С 1 октября 2020 года проводится серия камерных концертов “CSO Sessions”, на которых звучит камерная музыка композиторов XVII-XXI веков. Куратор серии – музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Риккардо Мути. В мае нас ждут два новых эпизода “музыкального сериала”.
6 мая – 4 июня. Эпизод 19. В программе: Квинтет для деревянных духовых инструментов Л.Сауэрбая и Два эскиза для Квинтета деревянных духовых инструментов В.Эллиота (исполнители: Дженнифер Ганн, флейта; ассистент концертмейстера секции гобоев Майкл Хенок; ассистент концертмейстера секции кларнетов Джон Брюс Йе; ассистент концертмейстера секции фаготов Уильям Бахман; Ото Каррилло, труба), Сюита из балета “Ромео и Джульетта” (аранжировка для ансамбля деревянных духовых инструментов) и Квинтет для смешанного состава из струнных и духовых инструментов С.Прокофьева (исполнители: концертмейстер секции гобоев Уильям Велтер; концертмейстер секции кларнетов Стивен Уильямсон; Джина Дибелло, скрипка; Вейджинг Вонг, альт; концертмейстер секции контрабасов Александр Ханна).
Сауэрбай и Эллиот – имена этих композиторов не относятся к числу узнаваемых, однако каждый из них сыграл большую роль в истории ЧСО. Органист и композитор, лауреат Пулитцеровской премии Лео Сауэрбай (1895–1968) родился в городе Гранд-Рапидс (штат Мичиган). Начал сочинять в десять лет. БОльшую часть своей жизни провел в Чикаго. В 1913 году ЧСО под управлением Ф.Стока впервые исполнил Скрипичный концерт Сауэрбая. Его произведения часто исполнялись Стоком.
Квинтет для деревянных духовых инструментов был опубликован в 1931 году. Состоит из трех частей: “Jauntily”, “In an elegiac mood”, “At a steady trot”.
Фаготист и композитор Виллард Эллиот (1926-2000) на протяжении тридцати двух лет (с 1964 до 1997 года) был концертмейстером секции фаготов ЧСО. В Чикаго он дважды солировал в Концерте для фагота с оркестром собственного сочинения (ЧСО дирижировали Сейджи Озава и Жан Мартинон), выступал солистом на концертах ЧСО под управлением сэра Георга Шолти и Карло Марии Джулини, записал Концерт для фагота с оркестром В.А.Моцарта на студии Deutsche Grammophon (ЧСО дирижировал Клаудио Аббадо). В составе камерного ансамбля Chicago Pro Musica стал лауреатом премии “Грэмми” в 1986 году.
Квинтет Прокофьева датирован 1924 годом. Произведение было написано композитором в деревне Сен-Жиль во Франции. Прокофьев сочинял в то время “цирковой” балет “Трапеция”. Особенность Квинтета в том, что композитор изначально задумывал его не только как прикладную – “балетную” – музыку (как в случаях с остальными его балетами), но и как оригинальную. Стоимость билета – $15.
27 мая – 25 июня. Эпизод 20. В программе: “Volume” М.Маццоли и “Просветленная ночь” А.Шенберга. Исполнители: Матоуш Михал и Симон Михал, скрипки; Вейнджинг Вонг и Денни Лай, альты; ассистент концертмейстера секции виолончелей Кеннет Олсен; Карен Басрак, виолончель.
“Volume” – сочинение 2006 года для двух вибрафонов и дополнительных ударных инструментов, включая бас-барабаны и бутылки. Маццоли говорит, что произведение показывает “уникальный тембр инструментов и то, как они звучат вместе. Название произведения относится не только к громкости, но и к объему воды в бутылках”.
“Просветленная ночь” – раннее произведение Шенберга, написанное под влиянием поэмы “Два человека” (“Zwei Menschen”) немецкого поэта-романтика Рихарда Демеля. Сочинение датировано 1899 годом. Первоначально Шенберг сочинил пьесу для струнного секстета, позднее сделал переложение для струнного камерного оркестра. Экспрессионизма и атональных моментов в музыке еще нет – зато в ней есть отголоски великих традиций композиторов прошлого: Вагнера, Листа, Чайковского… Немецкий дирижер Вильгельм Фуртвенглер назвал “Просветленную ночь” музыкальным шедевром. Стоимость билета – $15.
На сайте ЧСО в свободном доступе находятся уже много записей выдающихся концертов прошлого. В мае к ним прибавятся еще две.
4 мая, 8.00 pm. Вечер посвящен Всемирной выставке, проходившей в Чикаго в 1893 году (World’s Columbian Exposition). 2 мая 1893 года основатель и первый музыкальный руководитель ЧСО Теодор Томас провел инаугурационный концерт. В составе Exposition Orchestra (так назывался оркестр) было сто четырнадцать музыкантов. Среди произведений прозвучала Неоконченная симфония Ф.Шуберта. На следующий день состоялся второй концерт. В программе были Третья (“Героическая”) симфония Л.ван Бетховена, Фортепианный концерт Р.Шумана (солист – Игнаций Ян Падеревски). В честь двух исторических концертов мы услышим те же произведения. В Фортепианном концерте Шумана солирует Артур Рубинштейн. ЧСО руководит в то время главный приглашенный дирижер Карло Мария Джулини. Запись 1967 года.
11 мая, 8.00 pm. ЧСО под управлением восьмого музыкального руководителя Г.Шолти исполнит Мессу си минор И.С.Баха. Произведение, ни разу не исполнявшееся при жизни композитора, давно считается кульминацией его творчества. Чикагским симфоническим хором руководит его основательница Маргарет Хиллис. Запись 1990 года. Этот диск получил премию “Грэмми” за лучшую запись хорового произведения. Почетная награда стала восьмой для Хора.
Концерты ЧСО можно услышать по воскресеньям в 8.00 pm на волне WFMT (98.7 FM) и на сайте wfmt.com. Серия продлена до 20 июня. Вот что нас ждет в ближайшее время.
9 мая, 8.00 pm. В программе: фрагменты из музыки к опере “Проданная невеста” Б.СмЕтаны, Виолончельный концерт С.Барбера (солистка – А.Вайлерстайн), Пятая симфония А.Дворжака. Этими произведениями дирижирует Нееме Ярве. В финале вечера прозвучит финальная сцена из оперы “Саломея” Р.Вагнера. Солистка – Инге Борх. Дирижер – Фриц Райнер.
16 мая, 8.00 pm. В программе: Двадцать пятый фортепианный концерт В.А.Моцарта (солист – Тилл Феллнер) и Пятая симфония Г.Малера. Дирижер – Манфред Хонек. Маэстро родился в Австрии. Дирижерскую карьеру начал в Вене с создания нового оркестра – Vienna’s Jeunesse Orchestra. Одновременно ассистировал Клаудио Аббадо в Молодежном оркестре Малера в Вене. Работал в Швейцарии, Норвегии, Чехии, Германии. С сезона 2008-09 годов является музыкальным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра. Подобно Риккардо Мути, Хонек выступает за расширение культурных связей между Америкой и Европой. Под его руководством Питтсбургский оркестр практически каждый год до пандемии выступал в Европе, включая недельные гастроли в венском зале Musikverein.
Программа и расписание концертов – на сайте www.wfmt.com/programs/chicago-symphony-orchestra.
Рассказ о виртуальной программе Чикагского симфонического центра я продолжу в следующих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Все подробности о концертах ЧСО – на сайте cso.org/home/.