24 и 25 октября, 8.00 pm; 29 октября, 7.30 pm. Отдохнем от Бетховена и послушаем других классиков. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО): Сорок четвертая (“Траурная”) симфония Й.Гайдна, симфоническая поэма “Смерть и просветление” Р.Штрауса, Третья симфония И.Брамса. Дирижер – Давид Афхам.
Программа составлена по принципу “через тернии к звездам”. От траурной музыки Гайдна и путешествия от смерти к просветлению Штрауса – до лучезарного сочинения Брамса. Композитор сочинил Третью симфонию летом 1883 года на отдыхе в Висбадене, отмечая свой пятидесятилетний юбилей. Клара Шуман сказала о Симфонии так: “Каждый такт – удар в сердце, каждый – драгоценность”.
Тридцатисемилетний Давид Афхам – яркий представитель относительно молодого поколения дирижеров. Он родился и вырос в городе Фрайбург (Германия). Первые уроки игры на фортепиано и скрипке получил в шесть лет. Закончил Фрайбургскую консерваторию, учился в консерватории Веймара. В 2008 году был ассистентом В.Гергиева в Лондонском симфоническом оркестре, впоследствии ассистировал Б.Хайтинку в Королевском Концертгебау и ЧСО. Мировая известность пришла к Афхаму десять лет назад, когда он стал первым лауреатом Премии молодых дирижеров Зальцбургского фестиваля. Решение жюри из девяти человек во главе с музыкальным руководителем Кливлендского симфонического оркестра Ф.Вельзер-Местом было единогласным. С 2014 года Афхам – главный дирижер Испанского национального оркестра и хора. С ЧСО работает второй раз. Его брат Мича Афхам – альтист Берлинского филармонического оркестра.
24 октября в 6.45 pm на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится получасовая беседа с флейтисткой и музыковедом Кайл Дзапо об исполняемых произведениях.
27 октября, 3.00 pm. Камерный концерт в Симфоническом центре. В программе: Шестая скрипичная соната Л.ван Бетховена, Скрипичная соната Д.Шостаковича, пьеса “Tre Pezzi” для скрипки и фортепиано Д.Куртага, Скрипичная соната С.Франка. Исполнители – Кристиан Тетцлафф, скрипка; Ларс Фогт, фортепиано.
Два замечательных солиста давно выступают вместе, и каждый их совместный концерт превращается в событие.
Кристиан Тетцлафф родился в Гамбурге. Занимается скрипкой с шести лет, первое концертное выступление состоялось в четырнадцать. Кристиан учился в консерватории Любека (Германия) и Школе музыки университета Цинциннати. В отличие от большинства скрипачей, инструменты работы современных мастеров предпочитает старым. Играет на скрипке работы Стефана Питера Грайнера 2002 года и считает ее равной лучшим творениям Страдивари и Гварнери. За последние несколько лет мы часто слышали Тетцлаффа в Чикаго, в том числе – на музыкальных фестивалях в Равинии и Грант-парке. То же самое можно сказать о пианисте Ларсе Фогте. Последний раз он выступил в Чикаго в январе с сольным фортепианным концертом, заменив получившего травму локтя Лейфа Ове Андснеса.
Фогт родился в немецком городе Дюрен в 1970 году. Его международная карьера началась в 1990 году после Второй премии на Международном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания). Он выступал с лучшими симфоническими оркестрами мира. В последние годы все чаще пробует себя в качестве дирижера. С сентября 2015 года является музыкальным руководителем оркестра Royal Northern Sinfonia в центре Sage Gateshead (Гейтсхед, Великобритания). Его жена – российский композитор Татьяна Комарова.
1 ноября, 8.00 pm. Концерт джазового трио Chick Corea Trilogy в составе: Чик Кориа, фортепиано; Кристиан Макбрайд, контрабас; Брайан Блейд, ударные.
Армандо Энтони Кориа, известный во всем мире по имени Чик, – культовое имя в истории джазовой музыки. Один из самых блистательных джазовых пианистов и композиторов, лауреат двадцати двух (!) премий “Грэмми”, он начал выступать более шестидесяти лет назад в группах, играющих латиноамериканские мелодии. Его первые записи были сделаны в середине шестидесятых с трубачом Блю Митчеллом. Сегодня на счету Чика Кориа около восьмидесяти пяти альбомов. Он переиграл со всеми великими музыкантами второй половины XX века: от Майлза Дэвиса, Лайонела Хэмптона и Диззи Гиллеспи до Харби Хэнкока, Бобби Макферрина и Джошуа Редмена. До сих пор Чик с огромным уважением отзывается о школе Майлза Дэвиса, которую прошел и уроки которой усвоил на всю жизнь. Кориа вспоминает: “Дэвис поступал очень просто: отбирал музыкантов, которые, по его мнению, могли осуществить задуманное, и просто позволял им делать это. Он ограничивался только самыми необходимыми замечаниями. Я усвоил один из его главных уроков: надо просто наблюдать, что происходит, когда ты предоставляешь музыкантам полную свободу, возможность самовыражаться, быть естественными, идти так далеко, как они это чувствуют сами. Именно такой подход является наиболее творческим”.
Творческая активность Чика Кориа поражает! Обнаружив общность вкусов с британским басистом Дэйвом Холландом, работавшим у Дэвиса, оба “мятежника” покидают мэтра, чтобы вместе с ударником Барри Альтшулем организовать джазовое трио “Circle”. Позже к ним присоединился Энтони Брэкстон (духовые), и трио превратилось в квартет. В 1985 году Чик Кориа организовал новую группу. В нее вошли басист Джон Патитуччи и барабанщик Дейв Векль. Позже состав дополнялся и видоизменялся. Это была странная группа, имевшая сразу два названия: “Chick Corea Electric Band” и “Chick Corea Akoustic Band”. В полном соответствии с музыкой, которую на конкретном концерте или диске играл Кориа, группа выступала под тем или иным названием. Но, верный себе, Кориа не ограничивается рамками своих групп. Он много играет и в других составах, выпуская все новые и новые диски чуть ли не каждый год. Вот отрывок из рецензии одного маститого немецкого критика: “Кориа – это романтик современного джазового фортепиано не только как пианист, но и как композитор… На его концертах возникает ощущение, будто я смыл с себя скуку всех гладеньких клавирных альбомов с калейдоскопом популярных мелодий, залитых “соусом” шопеновского или питерсоновского изготовления. Может быть, именно так Мусоргский написал бы через сто лет свои “Картинки…”. Это не был джаз, ни тени блюза, ритм свободный, как у романтиков, но это завораживало”.
В семидесятые годы Кориа познакомился с певицей из Детройта Гейл Моран, ставшей участницей многих его последующих проектов, а вскоре и его женой. Он переехал из Нью-Йорка в Калифорнию. Брак с Гейл оказался удачным, она неизменно поддерживает Чика во всех его начинаниях и увлечениях. Главным из них является сайентология. В 1970 году Чик прочел книгу Рона Хаббарда “Дианетика” и с тех пор стал ревностным приверженцем его учения и адептом основанной им Церкви.
Но главным для Чика была и остается музыка. Испанский писатель Хулио Кортасар назвал его “джазовым энциклопедистом”. Чик Кориа постоянно в поиске, он живет творчеством и его новые проекты по-прежнему не перестают удивлять. В одном из интервью маэстро чуть приоткрыл дверь в свою творческую лабораторию: “Я сочиняю разными способами, но никогда не делаю этого за компьютером – это слишком медленно. Чаще пользуюсь просто карандашом и нотной бумагой – так у меня выходит быстрее. Но очень часто идеи рождаются, когда я просто импровизирую за роялем. А иногда темы приходят даже во сне”.
С Макбрайдом и Блейдом Кориа выступал в Чикаго лишь однажды – в октябре 2010 года. В декабре 2012 года в концертном зале North Shore Center в северном пригороде Чикаго Скоки прошел вечер “Chick Corea & Gary Burton Hot House Tour with Harlem String Quartet”. Наш герой играл со знаменитым вибрафонистом, пятикратным лауреатом премии “Грэмми”, вице-президентом университета в Беркли Гарри Бертоном. Последний раз мы слышали Кориа в Равинии летом 2016 года. Он выступал вместе с Джазовым оркестром Линкольн-центра.
Кориа ценит концертные выступления. Он говорит: “Сочинение музыки значит очень много, но подлинным актом ее рождения является выступление. Только в этом случае музыка оживает. Композитор-теоретик на века фиксирует ноты на бумаге, но только живая игра вдохнет в них жизнь. Именно поэтому традиция исполнения своих сочинений всегда вызывает во мне душевный трепет”. Концерты Кориа всегда запоминаются. Уверен, не станет исключением и новая встреча с музыкантом.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического оркестра сезона 2019-20 годов – на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 и в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.