Продолжаю рассказ о виртуальных концертах Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Как всегда, даты указаны в хронологическом порядке.
В 1951 году ЧСО стал первым оркестром Америки, появившимся на телевизионном экране. Серия на канале WGN-TV называлась “Hour of Music”, позднее она получила название “Great Music From Chicago”. В концертах серии участвовали выдающиеся дирижеры и солисты из разных стран мира. С ноября 2020 года на сайте ЧСО в свободном доступе можно посмотреть один из таких концертов, записанных на студии WGN 4 марта 1962 года, – CSO’s Archives: Great Music From Chicago: Episode 1 – Jean Martinon & Isaac Stern. В программе: Кончерто гроссо соль минор Г.Ф.Генделя, Первый скрипичный концерт В.А.Моцарта (скрипач – Исаак Стерн), Скерцо из концертной увертюры “Сон в летнюю ночь” Ф.Мендельсона. Дирижер – седьмой (с 1963 по 1968 годы) музыкальный руководитель ЧСО Жан Мартинон. Ведущий вечера – Джим Конвей.
7 января состоялась виртуальная премьера второго эпизода серии “From the CSO’s Archives: Great Music From Chicago”. В программе: концертная увертюра “Le baruffe chiozzotte” Леоне Синигалья (1868-1944), Первый виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист – Фрэнк Миллер), сюита из балета “Жар-птица” И.Стравинского. За дирижерским пультом – бывший многолетний ассистент дирижера и художественный руководитель фестиваля Равиния Уолтер Хендл. Между Сен-Сансом и Стравинским мы увидим редкое интервью Фрэнка Миллера. Ведущий вечера и интервьюер – Джим Конвей. Запись сделана на студии WGN-TV 25 февраля 1962 года.
Блистательный виолончелист, многолетний концертмейстер группы виолончелей ЧСО Фрэнк Миллер (1912-1986) – целая эпоха в музыке XX века. Отказавшись от карьеры бейсболиста, он решил посвятить себя виолончели; отказавшись от сольной карьеры, сосредоточился на работе в симфонических оркестрах. В 1930 году после окончания Института Кертиса в возрасте восемнадцати лет он был принят Леопольдом Стоковским в Филадельфийский симфонический оркестр. Спустя пять лет, в 1935 году, музыкант перешел на позицию концертмейстера группы виолончелей в Симфонический оркестр Миннеаполиса, который тогда возглавлял Юджин Орманди. С 1940 года по приглашению Артуро Тосканини Миллер возглавил виолончельную группу созданного дирижером Симфонического оркестра NBC. Тосканини и Миллер работали вместе до 1954 года, когда оркестр перестал существовать. После двух лет работы в Фестивальном оркестре Пабло Казальса (1957-59) начинается самый значительный период в жизни Миллера – работа в ЧСО в качестве концертмейстера группы виолончелей. Он пришел в оркестр без конкурса по приглашению Фрица Райнера в 1959 году и служил в нем двадцать шесть лет, до 1985 года. Спустя год после ухода из ЧСО Миллер умер. Ему было семьдесят три года.
Миллер много сделал для развития музыки в Чикаго. Он преподавал в De Paul University, был почетным доктором Loyola University, с 1962 по 1984 годы – музыкальным руководителем Симфонического оркестра Эванстона (пригород Чикаго). При нем оркестр стал одним из лучших непрофессиональных коллективов в Америке.
Мне довелось общаться с вдовой музыканта Ширли и его дочерью Робин. Милые, интеллигентные люди, они с неизменным уважением рассказывали о том, каким был Фрэнк Миллер в семейном кругу и как много значила для него музыка…
Все эпизоды серии “From the CSO’s Archives: Great Music From Chicago” бесплатные.
С 1 октября 2020 года проводится серия камерных концертов “CSO Sessions”, на которых звучит камерная музыка композиторов XVII-XXI веков. Куратор серии – музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути. В январе нас ждут два новых эпизода популярного “музыкального сериала”.
14 января. Эпизод 11. В программе: Маленькая симфония для духовых Ш.Гуно, Квартет ре мажор для флейты и струнных В.А.Моцарта (солисты – концертмейстер группы флейт Стефан Рагнар Хескулдссон; концертмейстер ЧСО Роберт Чен; концертмейстер группы виолончелей Джон Шарп; исполняющий обязанности концертмейстера группы альтов Ли-Куо Чанг), Струнный квартет М.Равеля (солисты – второй концертмейстер ЧСО Стефани Йонг; Со Юнг Бей, скрипка; второй концертмейстер группы виолончелей Кеннет Олсен; Лоуренс Нойман, альт).
Каждое произведение этой программы – маленькая жемчужина. Вечер начнется с редко исполняемой очаровательной камерной симфонии Шарля Гуно 1895 года. Создатель “Фауста” и “Ромео и Джульетты” сочинил много камерной музыки. Кое-что из этого долгие десятилетия считалось потерянным навсегда. Так, ноты двух струнных квартетов композитора обнаружили в 1993 году. С Маленькой симфонией произошла другая история – ее просто положили на полку. А ведь это замечательная музыка, в чем вы сможете сами убедиться. Это же касается Флейтового квартета Моцарта. Композитор не жаловал флейту и сочинил для нее мало музыки. Но Моцарту всегда нужны были деньги, и он согласился на предложение флейтиста Фердинанда де Жана, с которым его познакомили друзья. Так на свет появилась прелестная флейтовая “безделушка” гения. В финале концерта прозвучит “импрессионистский” Струнный квартет Мориса Равеля – единственная в XX веке работа композитора для такого состава инструментов.
Эпизод 11 доступен для просмотра до 14 февраля. Стоимость билета – $15.
21 января. Первый эпизод новой серии камерных концертов Civic Orchestra of Chicago. В отличие от своего “старшего брата” – ЧСО, в концертах молодежного оркестра прозвучит современная или мало знакомая нам музыка американских композиторов. В программе первого эпизода: пьеса “Starburst” Джесси Монтгомери (обработка для струнного оркестра), “LIgNEouS 1” для маримбы (ударный музыкальный инструмент, “родственник” ксилофона) и струнного квартета Энди Акихо, “Сентиментальные осколки” для струнного квартета, двух вибрафонов и колокольчиков (глокеншпиль) Тайшона Сори, “Короткая поездка в быстром автомобиле” (подзаголовок – “фанфары для оркестра”) Джона Адамса.
“Starburst” – сочинение тридцатилетней выпускницы Джульярдской школы музыки Джесси Монтгомери. Написанную в 2012 году пьесу автор называет “игрой на образах быстро меняющихся музыкальных красок”. Джесси вспоминает, что была вдохновлена “феноменом звездообразования, который возникает, когда в галактике формируются новые звезды”. Аннотация говорит о том, что нас ждет необычный видеоперформанс… Это не первое знакомство с музыкой Монтгомери. В мае 2019 года в концерте серии современной музыки MusicNOW мы услышали мировую премьеру написанной ею по заказу ЧСО новой аранжировки пьесы “Gay Guerrilla”, а таже квартет “Break Away”.
Следующие два произведения были записаны в Чикагском симфоническом центре в декабре 2020 года. Сочинение 2010 года сорокаоднолетнего Энди Акихо называется “LIgNEouS 1”. Слово “ligneous” переводится с английского как “сделанный из дерева”. Молоточки в этой пьесе используются для создания эффектов маримбы, пиццикато и других деревянных звуков.
В работе над “…осколками” сорокалетний Тайшон Сори черпал вдохновение у Дюка Эллингтона и его знаменитой композиции 1932 года “Sophisticated Lady”, а также у своего музыкального учителя Джона Адамса. Сори говорит о конкретном сочинении – фрагменте “Sentimentals” из цикла “Американский стандарт” (1973).
Финальный аккорд концерта – культовая пьеса Адамса “Короткая поездка в быстром автомобиле”. Премьера сочинения состоялась в 1986 году. Просмотр бесплатный.
22 января. Серия “ЧСО для детей” (CSO for Kids Series) продолжается. Мы увидим новый анимационный эпизод с использованием видеопроекций “May There Always Be Sunshine”, в основе которого – популярная советская песня Аркадия Островского и Льва Ошанина “Пусть всегда будет солнце” (1962). Аранжировка для медных духовых инструментов сделана композитором Джо Кларком. На английском языке песня широко исполнялась певцом Питом Сигером. В эпизоде звучит также пьеса “Выставка” для квинтета медных духовых инструментов американского композитора Фишера Тула (1934-1994) и “Картинки с выставки” М.Мусоргского (аранжировка А.Фракенпола). Солисты – музыканты медных духовых инструментов ЧСО: концертмейстеры группы труб Эстебан Баталлан, валторн Дэвид Купер, туб Джин Покорны; Таге Ларсен, труба; Майкл Мулкахи, тромбон. В концерте участвуют музыкант Джим Гилл и вокалистка Мелинда Олбертайн. Просмотр этого и других эпизодов серии бесплатный.
28 января. CSO Sessions. Эпизод 12. В программе: Серенада для медных и деревянных духовых инструментов до минор В.А.Моцарта (солисты: концертмейстеры групп гобоев Уильям Велтер, кларнетов Стивен Уильямсон, фаготов Кайт Банке, валторн Дэвид Купер), Второй секстет для струнных соль мажор И.Брамса (солисты: концертмейстер ЧСО Роберт Чен; второй концертмейстер Стефани Йонг; Дэнни Лай, альт; исполняющий обязанности концертмейстера группы альтов Ли-Куо Чанг; концертмейстер группы виолончелей Джон Шарп; второй концертмейстер группы виолончелей Кеннет Олсен.
Эпизод доступен для просмотра до 28 февраля. Стоимость билета – $15.
По-прежнему в свободном доступе – часовой фильм “Solti’s Beethoven: The Fifth Symphony Revisited”. В первой половине картины собраны фрагменты репетиций восьмого (с 1969 по 1991 годы) музыкального руководителя ЧСО сэра Георга Шолти в Симфоническом центре Чикаго и его замечания о Пятой симфонии Л.ван Бетховена, сделанные за роялем в лондонском доме; во второй – Пятая симфония в исполнении ЧСО. Запись сделана в Чикагском симфонической центре в мае 1989 года. Фильм входит в серию PBS’ Great Performances.
В свободном доступе находится также запись Девятой симфонии Л.ван Бетховена в исполнении ЧСО под управлением Риккардо Мути. Концерт называется “Muti Conducts Beethoven 9”. Солисты: Камилла Нилунд, сопрано; Екатерина Губанова, меццо-сопрано; Мэтью Поленцани, тенор; Эрик Оуэнс, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дуайн Волф. Запись 2014 года.
На сайте ЧСО можно посмотреть также эпизоды серии “InterMISSION” – бесплатные подкасты, посвященные музыкантам ЧСО. Обновления серии проходят по понедельникам. Серия создана трубачом ЧСО Джоном Хагстромом и продюсером Скоттом Брюэром. Подробности – на сайте cso.org/intermission.
Nota bene! Все подробности о концертах ЧСО – на сайте cso.org/home/.