23 сентября открылся новый, сто тридцать первый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). За дирижерский пульт впервые с февраля 2020 года встал его музыкальный руководитель Риккардо Мути. Маэстро был в приподнятом настроении, и оркестр под его управлением звучал превосходно. Мы впервые услышали написанную в моцартовском стиле увертюру к опере “Анонимный любовник” французского композитора Жозефа Болони де Сен-Жоржа и пьесу Andante moderato американского композитора Флоренс Прайс. Апофеозом вечера стало величественное исполнение Третьей (“Героической”) симфонии Л.ван Бетховена. В приветственном слове маэстро Мути назвал героями представителей творческих профессий, которые на долгие месяцы были отлучены от слушателей и зрителей, но сумели остаться верными своему делу. “Героическая” симфония прозвучала в их честь…
В день открытия сезона пришла еще одна замечательная новость: контракт с Риккардо Мути продлен еще на один сезон! К общей радости всех любителей музыки маэстро остается с ЧСО до лета 2023 года. В этом сезоне зарубежных поездок оркестра не будет, а вот в январе 2023 года ЧСО проведет давно запланированное азиатское турне с концертами в Китае, Тайване, Японии. Уже известно, что кульминацией эры Риккардо Мути в Чикаго станет исполнение Торжественной мессы Л.ван Бетховена с ЧСО, хором и солистами. Это случится в июне 2023 года. Сезон 2021-22 годов – двенадцатый чикагский сезон маэстро. О концертах Риккардо Мути в Чикаго я писал в прошлых выпусках Музыкального обозрения. А сегодня о том, что нас ждет после его отъезда.
14 октября, 7.30 pm; 15 октября, 1.30 pm; 16 октября, 8.00 pm; 17 октября, 3.00 pm.
В программе: “Ночь и любовь” А.Ольмес, Первый виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист – Джон Шарп), Вторая симфония Р.Шумана. Дирижер – Николай Шепс-Цнайдер.
ЧСО продолжает заново открывать произведения композиторов-женщин. Еще одно имя в этом ряду – французский композитор ирландского происхождения Августа Ольмес (1847-1903). К столетию Французской революции она сочинила Триумфальную оду, которая была исполнена в Париже, а позже – на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Мы услышим Интерлюдию к оде под названием “Ночь и любовь”.
Всегда интересно послушать в качестве солистов музыкантов ЧСО. В эти дни на авансцену приглашается концертмейстер секции виолончелей Джон Шарп. Он родился в городе Уэйко (штат Техас). Начал играть на виолончели в десять лет. Музыкант вспоминает: “Учительница пришла в класс и спросила, кто хочет записаться на струнные инструменты. К тому моменту я пробовал все: рисование, боулинг… Я вспомнил, что моя тетя преподавала музыку в колледже, ее специализацией была виолончель. Я поднял руку и сказал: “Буду играть на виолончели”. Через три года Шарп стал частным образом заниматься у пережившего Рижское гетто и советский лагерь (он бежал из него в американскую оккупационную зону, а потом эмигрировал в США) педагога Льва Аронсона. Шарп попал в хорошую компанию, ведь среди учеников Аронсона были Линн Харрелл и Ральф Киршбаум.
Шарп – выпускник Джульярдской школы (диплом мастера). Лауреат Третьей премии Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 1986 год). Три года служил концертмейстером в Симфоническом оркестре Цинциннати (1983-86 годы), один год – в виолончельной секции оркестра Метрополитен-оперы, работал в Нью-Йоркском струнном оркестре под управлением Александра Шнайдера. В ЧСО был принят Георгом Шолти в 1986 году на место легендарного первого виолончелиста Фрэнка Миллера, занимавшего этот пост с 1959 по 1985 годы. Шарп называет Миллера “дедушкой всех концертмейстеров-виолончелистов”. Шарп был одним из трех кандидатов и победил своих конкурентов после месяца работы в оркестре под наблюдением Шолти. На момент подписания контракта Шарпу было двадцать семь лет, и он оказался самым молодым концертмейстером в истории оркестра. (Сегодня рекорд принадлежит первому фаготисту ЧСО Кайту Банке. Он стал концертмейстером в двадцать один год.) Оглядываясь назад, Шарп признает, что благоговел перед своим новым музыкальным окружением: “Я чувствовал себя невероятно везучим. Я был молодым и неопытным. Работал четыре года в профессиональных оркестрах, но, например, никогда не играл симфоний Бетховена, а рядом со мной сидели музыканты, игравшие их сотни раз. Я восторгался ими”. Шарп – профессор отделения виолончели Roosevelt University. Преподает музыкантам – членам секции виолончелей Civic Orchestra of Chicago. Играет на инструменте 1694 года работы Джузеппе Джованни Батисты Гварнери (младшего сына Андреа Гварнери).
Николая Шепс-Цнайдера смело можно назвать “гражданином мира”. Его отец – руководитель рок-ансамбля – родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части – до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.
В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена, но настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы Елизаветы в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь музыканта. Он регулярно играет с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало его плодотворного сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом, которое продолжается и сегодня. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть этот концерт”. Баренбойм постоянно побуждает скрипача к открытию новых имен, постижению новых произведений. Например, они вместе работали над Камерным концертом Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.
Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен ему Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто. Последний раз – в сентябре 2017 года – в венском Музикферайне. Он солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал музыкальный руководитель Кристиан Тилеман. А вот в качестве дирижера я послушаю музыканта впервые. С 2020 года он занимает пост музыкального руководителя Национального оркестра Лиона.
16 октября, 10.00 am – 5.00 pm. В рамках проекта Open House Chicago в этот день Чикагский симфонический центр будет открыт для всех желающих! Вход свободный. Все подробности – на сайте openhousechicago.org.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org/fall/. Адрес Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.