Если бы не Риккардо Мути и не Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО), этой поездки могло бы не быть. Все началось весной прошлого года, когда стало известно о январском европейском турне оркестра под управлением маэстро. Директор по связям с общественностью ЧСО Айлин Чемберс предложила присоединиться к туру и встретиться с оркестром в одном из городов Европы. Я сразу загорелся этой идеей. Мы с Наташей давно мечтали о Ла Скала, поэтому когда в списке городов увидели Милан, стало понятно — ехать надо!
Так 27 января 2024 года мы оказались в Ла Скала на концерте ЧСО под управлением Риккардо Мути. О концерте и встрече с маэстро — в следующий раз. Сегодня — о славной истории легендарного миланского театра и европейском турне оркестра.
Возникновению Ла Скала (Teatro alla Scala) мир обязан пожару. Театры XVI-XVII веков строились из дерева, освещались свечами и обогревались жаровнями. Знатные семьи содержали в своих ложах поваров, готовых удовлетворить их кулинарные прихоти. Неудивительно, что театры довольно часто загорались. Вот и Teatro Regio Ducale в Милане горел дважды. После второго пожара в ночь на 25 февраля 1776 года знатные дворянские семьи Милана (“лучшие люди города”, как сказано было в одном известном фильме) решили, что в городе должен быть свой собственный Оперный театр, который не будет больше гореть (его построят из кирпича), а служить будет не только для дворян, но и для всех любителей прекрасного.
Новый театр австрийская императрица Мария Терезия поручила построить архитектору Джузеппе Пьермарини. В качестве места был выбран разрушенный участок церкви Санта-Мария-делла-Скала (Chiesa di Santa Maria alla Scala), названной так в честь Беатрис Реджины делла Скала, жены тогдашнего правителя Милана Бернабо Висконти. Работа была завершена за два года, и 3 августа 1778 года премьерой специально написанной к этому случаю оперы “Признанная Европа” Антонио Сальери открылся театр, ставший одним из важнейших центров мировой культуры.
В музее театра рекомендуют любоваться зданием сбоку, а не спереди: перспектива отчетливо видна на картине Анджело Инганни. Работа Пьермарини, понравилась далеко не всем. Философ Пьетро Верри, например, заявил, что “фасад нового театра очень красив на бумаге, но теперь мне он почти не нравится”. Неблагоприятное мнение Верри было связано с крыльцом для экипажей. Ради этого Пьермарини придал фасаду некоторую глубину, что в противном случае было бы невозможно на такой узкой улице. Однако в 1858 году была открыта пьяцца делла Скала, и решение архитектора оказалось пророческим.
Серебряные и золотые тона, яркий красный цвет зала создают ощущение праздника. Эти чувства испытывали зрители Ла Скала с первого дня его существования. Эти же чувства посетили и нас, побывавших в театре через двести сорок шесть лет после его открытия.
Зал Ла Скала вмещает 2030 человек, но при этом он не выглядит большим. Наоборот — домашним, камерным, уютным.
Каждая ложа в театре с момента его основания принадлежала дворянской семье. Ей было разрешено украшать и обставлять ложу по своему вкусу. Семья могла сдавать ложу в аренду, продавать ее или завещать по наследству. Первоначально театр имел пять ярусов лож и галерею. Кроме королевской, в театре было сто девяносто четыре ложи. В каждой помещалось от восьми до десяти человек. Все ложи связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Ложи не все одинаковы. В ложах на втором и третьем уровнях можно найти следы оригинального декора художника Алессандро Санкирико, которым в начале девятнадцатого века было сделано оформление зала.
В 1909 году пятый ярус был преобразован в галерею без перегородок между ложами.
Вторая галерея, расположенная чуть ниже свода, — зона, где всегда собирались самые страстные поклонники оперы, “лоджионе”. Говорят, в этой зоне самая лучшая акустика. С нее забукивали всех великих, вниз кидали помидоры и топали ногами.
В партере первоначально не было кресел — их заменяли складные и передвижные стулья. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не снимали шляп. На них сверху капал расплавленный воск.
В Ла Скала проводили балы, маскарады, конные турниры и даже корриды. В театр приходили, как в казино: поиграть, выпить, развлечься. Одним из почетных гостей за столами рулетки был итальянский писатель, аристократ, сенатор, поэт Алессандро Мандзони. По свидетельству современников, поэт Винченцо Монти спасал Мандзони от полного проигрыша, говоря: “Мы хотим красивые стихи, а вы продолжаете играть!”
Представьте себе суматоху и шум, запахи еды, дыма и конского помета, а вместе с ними — музыку, огни, праздник. Таким был театр Ла Скала до начала XX века.
Здание театра стоило Милану около миллиона тогдашних лир. Расходы распределили между собой девяносто главных аристократов города.
В 1883 году в Милане появилось электрическое освещение. Первым общественным зданием, которое осветила компания Эдисона, был театр Ла Скала.
В романе итальянского писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза “Леопард” (“Il Gattopardo”), по которому в 1963 году Лукино Висконти поставил одноименный фильм, есть такие строки: “Если мы хотим, чтобы все оставалось как есть, придется все изменить”. За свою бурную жизнь театр Ла Скала пережил два крупных ремонта.
В ночь с 15 на 16 августа 1943 года во время воздушных налетов военно-воздушных сил Великобритании театру был нанесен значительный ущерб. Была полностью уничтожена большая центральная люстра с 383 лампочками. Восстановление театра началось с необычного концерта: оркестр расположился перед занавесом, а публика — на обычных стульях. Реконструкция театра, проведенная под руководством архитектора Луиджи Лоренцо Секки, прошла так же быстро, как и его строительство. 11 мая 1946 года театр вновь открылся во всем своем первоначальном великолепии, включая центральную люстру — точную копию оригинала. За дирижерским пультом стоял Артуро Тосканини.
Последняя по времени реставрация театра прошла с января 2002 по декабрь 2004 года под руководством архитектора Марио Ботта. Главные результаты реставрации — летающая и овальная башни, которые хорошо видны снаружи здания.
У Секки и Ботта было одно общее желание: сохранить исторический стиль Ла Скала. Поэтому разрушенный во время бомбардировки свод был восстановлен по тем же размерам с использованием тех же материалов (твердого тополя). Новые гвозди были изготовлены по образцу гвоздей XVIII века, найденных среди обломков здания. Во время последних ремонтных работ из партера убрали ковровое покрытие, а из лож — линолеум, обнажив плитку XVIII века в ломбардском стиле.
До начала XIX века на сцене Ла Скала ставились музыкальные и драматические спектакли, выступали популярные в то время театры марионеток. За годы своего существования театр видел многое, но прославился благодаря Ее Величеству Опере.
В театре состоялись мировые премьеры опер Джакомо Россини — “Пробный камень” (1812), “Аурельяно в Пальмире” (1813), “Турок в Италии” (1814), “Сорока-воровка” (1817); Джакомо Мейербера — “Маргарита Анжуйская” (1820), “Изгнанник из Гренады” (1822); Винченцо Беллини — “Пират” (1827), “Норма” (1831); Гаэтано Доницетти — “Лукреция Борджа” (1833); Джузеппе Верди — “Оберто” (1839), “Навуходоносор” (1842), “Жанна Д’Арк” (1845), “Отелло” (1887), “Фальстаф” (1893); Джакомо Пуччини — “Мадам Баттерфляй” (1904), “Богема” (1896), “Турандот” (1926).
Первым маэстро за дирижерским пультом Ла Скала стал в 1854 году Альберто Мацукато, первым главным дирижером — Франко Фаччо (1871-1889 годы). Он дирижировал премьерой “Отелло”.
В течение восемнадцати лет руководителем театра был великий Артуро Тосканини. Без имени этого легендарного итальянского дирижера невозможно представить себе историю Ла Скала. Он возглавлял театр с 1898 по 1908 и с 1921 по 1929 годы. Именно он настоял на создании оркестровой ямы, новом типе занавеса, введении приглушенного освещения в зрительном зале и запрете выходов на бис во время спектаклей. Под руководством Тосканини в 1921 году оркестр отправился в гастрольную поездку по городам Северной Америки и Канады — первое в истории зарубежное турне итальянского симфонического коллектива!
Ла Скала возглавляли выдающиеся дирижеры Туллио Серафин (1909-1914, 1917-1918 годы), Виктор де Сабата (1930-1953 годы), Карло Мария Джулини (1953-1956 годы), Клаудио Аббадо (1968-1986 годы), Даниэль Баренбойм (2007-2014 годы). Девятнадцать лет — с 1986 по 2005 годы — во главе театра стоял маэстро Риккардо Мути. С 2015 года театром руководит маэстро Рикардо Шайи.
В числе приглашенных дирижеров в театре блистали Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Леонард Бернстайн.
В 1982 году на базе оркестра театра Ла Скала Клаудио Аббадо создал самостоятельный концертный коллектив, назвав его “Filarmonica della Scala”. Теперь при знаменитом оперном театре появился независимый симфонический оркестр по примеру Венской оперы и Венского филармонического оркестра. За сорок один год своего существования оркестр “Filarmonica della Scala” дал почти восемьсот концертов, треть из них — за пределами Италии. В 2007 году оркестр под управлением Рикардо Шайи гастролировал в Чикаго.
Концерт в Ла Скала проходил в рамках тура ЧСО по городам Европы — шестьдесят четвертого в истории, тридцать пятого — по Европе, первого — с 2020 года, восьмого — под управлением десятого музыкального руководителя, ныне — почетного пожизненного дирижера-лауреата (Music Director Emeritus for Life) маэстро Риккардо Мути. С 11 по 29 января оркестр провел четырнадцать концертов в одиннадцати городах семи стран: Брюсселе (Бельгия), Париже (Франция), Эссен, Франкфурте и Кельне (Германия), Люксембурге (Люксембург), Вене (Австрия), Будапеште (Венгрия, первое в этом городе совместное выступление ЧСО с Р.Мути), Турине, Милане и Риме (Италия). Это самый насыщенный тур в новейшей истории оркестра. Побит рекорд Даниэля Баренбойма 1998 года, когда за семнадцать дней оркестр дал тринадцать концертов в восьми городах.
Среди исполняемых произведений — те, что мы слышали на осенних концертах ЧСО в Чикаго: пьеса “Триумф восьмиугольника” Ф.Гласса (европейская премьера в Брюсселе, затем пьесу услышали в Париже, Эссене, Люксембурге, Франкфурте, Кельне, Вене, Будапеште, Турине), Четвертая (“Итальянская”) симфония Ф.Мендельсона (Брюссель, Париж, Эссен, Люксембург, Франкфурт, Кельн, Будапешт, Турин), Пятая симфония С.Прокофьева (Брюссель, Люксембург, Вена, Милан), симфоническая поэма “Из Италии” Р.Штрауса (Париж, Эссен, Люксембург, Франкфурт, Кельн, Вена, Будапешт, Турин, Милан, Рим), Третья симфония Ф.Прайс (Люксембург, Вена), симфоническая картина “Волшебное озеро” А.Лядова (Франкфурт, Рим), сюита из балета “Жар-птица” И.Стравинского (Франкфурт, Вена, Рим), Вторая симфония И.Брамса (Франкфурт). На некоторых концертах исполнялись гимны принимающих стран.
Во время тура музыканты оркестра приняли участие в разнообразных мероприятиях, мастер-классах, встретились со своими европейскими коллегами.
Наиболее престижными стали для ЧСО и Риккардо Мути выступления в Вене и Милане. Венский концертный зал Musikverein — традиционная остановка ЧСО в Европе. Маэстро Мути — непререкаемый авторитет в Вене. У него сложились уникальные отношения с Венским филармоническим оркестром, которым он дирижирует каждый год, начиная с 1971 года, когда в зале Musikverein впервые появился ЧСО с сэром Георгом Шолти. С 2011 года маэстро Мути является почетным членом Gesellschaft für Musikfreunde — легендарной организации, владеющей и управляющей зданием Musikverein. С момента дебюта в 1973 году он выступал в этом зале двести раз!
Ближайшие концерты Риккардо Мути с Венским филармоническим оркестром запланированы на май 2024 года. Прозвучит Девятая симфония Бетховена. Концерты особо торжественные, поскольку проходят в год двухсотлетия со дня премьеры Симфонии. А потом маэстро встретится с оркестром 1 января 2025 года. Новогодней программой Мути продирижирует седьмой раз. Программа посвящена двухсотлетию со дня рождения Иоганна Штрауса-сына.
Чикагские музыканты обожают играть в Musikverein, многим хорошо знакома “золотая“ акустика легендарного зала. “Это мой любимый концертный зал, — говорит второй концертмейстер Дэвид Тейлор. — Услышать в нем ЧСО — просто кайф. После этого ваши глаза и уши навсегда “испорчены“.
Успех в Вене был огромный, рецензии критиков — только хвалебные.
Когда 7 декабря 1986 года маэстро Риккардо Мути впервые появился за дирижерским пультом Ла Скала (это была опера Дж.Верди “Набукко”), успех был так велик, что публика заставила повторить на бис знаменитый хор “Va, pensiero”, почитаемый в Италии как неофициальный гимн страны. Подобного не случалось со времен Тосканини, строго-настрого запретившего бисы. Казалось, Риккардо Мути ждала в Ла Скала безоблачная жизнь. Дирижер принялся последовательно преобразовывать репертуар. Он вернул в театр самые популярные оперы Верди: “Риголетто”, “Травиата”, “Сила судьбы”. Одновременно с ними в Ла Скала шли оперы Моцарта, Бетховена, Глюка, до сих пор не приживавшиеся в итальянских театрах. Риккардо Мути совершил настоящую революцию, открыв миланской публике оперы Вагнера, считавшегося ранее чуть ли не антагонистом итальянской музыки. Маэстро познакомил аудиторию со многими редко исполняемыми шедеврами, среди которых оперы К.Ф.Глюка, Луиджи Керубини, Гаспаре Спонтини. За постановку “Диалогов кармелиток” Ф.Пуленка Мути был удостоен престижной итальянской музыкальной премии “Abbiati”. Однако годы, проведенные в миланском театре, не были легкими для дирижера. То и дело вспыхивали разногласия между ним и политиками, между ним и профсоюзом оркестра. На открытии сезона 1999-2000 годов в Ла Скала Риккардо Мути отказался играть гимн Италии, справедливо посчитав премьеру оперы “Фиделио” Бетховена более значимым событием, чем присутствие президента страны, которого по протоколу полагается встречать национальным гимном. И ничего, президент Италии пережил нарушение протокола. В другой раз Мути пожурил министра культуры за то, что он не пришел на премьеру “Гибели богов” Вагнера: “Посещение театра, который открывает сезон оперой Вагнера, могло бы помочь министру многое понять в работе и проблемах такого сложного организма, как оперный театр. Культуру не делают, ограничиваясь разговором в офисе”. И ничего, министр культуры проглотил эти слова.
В 1998 году оркестр объявил забастовку на премьере “Травиаты”, и Мути ничего не оставалось, как, извинившись перед публикой, самому сесть к роялю. Певцы допевали оперу под аккомпанемент рояля. В 2001 году ситуация повторилась на премьере “Фальстафа”. Спектакль был в последний момент отменен… На посту музыкального руководителя Ла Скала Мути провел девятнадцать лет — самый большой срок в истории легендарного миланского оперного театра (больше, чем Тосканини, о чем часто вспоминает Риккардо Мути). Однако обстоятельства сложились так, что дирижер из театра ушел. После этого был перерыв в двенадцать лет, триумфальное возвращение с ЧСО в 2017 году и не менее триумфальный концерт 27 января 2024 года. Но об этом — в следующий раз.