11 сентября в газете Chicago Tribune вышло программное интервью музыкального критика Ховарда Райха с музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) Риккардо Мути. Я перевел наиболее интересные фрагменты разговора.
В прошлом сезоне прошла самая длинная забастовка в истории ЧСО. На второй день к музыкантам, стоявшим у входа в Симфонический центр, вышел Риккардо Мути. Он сказал: “Некоторые думают, что я выступаю против Совета директоров. Это не так. Я бы просто хотел, чтобы Совет директоров внимательней прислушался к мнению музыкантов, представляющих один из величайших оркестров мира”. Ховард Райх предположил, что после этого отношения дирижера с оркестром стали более тесными. Маэстро возразил: “Нет-нет, я так не думаю. Они были тесными и до забастовки. По этой причине я вышел к ним. Я вышел, потому что следовал своему инстинкту. Я всегда был очень, очень, очень, очень (он повторил это слово четыре раза) свободным человеком. Когда я только начинал карьеру, мой педагог Антонино Вотто сказал мне: “Никогда не иди на компромисс в музыке и помни, что музыканты – твой голос. Без музыкантов твоя палочка не работает”. Поэтому я подумал, что это важно – поддержать музыкантов. Я ни минуты не думал о Совете директоров. Я музыкант, и я верил, что они (музыканты) были абсолютно правы”.
Контракт Риккардо Мути с ЧСО заканчивается в конце сезона 2021-22 годов. Маэстро говорит: “Я буду работать с оркестром до последнего дня. Это не означает, что в будущем я не смогу продолжать работу с оркестром. Если музыканты захотят, то почему нет? Мое сердце остается с оркестром”.
22 июля 2022 года Риккардо Мути исполнится восемьдесят один год. “После 2022 года я не приму никакого предложения о музыкальном руководстве. Достаточно! Слишком много обязательств, если вы хотите быть настоящим музыкальным руководителем, а не просто главным дирижером. Настоящий музыкальный руководитель должен заботиться о многих вещах и иметь энергию бороться против определенных вещей, которые могут происходить не в оркестре, а вокруг него… Конечно, я продолжу работать с Венским филармоническим оркестром. Два оркестра очень близки мне – Чикагский симфонический и Венский филармонический. В следующем году исполнится пятьдесят лет моей работы с венским оркестром! Двести пятьдесят лет со дня рождения Бетховена, сто лет Зальцбургскому фестивалю и пятьдесят лет моего участия в фестивале и работы с Венским филармоническим!”
“Может быть, кто-нибудь скажет: “Маэстро Мути, будет лучше, если вы уйдете”. Но пока я могу ходить и подниматься на подиум, я продолжу. Если я увижу, что для того, чтобы пройти от входа на сцену к подиуму, мне понадобится больше пяти-шести секунд, это будет означать, что пришло время уйти в отставку. Вид дирижера, который не может подняться на подиум, потому что он слишком стар, – жалок.”
Что произойдет с оркестром после ухода Мути? Дирижер отвечает на этот вопрос так: “Конечно, будущее тяжелое для каждого оркестра. Найти талантливого дирижера международного уровня (“a very, very international, important conductor”) – все равно что найти пилота Ламборгини или Феррари. Намного тяжелее, чем пилота Фиата. Когда у вас оркестр такого калибра, вам нужен классный пилот”. Я думаю, метафора, адресуемая Совету директоров по поводу выбора нового руководителя, понятна.
После двух сентябрьских программ бразды правления оркестром переходят от Риккардо Мути к его молодым коллегам.
3-5 октября, 8.00 pm. В первой октябрьской программе ЧСО: американская премьера концерта “Eternal Rhythm” для перкуссина с оркестром израильского композитора Авнера Дормана (солистка – концертмейстер группы ударных инструментов Синтия Йе) и Восьмая симфония Д.Шостаковича. За дирижерским пультом – Джеймс Гаффиган.
Авнер Дорман родился в Тель-Авиве в 1975 году. Окончил Тель-Авивский университет, где занимался музыкой у уехавшего из Грузии советского композитора Иосифа Барданашвили, и отделение композиции в Джульярдской школе (класс Джона Корильяно). Самый молодой композитор в истории – лауреат Премии премьер-министра Израиля. Когда Дорман получил эту награду, ему было двадцать пять. Его произведения исполнялись ведущими оркестрами мира. Среди них – Нью-Йоркский, Лос-Анджелесский, Израильский, Мюнхенский филармонические; Сан-Францисский симфонический, Венский симфонический оркестр радио. За запись Концерта Дормана для мандолины солист Ави Авитал был номинирован на премию “Грэмми” в категории “Лучшее инструментальное соло с оркестром”. Первая опера Дормана “Wahnfried” в 2018 году вышла в финал International Opera Awards. Дорман занимается преподавательской работой. Он является профессором теории и композиции в Sunderman Conservatory of Music в Gettysburh College (Геттисберг, штат Пенсильвания).
Свой концерт “Вечный ритм” Дорман называет “праздником жизни, энергии и вездесущего ритма”.
Синтия Йе родилась в Тайбэе (Тайвань). Окончила University of British Columbia в Ванкувере (диплом бакалавра) и Temple University в Филадельфии (диплом мастера). С 2004 до 2007 года – концертмейстер группы ударных инструментов Симфонического оркестра Сан-Диего, с июня 2007 года – в аналогичной должности в ЧСО. Выступает в качестве солистки, участвует в радиопрограммах, дает мастер-классы в США и Канаде.
Маэстро Джеймса Гаффигана мы видели этим летом дважды в Равинии. Он дирижировал Люцернским симфоническим оркестром. В сезоне 2017-18 годов с оперой “Так поступают все женщины” Гаффиган дебютировал в Лирик-опере.
6 октября, 2.00 pm. Первый в новом сезоне концерт в ежегодной серии из пяти воскресных камерных вечеров в Художественном музее Чикаго. В программе: “Маленькая сюита” в старинном стиле и Фортепианное трио мексиканского композитора Мануэля Понсе (1882-1948), Второй фортепианный квартет И.Брамса. Исполнитель – камерный ансамбль “music803” (пишется именно так: в одно слово, с маленькой буквы и без пробела) в составе: Рейчел Голдстайн, скрипка; Вей-Тинг Куо, альт; Дэниель Катц, виолончель; Мио Накамура, фортепиано.
Обратите внимание. Концерт состоится в помещении Fullerton Hall, Art Institute of Chicago по адресу: 111 South Michigan Avenue Chicago, IL 60603. Перед концертом пройдет небольшая беседа о картинах, созвучных музыкальным произведениям, а после концерта все желающие смогут принять участие в экскурсии по музею.
6 октября, 7.00 pm. Бела Флек, Закир Хуссейн и Эдгар Мейер – три виртуоза игры на банджо, табла и контрабасе – спустя почти десять лет объединяются в трио, чтобы исполнить оригинальные композиции из разных музыкальных стилей и направлений. В программе – классическая музыка, блюграсс, джаз и многое другое. Специальный гость вечера – Ракеш Чаурасия, играющий на бансуре (индийской бамбуковой флейте).
7 октября, 7.00 pm. Первый в новом сезоне концерт в серии современной музыки MusicNOW. Эта серия существует уже двадцать один год, и в ней, как правило, исполняются только новые сочинения. В программе концерта: мировые премьеры сочинений “Code Switch” Ванг Ли и “Community Acoustics” Л.Джей Уайта, а также произведения Ф.Верунелли, Э.Браун, Ф.Меривале. Кроме Уайта, все авторы – композиторы-женщины. Куратор серии – композитор-резидент ЧСО Мисси Маццоли. Она не скрывает, что делает упор на композиторах-женщинах и тех, кого что-то связывает с Чикаго: “Моя философия заключается в том, чтобы исполнять произведения, которые не исполнялись крупными американскими оркестрами. Мы можем стать одной из первых организаций, которые продвигают молодых талантливых композиторов”.
10 и 12 октября, 8.00 pm; 11 октября, 1.30 pm. Прокофьев, Мендельсон, Лютославский – необычное сочетание имен и нетривиальный выбор произведений композиторов делает эту программу ЧСО весьма интересной. В программе: Увертюра на еврейские темы С.Прокофьева, Первый фортепианный концерт (солист – Ким Сунвук) и “Блестящее каприччио” Ф.Мендельсона, Концерт для оркестра В.Лютославского.
Тридцатиоднолетний корейский пианист Ким Сунвук сенсационно выиграл Международный конкурс пианистов в Лидсе в 2006 году. С тех пор активно ведет концертную деятельность. Живет в Лондоне. С ЧСО выступает впервые.
Парад дирижеров продолжает живущий в Париже украинский маэстро Кирилл Карабиц. После окончания музыкальной академии в Киеве он продолжил учебу в Венском университете музыки и исполнительского искусства (класс профессора Уроша Лайовича). Музыкальную карьеру начал в качестве ассистента дирижера Будапештского симфонического оркестра. Работал главным приглашенным дирижером Страсбургской оперы. С 2008 года – музыкальный руководитель Борнмутского симфонического оркестра (один из старейших музыкальных коллективов Великобритании), с сезона 2016-17 годов – музыкальный руководитель и главный дирижер Немецкого национального театра и Государственной капеллы Веймара.
Он уже дирижировал ЧСО в Равинии, в абонементной серии концертов выступает впервые.
13 октября, 3.00 pm. Воскресный цикл сольных фортепианных концертов открывает Кирилл Герштейн. В программе – только фортепианные сонаты Бетховена: Вторая, Шестнадцатая, Двадцать вторая, Девятнадцатая, Четвертая (именно в таком порядке). Как известно, грядет 250-летие со дня рождения великого Людвига, так что его музыки будет много. В том числе – у пианистов. В течение сезона дружными усилиями лучших музыкантов планеты (среди них – Андраш Шифф, Евгений Кисин и Игорь Левит) будут исполнены все тридцать две фортепианные сонаты Бетховена.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического оркестра сезона 2019-20 годов – на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 и в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.