23 и 25 мая, 8.00 pm; 24 мая, 1.30 pm; 26 мая, 3.00 pm. Страстная и зажигательная южноамериканская и испанская музыка прозвучит в эти дни в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО).
В программе: Четыре танца из балета “Эстансия” А.Хинастеры, Аранхуэсский концерт для классической гитары и оркестра Х.Родриго (солист — Пабло Сайнс Вильегас), рапсодия для оркестра “Испания” А.-Э.Шабрие, симфония “Буэнос-Айрес” А.Пьяццоллы (соло на бандонеоне — Дэниэль Бинелли). За дирижерским пультом — маэстро из Коста-Рики Джанкарло Герреро.
Отец Альберто Хинастеры (1916-1983) был каталонцем, мать — итальянкой. Будущий композитор родился и вырос в Буэнос-Айресе, окончил там консерваторию, занимался у Аарона Копланда в США и большую часть жизни провел в Женеве. В историю музыки вошел как аргентинский композитор, хотя сам всегда подчеркивал свое каталонское происхождение и хотел, чтобы его фамилию произносили по-каталонски — Жинастера.
Балет “Эстансия” (“Estancia”, 1941) относится к раннему периоду творчества композитора, когда он увлекался народными мелодиями и танцевальной музыкой. Впоследствии Хинастера стал сочинять усложненные композиции и оперы. В нью-йоркской постановке его первой оперы “Дон Родриго” (1964) главную партию исполнил Пласидо Доминго. Было это в 1966 году, и Доминго тогда никто не знал.
Аранхуэсский концерт для классической гитары и оркестра (Concierto de Aranjuez) — самое известное сочинение испанского композитора Хоакина Родриго (1901-1999). Он сочинил его в Париже весной 1939 года и посвятил гитаристу Рехино Сайнсу де ла Маса. Первое исполнение состоялось в Барселоне осенью 1940 года. Название концерта отсылает нас к загородной резиденции испанских королей в Аранхуэсе, где раскинулся прекрасный цветочный сад.
Рапсодия для оркестра Алексиса-Эммануэля Шабрие (1841-1894) — романтическое объяснение в любви Испании со стороны французского композитора-аристократа.
Симфонию “Буэнос-Айрес” аргентинский композитор Астор Пьяццолла (1921-1992) сочинил в Париже, во время учебы у педагога и композитора Нади Буланже. А начинал свой творческий путь Пьяццолла, занимаясь у Альберто Хинастеры. Круг замкнулся…
Сорокадвухлетний Пабло Сайнс Вильегас — испанский гитарист-виртуоз, лауреат многочисленных международных премий и конкурсов, один из лучших классических гитаристов нашего времени. Критики называют Вильегаса душой испанской гитары, а зрители любят за романтическую составляющую его игры. Вильегас выступает в крупнейших залах мира, работает с камерными и симфоническими оркестрами. На фирме NAXOS выпустил альбомы с музыкой Л.Берио и испанскими мелодиями. Его дебют в Чикаго состоялся летом 2017 года на Grant Park Music Festival. Вильегас солировал в еще одном концерте Хоакино Родриго “Fantasía para un gentilhombre“ для гитары с оркестром. Оркестром Грант-парка дирижировал Карлос Кальмар.
Из давнего интервью музыканта “Гитарному журналу“ я выбрал фрагмент, касающийся гитары и ее звука: “Я играю на гитаре, сделанной в 1992 году Маттиасом Дамманом. Верхняя дека из кедра, обечайки из бразильского Palo Santo… Как правило, чем лучше гитара, тем больше требований она предъявляет к исполнителю… Самый лучший звук гитары — ее собственный. Но когда играешь с оркестром или в большом зале, подзвучку надо использовать обязательно. Я так и делаю. В этом случае аудитории не приходится прислушиваться, чтобы разобрать, что играет гитара, а я могу показать все динамические оттенки инструмента и точнее передать музыку“.
С ЧСО Вильегас выступает впервые.
Дирижер Джанкарло Герреро родился в Никарагуа. В ранние годы с родителями эмигрировал в Коста-Рику, где присоединился к молодежному симфоническому оркестру. Он начинал карьеру в качестве перкуссиониста, а потом перешел на дирижирование. Учился в Baylor University (штат Техас) и Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). Музыкальный руководитель Вроцлавского филармонического оркестра, главный приглашенный дирижер оркестра Гульбенкяна в Лиссабоне и с 2009 года седьмой музыкальный руководитель Симфонического оркестра Нэшвилла (штат Теннесси), Герреро является лауреатом шести (!) премий “Грэмми”, в том числе — за лучший концерт оркестра (Daugherty: Metropolis Symphony; Deus Ex Machina) в 2011 году и лучшее инструментальное соло (Schwantner: Concerto for Percussion & Orchestra) в 2012 году (Герреро дирижировал оркестром Нэшвилла, солист — Кристофер Лэмб). Благодаря усилиям Герреро Нэшвилл превратился в американскую столицу современной академической музыки. Вместе с композитором Аароном Джей Кернисом он создал при Симфоническом оркестре Нэшвилла “Лабораторию по производству музыки” (Composer Lab & Workshop). Результаты не заставили себя долго ждать. Только за последние годы Симфонический оркестр Нэшвилла исполнил премьеры девяти симфонических произведений, включая “All Things Majestic” Дженнифер Хигдон (премия “Грэмми” за лучшую запись) и Четвертую (“Heichalos”) симфонию Джонатана Лешноффа. Это сочинение создано специально для группы Violins of Hopeinitiative, которая использует инструменты, чудом сохранившиеся в нацистских концлагерях. Всего с Оркестром Нэшвилла Герреро выпустил семнадцать дисков!
Дирижерский дебют Герреро в Чикаго состоялся летом 2014 года на Grant Park Music Festival. С ЧСО выступает впервые.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (23 и 25 мая, 6.45 pm; 24 мая, 12.15 pn; 26 мая, 1.45 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Лауры Причард об исполняемых произведениях.
24 мая, 8.00 pm. Джазовый вечер “Two Wings: The Music of Black America in Migration”. Пианист Джейсон Моран (2010 MacArthur Fellow), его жена, певица Алисия Холл Моран и Kenwood Academy Jazz Band под управлением Джеральда Пауэлла рассказывают музыкальную историю миллионов афроамериканцев, покинувших в начале XX века сельские южные штаты и в поисках лучшей жизни отправившихся на промышленный север США.
Первая мировая война дала мощный импульс развитию промышленности, и в индустриальных центрах (таких, как Детройт и Чикаго) был колоссальный спрос на рабочие руки. В сороковые годы люди тысячами закрывали свои лачуги, снимались с места, садились на иллинойский скорый поезд, который выезжал из Нового Орлеана, проезжал по реке Миссисипи, подбирая таких же искателей приключений, а потом шел на Сент-Луис, Мемфис, Чикаго… Благодаря Великой миграции афроамериканские музыканты вышли на лучшие сцены крупнейших американских городов, а мир получил джаз, блюз, свинг…
Перед началом концерта на втором этаже Симфонического центра (7.00 pm, Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа чикагского историка Тимуэля Блека о влиянии Великой миграции на развитие музыкальной культуры в США.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов и абонементы на сезон 2019-20 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2019-20 годов появятся в продаже 9 августа 2019 года.