно улучшили.
И я думаю, то, что вы можете видеть в “Alita: Battle Angel” – мы в значительной степени добились того, что хотели – с точки зрения возможности воспроизводить человека. Дело в том, что она (Алита) никогда не будет выглядеть полностью человеком, потому что она и не должна быть человеком.
Создавая её компьютерный рисунок, мы ставили себе в первую очередь цель сохранить внешний вид персонажа, как его увидел художник Юкито Кисиро, создавший всю серию манги. (Манга Юкито Кисиро Gunnm, (“Сны оружия”, “Боевой ангел”) выходила в Японии с 1991-го по 1995-ый годы. Сюжет и образы фильма Камерона основаны на этом произведении – примечание переводчика.) Юкито Кисиро создал её с огромными глазами, крошечным ртом и лицом в форме сердца. И поэтому, оставив в стороне вопрос о её теле, которое явно является синтетическим телом машины и должно было быть сделано графически – мы сделали ещё и её лицо при помощи компьютерной графики, чтобы сохранить характер, как он себе его представлял.
И я должен сказать, что если бы вы взяли лицо Розы Салазар (исполнительница роли Алиты – прим. пер.), лицо Алиты, как она появляется в фильме в середине, и сравнили бы с изображениями персонажа Юкито Кисиро, то вы бы увидели и сходство, и различие.
И Алита, как мы её представляем, имеет глаза примерно вдвое меньше, чем на рисунках Кисиро.
То есть, это в каком-то смысле компромисс.
Манга – это очень необычное искусство, в ней важен язык тела, важны жесты. Манга никогда целиком и полностью не переносилась на киноэкран.
Но почему у Алиты такие большие, невинные, привлекательные глаза?
Отчасти это выражение её характера. Но почему?
И оказывается, что она внедрённый агент, и её отправляют на Землю с миссией убийства, и поэтому необходимо, чтобы она выглядела невинной, как маленькая кукла, как маленькая игрушка – поэтому она и не кажется угрожающей, и у неё есть все эти способности.
Это было, в общем-то, изначальное обоснование её внешности.
И она всё ещё копается в своём прошлом, даже когда фильм закончится, это будет продолжаться в последующих фильмах, снова, – если мы сумеем продолжить, если мы получим такую возможность, то мы узнаем намного больше о её предыстории.
Перевёл Дмитрий Якубов