Чикагский симфонический центр представляет…

Концерты 10 – 13 февраля 2019 года

Сцена из спектакля China National Peking Opera Company. Фото - www.cso.org
Сцена из спектакля China National Peking Opera Company. Фото - www.cso.org

10 февраля, 3.00 pm. Празднуем наступление Нового года по китайскому календарю. В программе – выступление всемирно известной оперной труппы из Пекина China National Peking Opera Company и Hubei Chime Bells National Chinese Orchestra.

Обратите внимание! Перед началом концерта в фойе Симфонического центра (Buntrock Hall, 1.30 pm) состоится выступление солистов Dong Fang Performing Arts Association, Yellow River Performing Arts и Chicago Chinese Qipao Association. Вход свободный для обладателей билетов на концерт в 3.00 pm.

12 февраля, 7.00 pm. Концерт Королевского симфонического оркестра Концертгебау под управлением английского дирижера Дэниеля Хардинга. В программе: Четвертая симфония И.Брамса и симфоническая поэма “Жизнь героя” Р.Штрауса.

Один из лучших симфонических оркестров мира, легендарный оркестр Концертгебау был основан в 1888 году. Отец-основатель оркестра Виллем Кес не сильно думал о названии: Концертгебау – это зал в Амстердаме, где оркестр репетирует и выступает.

Королевский симфонический оркестр Концертгебау на открытии сезона 2018- 19 годов. Фото - Милагро Элстак
Королевский симфонический оркестр Концертгебау на открытии сезона 2018-19 годов. Фото — Милагро Элстак

В Концертгебау приходили всерьез и надолго. Полвека – с 1895 по 1945 годы – оркестром руководил нидерландский маэстро Виллем Менгельберг – достижение, которое, наверно, навсегда останется непревзойденным. Четырнадцать лет (1945-1959 годы) главным дирижером оркестра был Эдуард ван Бейнум, двадцать семь лет (1961-1988 годы) – Бернард Хайтинк, шестнадцать лет (1988-2004 годы) – Риккардо Шайи, двенадцать лет (2004-2016 годы) – Марис Янсонс. В честь столетия оркестра королева Беатрикс присвоила ему почетное звание “Королевский”.

Высочайшая репутация оркестра сложилась уже к середине XX века. Оркестр широко исполнял музыку композиторов XX века, особенно активно – С.Прокофьева, Р.Штрауса, И.Стравинского.

“Золотой век” оркестра – годы, проведенные с Бернардом Хайтинком. Музыканты носили его на руках, с ним выступали и записывались лучшие солисты мира. Ушел из оркестра Хайтинк сам – не согласился с планами по урезанию бюджета. За выдающиеся достижения музыканта и впервые за всю историю Концертгебау он был назначен Почетным дирижером.

Королевский симфонический оркестр Концертгебау на открытии сезона 2018- 19 годов. Фото - Милагро Элстак
Королевский симфонический оркестр Концертгебау на открытии сезона 2018-19 годов. Фото — Милагро Элстак

Хайтинк хорошо известен чикагским любителям музыки. С 2006 по 2010 годы он был главным дирижером Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Эта должность была введена специально для него в то время, когда оркестр активно искал замену Даниэлю Баренбойму. Несмотря на преклонный возраст, он продолжает регулярно приезжать в Чикаго и дирижировать ЧСО.

Музыканты Концертгебау с удовольствием вспоминают годы руководства оркестром великого представителя русской дирижерской школы Мариса Янсонса. С 2004 года дирижер делил свое время между Амстердамом и Мюнхеном, являясь параллельно главным дирижером Симфонического оркестра Баварского радио. Он выступал с баварским оркестром десять недель, с амстердамским – двенадцать. В конце сезона 2015-16 годов дирижер завершил свой контракт с Концертгебау, оставшись дирижером-лауреатом, а с баварским коллективом по новому контракту он продолжит работу как минимум до конца сезона 2020-21 годов.

В 1977 году концертмейстером Концертгебау – самым молодым в истории оркестра – стал двадцатидевятилетний скрипач Яп ван Зведен. В 1995 году Яп ван Зведен решил поменять скрипичный смычок на дирижерскую палочку. Говорят, это было предложение Леонарда Бернстайна, и ван Зведен быстро с ним согласился. Уже в следующем году музыкант уходит из прославленного оркестра в Симфонический оркестр города Энсхед, а в 2000 году становится дирижером Гаагского симфонического оркестра. С сезона 2018-19 годов ван Зведен является музыкальным руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Дэниель Хардинг. Фото - Юлиан Харгривс
Дэниель Хардинг. Фото — Юлиан Харгривс

Дирижер Дэниель Хардинг родился в Оксфорде. В музыкальной школе учился играть на трубе. Готовился стать музыкантом оркестра, с тринадцати лет выступал с Национальным юношеским оркестром Великобритании. В семнадцать лет он собрал группу музыкантов, записал оперу “Лунный Пьеро” Шенберга и послал запись Саймону Рэттлу. Прославленный маэстро запись прослушал и – о, чудо! – пригласил начинающего дирижера стать его ассистентом в Симфоническом оркестре Бирмингема. После двух лет работы с Рэттлом Хардинг “поменял” дирижера. Он стал ассистентом Клаудио Аббадо в Берлинском филармоническом оркестре. Так начиналась дирижерская карьера Хардинга. Он был именно тем дирижером, который временно заменил Риккардо Мути в Ла Скала после ухода маэстро из миланского театра.

Хардингу сорок три года. В настоящее время он является музыкальным руководителем парижского Оркестра де Пари и Симфонического оркестра Шведского радио, а также дирижером-лауреатом Камерного оркестра Малера, с которым работал на протяжении двадцати лет. Он активно гастролирует, дирижируя как симфоническими концертами, так и оперными представлениями. Кроме музыки, у него есть еще одна профессия – он пилот авиакомпании.

В Чикаго оркестр Концертгебау гастролировал последний раз в 2006 году. Предстоящее выступление проходит в рамках американского турне оркестра. Кроме Чикаго оркестр посетит Нейплс (Флорида), Вашингтон, Нью-Йорк. Первоначально всеми концертами оркестра в США должен был дирижировать итальянский маэстро Даниэле Гатти, но за неподобающее поведение в отношении женщин в августе 2018 года был уволен с поста главного дирижера.

13 февраля, 7.00 pm. Концерт музыкантов ЧСО, объединенных в Civitas Ensemle. В программе: Патетическое трио М.Глинки, Трио для скрипки, кларнета и фортепиано А.Хачатуряна, Фортепианный квинтет С.Танеева.

В составе ансамбля: Юан-Кин Ю, скрипка; Ни Мей, скрипка; Вей-Тинг Куо, альт; Кеннет Олсен, виолончель; Джей Лоури Блум, кларнет. Вход свободный.

14 февраля возобновятся концерты ЧСО. В первой после возвращения из азиатского турне программе оркестра – произведения русских композиторов: Третий фортепианный концерт С.Рахманинова (солист – пианист из Македонии Симон Трпчески) и Первая симфония П.Чайковского. За дирижерским пультом – испанский маэстро Пабло Эрас-Касадо.

29 января был объявлен новый, сто двадцать девятый сезон ЧСО, десятый сезон маэстро Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя. Все подробности – в ближайших выпусках Музыкального обозрения.

Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов и абонементы на сезон 2019-20 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.